Экономический анализ в привлечении инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

В работе сделаy акцент на роль расчетной части в бизнес-плане. Дело в том, что, несмотря на огромный срок составления бизнес-планов во всем мире, расчетная часть непозволительно часто хромает, причем речь идет не только о малом и среднем бизнесе, ситуация в крупных и очень крупных компаниях порой оказывается еще более плачевной.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Проблема поиска финансовых средств 3
1.1. Инвестиции в уставный капитал 4
1.2. Долговое финансирование 7
1.3. Стадии бизнеса 8
1.4. Проблемы молодых компаний 10
1.5. Трудности состоявшегося бизнеса 14
Глава 2. Бизнес-план: понятие, структура, типология 19
2.1. Цель разработки 19
2.2. Типы бизнес-планов 21
Заключение 24
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Такие компании представляют высокий интерес для владельцев рискового капитала, венчурных фондов и фондов прямого финансирования. На этой стадии развития интерес к инвестированию в компанию могут также иметь некоторые институциональные инвесторы: банки и фонды.

5. Стадия зрелости

     Хорошо  управляемая, прибыльная и быстро растущая компания. Лидер или один из лидеров  отрасли. Высококвалифицированный  менеджмент и эффективные бизнес-процессы. Опыт успешного привлечения капитала посредством частного размещения акций инвесторам с хорошей репутацией. Впечатляющая история развития.

     На  данной стадии развития бизнеса, компания может осуществить публичное  размещение акций. Также, на этой стадии развития, акции компании могут приобретать  институциональные инвесторы, включая пенсионные фонды. Первоначальные инвесторы, которые осуществляли финансирование компании на более ранних стадиях, могут предпочесть выйти из бизнеса и продать свои акции посредством публичного размещения, либо путем продажи стратегическим инвесторам или менеджменту компании.

1.4. Проблемы молодых компаний

     Как и было заявлено в начале работы, возвращаемя к наиболее животрепещущей теме привлечения финансов молодыми компаниями (1-3 стадии).

     Как только у бизнесмена появляется привлекательная  идея, и он решает воплотить ее в жизнь, первый вопрос, который очевидно возникает – вопрос финансирования этой идеи. Первым и наиболее очевидным шагом в такой ситуации станет поход в банк. Как правило, большинство из таких походов оканчивается разочарованием. Банки, не соглашаются на предоставление кредитов для стартующих кампаний. И дело здесь не столько в том, что они не доверяют венчурным проектам, сколько в том, что у банковского кредита другое назначение. Он не призван финансировать венчурные проекты как таковые, а предназначен для крупных и средних компаний с уже сложившейся кредитной историей, устоявшимся положением на рынке, словом, если деятельность компании можно предсказать.

     Еще хуже будут обстоять дела у компании, если все-таки банк согласится выдать кредит. Это приведет к необходимости выполнения требований циклического характера банковского кредита. Вне зависимости от цикличности денежных потоков внутри компании такая программа зачастую неприемлема. Кроме того, банк ощущает отсутствие стратегического участия в управлении, что увеличивает его риски и, соответственно, ставку по кредиту.

     Начинающая  компания как никто другой часто  испытывает давление, оказываемое на нее в трудные времена. Хотя для  начинающих компаний иногда бывает даже полезно год другой поработать в режиме некоего непостоянства. При этом она «притирается» к рынку, устраняет первоначальные просчеты и выходит, в конце концов, на прибыльность. И это вовсе не значит, что в подобной компании непрофессиональный менеджмент, который все «плохо» просчитал, просто венчурный бизнес сам по себе в принципе «плохо» просчитывается. Не редки случаи, когда компания 2-3 года работает в убыток, а потом начинает приносить большую отдачу4.

Кредит табл. 1
Преимущества Недостатки
максимально сжатые сроки предоставления финансирования необходимость выполнений циклических выплат
  высокий процент по кредиту
  давление  со стороны банка при любой  неблагоприятной ситуации

     Все эти проблемы позволяет решить долевое  участие в капитале. В этом случае, компания может не беспокоиться о скором возврате инвестиций, и может полностью сосредоточиться на улучшении эффективности своего бизнеса, налаживании связей на рынке, построении производственного цикла, повышении конкурентных качествах продукта и общей адаптации к условиям рынка. На это она может потратить несколько лет. А стратегический инвестор будет постоянно ее консультировать, искать партнеров, помогать в управлении.

   Понятно, он свое возьмет позже, когда компания встанет на ноги. Однако на начальной  стадии становления бизнеса это  наиболее простой и эффективный путь. Кто же может купить долю в начинающей компании?

