Экономический анализ хозяйственных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить и проанализировать экономические показатели по труду и средства на его оплату на торговом предприятии и разработать пути их улучшения в современных условиях.
В ходе работы следует выполнять ряд задач:
- Выявить основные показатели по труду, их содержание;
- Рассмотреть характеристику показателей по труду и заработной плате;
- Изучить методику анализа показателей по труду и заработной плате;
- Дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия;
- Провести анализ обеспеченности предприятия торговли трудовыми ресурсами;
- Проанализировать производительность труда и эффективность использования персонала предприятия;
- Дать анализ динамики, состава и структуры фонда заработной платы;
- Разработать мероприятия по дальнейшему улучшению показателей по труду и заработной платы.

Работа содержит 1 файл

Экономический анализ показателей Антураж.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

 

Материально-расчетная  группа

Торгово-оперативный  персонал



Склад

 

Вспомогательный персонал


 

Рис. 3.1. Организационная структура управления ООО «Антураж»

 

В непосредственном подчинении у директора находятся главный  бухгалтер, начальник отдела снабжения, начальник отдела производства, начальник отдела продаж, которые в свою очередь имеют в подчинении торгово-оперативный персонал. В подчинении главного бухгалтера находятся: бухгалтерия, склад, материально-расчетная группа. Основной задачей главного бухгалтера является: извлечение наибольшей прибыли для предприятия, сокращение издержек производства, начисление заработной платы работникам.

Среди административно-управленческого  персонала на объекте ООО «Антураж» все работники имеют высшее образование. Это является неотъемлемым условием при приеме на работу, т. к. квалифицированные работники способствуют более продуктивной работе предприятия.

Среди торгово-оперативного персонала в 2009 году 5 человек имели высшее образование, 16 человек – средне-специальное образование. В 2010 году количество работников с высшим образованием осталось без изменения, а количество работников со средне-специальным образованием увеличилось на 1 человека.

Для более полного  представления о работе предприятия  необходимо изучить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО " Антураж " за 2010-2011 год

 

Показатели

Ед.  измер.

2010

2011

Отклонение (+;-)

Темп измен, %

1. Оборот розничной торговли

тыс. руб.

20393

23674

3281

116,1

2. Торговая площадь

м2

232

239

7

103,0

3. Оборот розничной торговли  на 1 кв.м торговой площади

тыс. руб./м2

87,9

99,1

11.2

112.7

           

Продолжение таблицы 3.1

4. Численность работников, всего

чел.

48

50

2

104,2

в т.ч. работников ТОП

чел.

26

27

1

103,8

5. Производительность труда одного  работника

тыс. руб./чел.

 

424,9

 

473,5

 

48,6

 

111,4

в т.ч. ТОП

тыс. руб./чел.

784,3

876,8

92,5

111,8

6 . Фонд заработной платы

тыс. руб.

4988

6518

1530

130,7

7. Уровень фонда заработной платы

%

12,2

13,8

1,6

-

8. Среднемесячная заработная плата  1 работника

тыс. руб.

8,66

11,31

2,65

130,6

9. Среднегодовая стоимость основных  фондов

тыс. руб.

3430.5

3921.5

491

114,3

10. Фондоотдача

 

5.9

6.04

0.14

102.4

11. Фондовооруженность труда одного  работника

 

71.5

78.4

6,9

109,7

12. Коэффициент эффективности использования  основных фондов 

 

0,7

0,4

-0,3

-

13. Среднегодовая стоимость оборотных  средств

тыс.руб.

11049,1

12365,6

1316,5

111,9

14. Время обращения оборотных  средств

дни

195

188

-7

96,4

15. Коэффициент участия оборотных  средств в каждом рубле оборота

 

54,2

52,2

-2

96,3

16. Коэффициент рентабельности  оборотных средств

 

20,8

13,9

-6,9

66,8

17. себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

14787

16129

1342

109,07

18. Доход от реализации

         

сумма

тыс. руб.

5606

7545

1939

134,6

уровень

%

27,5

31,9

4,4

-

19. Издержки обращения

         

сумма

тыс. руб.

3178

4955

1777

155,9

уровень

%

15,6

20,9

5,3

-

20. Прибыль (убыток) от продаж

         

сумма

тыс. руб.

2428

2590

162

106.7

рентабельность продаж

%

11.9

10.9

-1

-


 

 

 

 

 

Окончание таблицы 3.1

 

 

21. Прочие доходы

тыс. руб.

582

532

-50

91,41

22. Доходы  от  участия в деятельности других организациях

тыс. руб.

14

27

13

192,9

23. Прочие расходы

тыс. руб.

