Факторный анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
 рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
 рассмотреть общую методику факторного анализа показателей рентабельности организации.

Работа содержит 1 файл

Факторный анализ рентабельности предприятия.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

     Рк=БП/SК; Ркрп/SК; Рк=ЧП/SК 

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

     Рентабельность  является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

 

  1. Типы и задачи факторного анализа

     Функционирование  любой социально-экономической системы (к которым относится и действующее  предприятие) происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса  внутренних и внешних факторов.

     Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.

     Выявление связи между показателями, ее направления  и интенсивности, а также формы  зависимости между показателями необходимо для познания закономерностей  формирования результатов деятельности субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей  приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение. Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.

     Методика  факторного анализа – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

    1. Основные  задачи факторного анализа
 

     1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.

     2. Классификация и систематизация  факторов с целью обеспечения  комплексного и системного подхода  к исследованию их влияния  на результаты хозяйственной  деятельности.

     3. Определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями.

     4. Моделирование взаимосвязей между  факторами и результативными показателями.

     5. Расчет влияния факторов и  оценка роли каждого из них  в изменении результативного показателя.

     6. Работа с факторной моделью.  Методика факторного анализа.

     Отбор факторов для анализа того или  иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

     Важным  методологическим вопросом в факторном  анализе является определение формы  зависимости между факторами  и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная  или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения  параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

     Моделирование экономических показателей также  представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

     Расчет  влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения  влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые  будут подробнее рассмотрены  ниже.

     Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного  показателя, для планирования и прогнозирования  его величины при изменении ситуации.

    1. Типы  факторного анализа
 

     В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

     Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

     Данный  вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению  со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.

     Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

     Стохастическое  моделирование является в определенной степени дополнением и углублением  детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:

  • необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

     Кроме деления на детерминированный и  стохастический, различают следующие  типы факторного анализа:

    • прямой и обратный;
    • одноступенчатый и многоступенчатый;
    • статический и динамичный;
    • ретроспективный и перспективный (прогнозный).

     При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.

     Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

     Необходимо  также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

     И, наконец, факторный анализ может  быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

 

  1. Методика  факторного анализа  показателей рентабельности организации
 

     Уровень рентабельности отдельных видов  продукции зависит от изменения  среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции: 

     Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1 

     Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции выполняется на основе представленных данных. Форма таких  данных приведена в таблице 3.1. 

     Табл. 3.1 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

  
Вид продукции Средняя цена реализации Себестомость Рентабельность, % Отклонение  от плана, %
плановая условная фактичская общее за счет
цены себестоимости
план факт план факт
A                    
B                    
И т.д.                    
 

     Необходимо  также более детально изучить  причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 3.2.):

 

      Табл. 3.2 Расчет влияния факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности

Фактор Изменение цены, руб. Изменение рентабельности, %
Качество  продукции    
Рынки сбыта продукции    
Изменение цен в связи с инфляцией    
Итого    
 

     Далее необходимо установить, за счет каких  факторов изменялась себестоимость  единицы продукции и аналогичным  образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты  делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно  оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные  резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

     Примерно  также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная  факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид: 

     Rп  = Пп / В, где 

     Rп  – рентабельность продаж;

     Пп  – прибыль с продаж.

     Расчет  влияния отдельных факторов также  производится методом цепной подстановки.

     Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: 

     Rп  = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi 

     Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма  прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

     Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости  капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой  сумме основного и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Информация о работе Факторный анализ рентабельности предприятия