Функции производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

Управление относится к числу понятий, знакомых большинству людей с детства. В наиболее общем виде управление можно определить как действие, организующее и направляющее какие-либо процессы.
В XX в. сформировалась самостоятельная наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление, по отношению к каким объектам. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика». Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Нор-берт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики».

Содержание

Введение 4
1 Понятие производственного менеджмента 5
2 Функции производственного менеджмента 7
3 Система производственного менеджмента на ОАО «Фритекс» 10
4 Пути совершенствования производственного менеджмента на ОАО «Фритекс» 14
Заключение 16
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа № 1

по теме «Функции производственного менеджмента» 
 

ЗАДАНИЕ №1 
 

Содержание 
 

Введение                                                                                                                4 
1  Понятие производственного менеджмента                                                       5

2  Функции производственного менеджмента                                                      7

3  Система производственного менеджмента на ОАО «Фритекс»                   10

4 Пути  совершенствования производственного менеджмента  на ОАО «Фритекс»                                                                                                               14

Заключение                                                                                                            16

Список  использованных источников                                                                  17  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Управление относится к числу понятий, знакомых большинству людей с детства. В наиболее общем виде управление можно определить как действие, организующее и направляющее какие-либо процессы.

      В XX в. сформировалась самостоятельная  наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление, по отношению к каким объектам. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика». Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Нор-берт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики».

      Та  часть кибернетики, которая изучает, исследует процессы управления на микроэкономическом уровне, получила название «производственного менеджмента». Значительный вклад в становление и развитие производственного менеджмента внесли Ф. Тейлор, Г. Гант, супруги Лилиан и Фрэнк Гильберты, М. Вебер, Г. Форд, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Фоллет, Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Д. Карнеги, Р. Маккензи, А. Маслоу, У. Оучи и др.  

      В производственном менеджменте в качестве субъекта управления чаще всего выступают хозяйственные руководители, многочисленные органы управления. Объекты управления — это предприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства в виде орудий и предметов труда, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал. 

      Каждое  предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся в организации товары или услуги, знания или информация.

      В сложившихся условиях важное значение имеет повышение эффективности  функционирования и конкурентоспособности  фирмы.

      Этого можно добиться если с применением  научных подходов и методов отрабатывать целевую подсистему системы производственного менеджмента и закладывать в стратегию фирмы цели по повышению качества выпускаемой продукции, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта продукции, организационно-техническому развитию коллектива, охране окружающей природной среды.

      Первые  три цели - повышение качества, ресурсосбережение, расширение рынка - на прямую влияют на размер прибыли, остальные цели - напрямую и косвенно, в перспективе. 
 
 

      1. Понятие производственного менеджмента 

      Центральным звеном производственного менеджмента является предприятие. Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся в организации товары или услуги, знания или информация. 

      Для того чтобы производить любой  экономический продукт, необходимо использовать факторы производства, экономические ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, производственными ресурсами, финансами, технологиями. 

      Для функционирования производства необходимо получать исходные материалы и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы, по-современному называемые службами логистики. 

      Предприятие обязано выпускать продукцию  определенного качества, соответствующую  стандартам, принятым нормам, техническим  условиям. Значит, управление предприятием включает управление качеством выпускаемого продукта, что в свою очередь требует  управления технологическими процессами. 

      В руководстве предприятием важно  управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит  управлению персоналом, кадрами. Поэтому  производственный менеджмент, действующий совместно с управлением персоналом, часто называют «искусством получать нужные вещи посредством управления людьми». 

      Исходя из этого, производственный менеджмент можно определить как систему форм и методов управления экономикой предприятия, направленную на достижение оптимальных результатов в его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. 

      Общая схема организации  производственного менеджмента  на предприятии представлена на рисунке 2.

 

      Рисунок 2 – Общая схема организации  производственного менеджмента на предприятии

      В управлении экономикой предприятия существует определенная логика взаимодействия функций, обусловленная логической последовательностью процесса управления.

      Целесообразно выделить четыре стадии этого процесса.  
На первой стадии ставится цель функционирования управляемого объекта, определяются количественные характеристики развития; на второй — организуются необходимые условия для функционирования управляемого объекта; на третьей — ведутся учет и контроль состояния объекта с точки зрения промежуточных или конечных результатов, которыми оценивается степень достижения целей; на четвертой — осуществляется регулирование отклонений, возникающих в ходе реализации целей, а также стимулирование, заключающееся в поощрении работников и коллективов с целью повышения результативности их деятельности.
 