-

555

555

-

24. Проценты к уплате

тыс. руб.

-

322

322

-

25. Проценты к получению

тыс. руб.

-

-

-

-

26. Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

       

сумма

тыс. руб.

3024

2272

-752

75.1

рентабельность предприятия

%

10,7

11,6

0,9

-

27.Текущий налог на прибыль  и иные аналогичные обязательные  платежи

тыс. руб.

726

545

-135

75,1

28.Отложкнные налоговые активы

тыс. руб.

-

-

-

-

29. Отложенные налоговые обязательства

тыс. руб.

-

-

-

-

30. Чистая прибыль, (убыток) отчетного года

тыс. руб.

2298

1727

-571.5

75.1

31. рентабельность конечной деятельности

%

11.3

7,3

-4

-


 

Рентабельность предприятия  рассчитывается согласно следующим  показателям:

   
  • Рентабельность всего капитала

Валовая прибыль / Валюта баланса

  • Рентабельность активов

Чистая прибыль / Итог актива баланса

  • Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / Собственный капитал

  • Рентабельность продаж

Прибыль от продаж / Выручка-нетто

  • Рентабельность продукции

Чистая прибыль / Выручка  от реализации

продукции




Проанализировав таблицу 3.1, можно отметить следующее:

Основным показателем деятельности торгового предприятия, отражающим общую сумму проданных товаров за период, является оборот розничной торговли. За 2011 год на предприятии ООО «Антураж» его значение возросло на 3 281 тыс. руб. или на 16,1%. Такое положение дел могло стать следствием, как грамотной ассортиментной политики, маркетинговых решений, увеличения торговой площади на 7 м2, так и роста цен вследствие инфляции. Рост товарооборота всегда оценивается положительно, т.к. он создает предпосылки к снижению уровня расходов и увеличению прибыли.

За 2010-2011 год торговая фирма ООО «Антураж» увеличила свою торговую площадь на 7 м2 за счет дополнительной аренды освободившейся смежной территории. В данном конкретном случае это оценивается положительно, т.к. при увеличении площади для торговли на 3%, оборот на 1 м2 возрос на 12,7% или на 11,2 тыс. руб.

Ключевым показателем, характеризующем  рабочую силу на торговом предприятии  является среднесписочная численность его работников, которая за анализируемый период увеличилась на два человека, причем на одного из них произошел прирост работников торгово-оперативного персонала. Такой рост вполне закономерен, т.к. при наращивании выручки, увеличивается объем работы и, как следствие, возникает необходимость в привлечении дополнительных кадров.

В 2011 году произошел рост, как производительности труда, так и фонда заработной платы, причем не только по сумме, но и по уровню. Производительность труда одного среднесписочного работника увеличилась на 48,6 тыс. руб. или на 11,4%, а одного работника ТОП – на 11,8%. Такую ситуацию с одной стороны можно охарактеризовать положительно, т.к. рост производительности говорит об увеличении оборота, что и наблюдается, а так же об эффективной кадровой политике на предприятии. Однако, проанализировав фонд заработной платы, который по сумме возрос в 2011 году по сравнению с прошлым на 1530 тыс. руб. или на 30,7%, можно сделать вывод об излишнем расходовании средств на заработную плату, которое в свою очередь увеличило расходы и в конечном итоге отрицательно сказалось на прибыли организации.

Причем фонд заработной платы возрос не только по сумме, но и по уровню на 1,6%, увеличивая тем  самым уровень издержек обращения. За 2011 год также произошло увеличение средней заработной платы одного работника на 30,6%, что могло послужить одним из предпосылок роста производительности труда, тем более при действующей системе его оплаты.

Одним из основных показателей, отражающих оснащенность предприятия  основными средствами является среднегодовая стоимость основных фондов, которая в отчетном 2011 году по сравнению с прошлым возросла на 491 тыс. руб. или на 14,3% за счет приобретения нового оборудования. Причем, с одной стороны кажется, что его приобретение дало свой эффект т.к. в динамике возросли такие показатели, как фондоотдача и фондовооруженность (на 0,14 и 6.9 пунктов соответственно). Однако коэффициент эффективности основных фондов претерпел снижение на 0,3.  Такое положение дел могло быть следствием недостаточной загрузки имеющихся основных средств вследствие неграмотности персонала, простоев, внепланового ремонта и пр.

