Финансы унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Унитарное предприятие — это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Работа содержит 1 файл

Финансы унитарных предприятий.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Финансы унитарных предприятий.

  Унитарное предприятие — это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий в Республике Беларусь могут быть созданы государственные или частные предприятия.

 

 
 

 
 
 
 
 

В Республике Беларусь государственный сектор экономики представлен унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Эти предприятия находятся в республиканской собственности или собственности административно-территориальных единиц (коммунальной).  

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие может распоряжаться  имуществом только с разрешения собственника.

Унитарное предприятие может быть создано  только одним учредителем – физическим или юридическим лицом (как национальным так и иностранным инвестором)

Минимальный размер уставного  фонда унитарного предприятия не определен законодательством и может быть установлен по решению его учредителя.

До государственной  регистрации унитарного предприятия  уставный фонд должен быть оплачен в полном объеме.

Вкладом учредителя в уставный фонд могут  быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.

Учредительным документом частного унитарного предприятия  является его Устав, утвержденный учредителем.

Собственник имущества частного унитарного предприятия не отвечает по обязательствам предприятия.

Исключение: Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности  по обязательствам собственника его  имущества, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Руководителем унитарного предприятия является (генеральный) директор, назначаемый учредителем.  
 

Размер уставного фонда для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, определяется собственником. При этом уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия до его государственной регистрации. 

  Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

  Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, когда его указания и иные действия приводят к экономической несостоятельности (банкротству) государственного предприятия. В подобных случаях законодательство предусматривает возможность субсидиарной ответственности собственника имущества. Данное правило распространяется и на дочерние предприятия.

  Так же как и другие коммерческие организации, государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в процессе своей деятельности несет риск банкротства, финансовые, предпринимательские и другие риски. Ему дано право самостоятельно находить поставщиков необходимых ему товарно-материальных ценностей и покупателей готовой продукции, товаров и других активов, выходить на внешние рынки.

В то же время предприятие не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. 

  В совокупности финансовых отношений государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, можно выделить в отдельную группу отношения с вышестоящим органом управления - министерством (ведомством). Эти отношения возникают по поводу формирования и использования средств отраслевых централизованных инвестиционных, инновационных или иных аналогичных по назначению фондов и в других предусмотренных законодательством случаях.

  Государственные предприятия представляют в соответствующее министерство (ведомство) обоснования и расчеты себестоимости и цен по основным видам продукции, расчеты потребности в оборотном капитале, расчеты рентабельности, бизнес-планы. Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий используются министерствами (ведомствами) для подготовки информации правительству страны в целях принятия управленческих решений и выработки государственной финансовой политики. Являясь уполномоченным государственным органом, министерство (ведомство) доводит до подведомственных предприятий задания по себестоимости, нормативы образования фондов за счет чистой прибыли, лимиты расходования энергоресурсов и другие показатели, а затем контролирует их выполнение.

  Министерства и иные органы государственного управления дают оценку работе государственных предприятий, делают выводы о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным. При этом предварительно определяется зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. Если такая зависимость не будет установлена, то в соответствии с законодательством принимаются решения о смене руководства предприятием, первоочередной приватизации или внесении заявлений в хозяйственный суд о возбуждении производства по делу о банкротстве. Когда неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним, то указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении руководства предприятия предусмотренных мер ответственности. Указанные положения распространяются и на предприятия, в имуществе которых имеется доля государственной собственности. 

  Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие) может быть образовано по решению Правительства Республики Беларусь. Казенное предприятие создается на базе имущества, находящегося в собственности республики. В Беларуси казенные предприятия не получили такого распространения, как в России.

  Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый правительством страны. Фирменное наименование предприятия, основанного на оперативном управлении, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

  Финансовая самостоятельность казенного предприятия более ограничена, чем у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

  Так, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Директор казенного предприятия распоряжается имуществом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользование только с согласия уполномоченного государственного органа.

  Планирование деятельности казенного предприятия осуществляется централизованно (по схеме сверху вниз). Уполномоченный орган ежегодно определяет потребность в продукции, производимой казенным предприятием, утверждает план-заказ с учетом плана развития предприятия, доводит фонд заработной платы и лимит численности работающих. Руководитель и специалисты казенного предприятия на стадии разработки плана-заказа вправе представлять уполномоченному органу свои предложения и расчеты.

  Уполномоченный орган устанавливает цены на продукцию, включаемую в план-заказ. Если казенному предприятию разрешено заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью, то цены на соответствующую продукцию устанавливаются предприятием самостоятельно или на договорной основе. Планы по такой деятельности разрабатывает предприятие и согласовывает их с уполномоченным органом.

  Взаимоотношения с поставщиками товарно-материальных ценностей и покупателями продукции строятся на договорной основе.

Распределение прибыли казенного предприятия производится по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход республиканского бюджета.

  Риски казенных предприятий сведены к минимуму, так как государство принимает непосредственное участие в решении финансовых вопросов. Принципиальной особенностью казенного предприятия, отличающей его от всех других коммерческих организаций, является то, что в соответствии с законами Республики Беларусь оно не может быть объявлено банкротом. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Республики Беларусь. 

Информация о работе Финансы унитарных предприятий