      2. Функции производственного менеджмента 

      На первой стадии процесса управления четко прослеживаются четыре функции

      1) экономический анализ как комплекс работ в области оценки достигнутых результатов, выявления внутренних и внешних резервов дальнейшего развития

      2) прогнозирование как совокупность гипотез, сценариев и моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них

      3) принятие решений как совокупность способов достижения целей и задач, стоящих перед предприятием

      4) планирование как процесс разработки и принятия планов, программ и бюджетов, определяющих способы будущих действий, траекторию развития объекта хозяйствования. 

      Следует отметить, что иногда в специальной литературе процесс прогнозирования как функция управления отдельно не выделяется и рассматривается как подсистема планирования. Однако любой управленческий процесс отличается от другого исходя из преследуемой им цели. Целью прогнозирования является составление прогноза, а планирования — составление планов и на их основе программ и бюджетов. План отличается от прогноза тем, что он не гипотеза, не предположение, а четкая схема, задание, образ поведения. Хозяйственные планы содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате их осуществления, выполнения. Иными словами, прогнозы в отличие от планов не требуют обязательного исполнения. 

      В свете вышеизложенного целесообразно выделить процесс прогнозирования в отдельную функцию управления.

      В отдельную функцию управления также необходимо выделить функцию принятия решения. Изучение имеющейся литературы показывает, что многие авторы этот процесс в составе функций управления обособленно не выделяют, однако следует заметить, что эффективность управленческой деятельности во многом зависит от своевременности и качества принимаемых ею решений.

      Процесс принятия решений начинается, как правило, с определения целей и задач, стоящих перед предприятием. Ему предшествуют анализ исходной информации, а также прогнозирование и моделирование различных вариантов стратегического и тактического развития предприятия. Избранный альтернативный вариант становится основой принимаемого решения, после чего строится алгоритм его достижения.

      Все это может служить основанием для выделения процесса принятия решения в самостоятельную функцию  управления. 

      Процесс управления предприятием невозможен без четкой его организации. Многие исследователи данную функцию упрощенно отождествляют с самим процессом управления в целом и обособленно не выделяют. Необходимость ее выделения в отдельную управленческую функцию можно обосновать тем, что организация как функция управления составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно не работают ни планы, ни программы.

      Сущность организации  состоит в координации, т.е. упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в общем деле, в частности, в процессе производства продукции. Составной частью работ в фазе организации является формирование организационных структур управления, которые определяют построение системы управления, выделение уровней управления и структурных подразделений, характер подчинения и взаимосвязи между ними, функции отдельных звеньев управленческих структур.

      Таким образом, вторая стадия процесса управления связана с координацией функций и формированием организационных структур управления. 

      Целенаправленное  воздействие на объект управления предполагает постоянное сравнение его проектируемых  и достигнутых характеристик, выявление  отклонений фактических величин  от нормативных, плановых и прогнозных показателей. В этом суть функции  контроля, призванного во всех возможных случаях сигнализировать не только о случившихся, но и намечающихся отклонениях, с тем, чтобы регулирование могло вестись в превентивном порядке.

      Функции контроля всегда предшествует функция учета. Ее содержание составляют процессы фиксации первичной информации о хозяйственных операциях и группировки данных по строго определенным признакам, направлениям, периодам. 

      Таким образом, на третьей стадии процесса управления выступают еще две функции управления — учет и контроль, с помощью которых поддерживается обратная связь между управляющей системой и управляемым объектом.

      На заключительной стадии управления осуществляются функции регулирования и стимулирования. Они включают в себя комплекс работ, направленных на устранение отрицательных отклонений, а также закрепление и поощрение положительных результатов. Регулирование — не что иное, как реагирование системы управления на ход событий, его изменения, т.е. процесс приведения управляемой системы в необходимые рамки.  
 
 

Рисунок 3 - Общая схема процессов управления в организации 

      Стимулирование  представляет собой также функцию  управления, сопутствующую функциям организации и регулирования. Это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уделить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям.

Информация о работе Функции производственного менеджмента