Среднегодовая стоимость  оборотных средств также значительно  возросла, на 11,9% или 1 316,5 тыс.руб. Причем в этом случае оценка использования  оборотных средств будет сугубо негативной, т.к. снизился коэффициент их рентабельности на 6.9, что повлекло за собой замедление оборачиваемости на 7 дней и снижение коэффициента участия оборотных средств в обороте на 2 пункта. Всё это могло стать следствием неэффективного распределения ресурсов, переизбытка наличности на расчетном счете и в кассе, накопление и невостребование дебиторской задолженности и т.д.

За 2010-2011 год увеличился такой показатель, как себестоимость реализованных товаров на 1 599 тыс. руб., или на 11,3%. Его увеличение всегда отрицательно сказывается на прибыли, но всё же оно закономерно и ожидаемо в связи с приростом товарооборота. В данном конкретном случае темп роста товарооборота превышает темп роста себестоимости почти на 5%, из чего можно сделать вывод о планируемом росте прибыли. За исследуемый период валовая прибыль по сумме возросла на 1 939 тыс. руб., а по уровню – на 4,4%, что, безусловно, оценивается положительно.

В связи с ростом оборота  розничной торговли, соответственно, должны были возрасти и расходы на продажу, или издержки обращения. За анализируемый период их увеличение составило по сумме 1 777 тыс. руб., а по уровню 5,3%, при темпе роста 55,9%. Такое положение дел крайне негативно сказывается на конечном результате деятельности, т.к. темп роста издержек превысил темп роста оборота почти на 40%. Это могло быть связано с ростом расходов на оплату труда, транспортных расходов (были заключены договора с новыми иногородними поставщиками), увеличением сумм, потраченных на обслуживание основных фондов (в связи с их увеличением) и т.д.

По причине столь  стремительного роста издержек обращения, в динамике сократилась рентабельность продаж на 1%, при росте прибыли  от продаж в абсолютном выражении  на 162 тыс. руб., а в относительном  на 6,7%, что значительно ниже прироста оборота и тем более валовой прибыли.

Так же в отчетном году появились такие статьи расходов, как проценты к уплате (322 тыс. руб.) и прочие расходы (555 тыс. руб.), негативно  влияющие на результат. Возросли доходы от участия в деятельности других организаций на 13 тыс. руб. т.е. почти в два раза, а вот прочие доходы, наоборот, снизились на 50 тыс. руб. или на 8,6%. Изменение всех этих показателей оказало свое влияние на прибыль до налогообложения. За анализируемый период она хоть и возросла по уровню на 0,9%, но всё же по сумме организация потеряла в отчетном году по сравнению с прошлым 752 тыс. руб.

Снижение прибыли до налогообложения повлекло за собой  снижение текущего налога на прибыль  на 135 тыс. руб. Вследствие чего в конечном итоге фирма получила чистой прибыли в отчетном году на 571,5 тыс. руб. меньше, чем в прошлом и рентабельность конечной деятельности снизилась на 4%.

Обобщив всё вышесказанное  можно отметить, что по отдельным  статьям и показателям сотрудники организации сработали неплохо, увеличив эффективность отдельных элементов, однако этого оказалось недостаточно для получения лучшего результата. В работе некоторых отделов (в частности отдела снабжения, т.к. резко возросла себестоимость) были замечены явные промахи, которые в следующем отчетном периоде необходимо немедленно устранить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОЦЕНКА РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА

В ООО «АНТУРАЖ»

 

Основными задачами анализа  фонда заработной платы являются:

  • изучение состава, структуры и динамики фонда заработной платы;
  • выявление изменений показателей, произошедших за отчетный период;
  • выявление причин, вызвавших отклонение фактических показателей от плановых и прошлого года;
  • выявление факторов, оказавших влияние на фонд заработной платы;
  • расчет размеров влияния каждого из факторов;
  • оценка эффективности использования фонда заработной платы.

Источниками исходной информации для анализа фонда заработной платы являются:

  • данные бухгалтерского и оперативного учета;
  • данные статистической отчетности;
  • штатное расписание торгового предприятия;
  • табели учета рабочего времени;
  • тарифная сетка, нормы выработки и пр.

Расходы на оплату труда  занимают в общей величине издержек обращения значительный удельный вес, в связи с этим повышается и  значение их анализа. Для анализа фонда заработной платы используют данные табл. 4.1.

Таблица 4.1

Состав и структура фонда заработной платы

работников предприятия  ООО «Антураж»

Составляющие документы

2010 год

2011 год

Отклонение по

Темп роста, %

сумма, тыс.руб.

уд. вес %

сумма, тыс.руб.

уд. вес %

сумме, тыс.руб.

уд. весу %

Фонд заработной платы

4988

100,0

6518

100,0

71530

-

130,7

Информация о работе Экономический анализ хозяйственных показателей