Факторный анализ рентабельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
ь ?дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
ь ?рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
ь ? рассмотреть общую методику факторного анализа показателей рентабельности организации.

Работа содержит 1 файл

a1.docx

— 29.42 Кб (Скачать)

2. Типы и задачи  факторного анализа

Функционирование  любой социально-экономической системы (к которым относится и действующее  предприятие) происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса  внутренних и внешних факторов.

Фактор - это  причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.

Выявление связи  между показателями, ее направления  и интенсивности, а также формы  зависимости между показателями необходимо для познания закономерностей формирования результатов деятельности субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение. Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.

Методика факторного анализа - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативных показателей.

2.1 Основные задачи  факторного анализа

1. Отбор факторов  определяющих исследуемые результативные  показатели.

2. Классификация  и систематизация факторов с  целью обеспечения комплексного  и системного подхода к исследованию  их влияния на результаты хозяйственной  деятельности.

3. Определение  формы зависимости между факторами  и результативными показателями.

4. Моделирование  взаимосвязей между факторами  и результативными показателями.

5. Расчет влияния  факторов и оценка роли каждого  из них в изменении результативного  показателя.

6. Работа с  факторной моделью. Методика факторного  анализа.

Отбор факторов для анализа того или иного  показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший  комплекс факторов исследуется, тем  точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается  как механическая сумма, без учета  их взаимодействия, без выделения  главных, определяющих, то выводы могут  быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями: функциональная она или  стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический  и практический опыт, а также способы  сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок  исходной информации, графический и  др.

Моделирование экономических показателей также  представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение  которой требует специальных  знаний и навыков.

Расчет влияния  факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

Последний этап факторного анализа - практическое использование  факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования  его величины при изменении ситуации.

2.2 Типы факторного  анализа

В зависимости  от типа факторной модели различают  два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

Детерминированный факторный анализ представляет собой  методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид  факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым  в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить  их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.

Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых  с результативным показателем в  отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

Стохастическое  моделирование является в определенной степени дополнением и углублением  детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:

· необходимо изучить  влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную  факторную модель (например, уровень  финансового левериджа);

· необходимо изучить  влияние сложных факторов, которые  не поддаются объединению в одной  и той же жестко детерминированной  модели;

· необходимо изучить  влияние сложных факторов, которые  не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

Кроме деления  на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:

o прямой и обратный;

o одноступенчатый и многоступенчатый;

o статический и динамичный;

o ретроспективный и перспективный (прогнозный).

При прямом факторном  анализе исследование ведется дедуктивным  способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных  факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и  многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без  их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо также  различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется  при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую  дату. Другой вид представляет собой  методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный  анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые  периоды, и перспективным, который  исследует поведение факторов и  результативных показателей в перспективе.

3. Методика факторного  анализа показателей рентабельности  организации

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:

Ri = (Цi - Сi) / Сi = Цi / Ci - 1

Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции выполняется на основе представленных данных. Форма таких  данных приведена в таблице 3.1.

Табл. 3.1 Факторный  анализ рентабельности отдельных видов  продукции 

Вид продукции 

Средняя цена реализации 

Себестомость 

Рентабельность, % 

Отклонение от плана, %  

плановая 

условная 

фактичская 

общее 

за счет  

цены 

себестоимости  

план 

факт 

план 

факт        

A            

B            

И т.д.            
 

Необходимо также  более детально изучить причины  изменения среднего уровня цен и  способом пропорционального деления  рассчитать их влияние на уровень  рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 3.2.):

 Табл. 3.2 Расчет  влияния факторов второго порядка  на изменение уровня рентабельности 

Фактор 

Изменение цены, руб. 

Изменение рентабельности, %  

Качество продукции    

Рынки сбыта  продукции    

Изменение цен  в связи с инфляцией    

Итого    
 
 

Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. 

Примерно также  производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная  модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет  следующий вид: 

Rп = Пп / В, где 

Rп - рентабельность продаж; 

Пп - прибыль с продаж. 

Расчет влияния  отдельных факторов также производится методом цепной подстановки. 

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции  зависит от среднего уровня цены и  себестоимости изделия: 

Rп = Пi / Вi = (Цi - Сi) / Цi 

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного  капитала. Балансовая сумма прибыли  зависит от объема реализованной  продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). 

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. 

Для расчета  влияния факторов на уровень рентабельности используют следующие исходные данные (таблица 3.3): 

Табл. 3.3 Исходные данные. 

Факторы 

План 

Факт  

Прибыль от реализации, руб.    

Внереализационные финансовые результаты, руб.    

Сумма балансовой прибыли, руб.    

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, руб.    

Выручка от реализации продукции, руб.    

Коэффициент оборачиваемости  капитала    
 
 

При углубленном  анализе необходимо изучить влияние  факторов второго уровня, от которых  зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов. 

Для анализа  рентабельности производственного  капитала, определяемой как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных средств и  материальных оборотных фондов, можно  использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом: 

Информация о работе Факторный анализ рентабельности организации