  • Бизнес-ангелы - частные инвесторы, вкладывающие деньги на этапе создания предприятия в обмен на долю в капитале (обычно блокирующий пакет). Ангелы, как правило, вкладывают свои собственные средства. Небольшое, но растущее число бизнес-ангелов образуют сети, или группы, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций и для объединения капиталов5. Интересный вариант с одной несущественной проблемой: ангелов мало, и их трудно найти, а найдя еще труднее заинтересовать.
  • Венчурные инвестиционные фонды — инвестиционные компании, объединяющие капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий и фирм и поэтому сопряженный с высокой или относительно высокой степенью риска6. Привлечение средств инвестиционного фонда растянуто во времени и связано с серьезным конкурсом. Представленный бизнес-план должен быть как минимум лучше нескольких сотен конкурентов. Это трудный, но, в конечном счете, наиболее эффективный способ.
  • Крупная компания – любая крупная компания, оперирующая в смежном сегменте рынка, может стать потенциальным претендентом на долю в вашем бизнесе. Здесь вам надо доказать значимость и совместимость вашего бизнеса с бизнесом компании-гиганта. Возможно, придется найти, в чем заключается новая технология, ноу-хау вашего бизнеса, которым в перспективе воспользуется компания-гигант и выиграет в конкурентной борьбе. При таком развитии ситуации придется доказывать значимость и совместимость вашего направления и деятельности заинтересованной компании. Зато в случае успеха ваша компания получит доступ дистрибьюторским возможностям, технологическому опыту, да и другим ресурсам, которыми обладает сильный игрок на рынке.
  • Инвестиционный банк - «посредник» между корпорацией-эмитентом, выпускающей ценную бумагу, и фондовым рынком. Обычной практикой для инвестиционных банков является прямое приобретение от корпорации акций или облигаций. Инвестиционные банки также оказывают услуги консалтинга при сделках слияний и поглощений, прочих финансовых трансакциях, выступают в качество гарантов при распространении ценных бумаг. Также инвестиционные банки могут сами выступать в роли прямых инвесторов. В такой ситуации привлеченный капитал, по сути, будет напоминать смесь банковского и производственного капитала.
 
 
 
 
 
 
 
Долевое участие табл. 2
Преимущества Недостатки
отсутствие  четких сроков возврата инвестиций потеря  доли капитала в пользу стратегического  инвестора
помощь  в управлении со стороны стратегического инвестора необходимость создания проработанного бизнес-плана
  продолжительные сроки получения средств

1.5. Трудности состоявшегося бизнеса

     Сегодня в конкурентной борьбе побеждает  не та компания, которая обладает значительными активами, а та, которая способна быстрее создавать и развивать новые активы. То есть, лидерство в конкурентной борьбе зависит от ключевых компонентов, которыми обладает компания, а также ее динамических способностей. Отлаженные бизнес-процессы, уникальные организационные структуры, специфические навыки персонала, неповторимые научно-исследовательские работы, прямые контакты с дилерами и дистрибьюторами – эти и др. конкурентные преимущества, компоненты должны создавать реальные барьеры для конкурентов. Однако об одной важнейшей составляющей успешности бизнеса часто забывают. Это способность быстро и эффективно привлекать капитал, без которой о лидерстве на рынке можно забыть. Без внешнего капитала, ни о каких способностях быстро создавать и развивать новые активы не может быть и речи. Специалисты уже давно говорят: "Деньги - это commodities (сырье)". Компания должна иметь возможность, в случае необходимости быстро и недорого привлекать капитал, как любое другой ресурс, требуемый для развития бизнеса. К сожалению, подавляющее большинство российских компаний пытаются, в основном безуспешно, финансировать рост бизнеса исключительно за счет банковских кредитов, либо собственной прибыли. При этом, они не располагают достаточным обеспечением для получения займов, а потерянное время на аккумулирование собственной прибыли, приводит к проигрышу конкурентам, способным привлекать внешний капитал.

     Таким образом, вопрос "где взять деньги?" актуален и для финансового директора  или собственника состоявшейся и  успешно оперирующей на рынке компании. До недавних пор основным инструментом привлечения денежных средств был банковский кредит. Однако развивающиеся торговые и производственные компании, которые уже достигли высоких объемов продаж, на определенном этапе начинают испытывать затруднения в дальнейшем привлечении банковских ресурсов. Банковский кредит не всегда дает возможность привлечь значительную сумму средств на необходимый период времени и по приемлемой для бизнеса стоимости7.

     На  помощь в такой ситуации приходит фондовый рынок с необъятным портфелем необходимых инструментов. Наиболее интересны два из них - выпуск векселей и корпоративных облигаций.

Выбор финансового инструмента

     Этот  выбор зависит от истории компании. Вполне естественным желанием становится выход на рынок долгосрочных заимствований, поэтому некоторые компании предпочитают начинать сразу с облигационного займа. Как правило, это крупнейшие в своей отрасли предприятия, которые десятки лет работают в своих нишах. Естественно, инвесторы имеют определенную информацию об этих предприятиях и готовы покупать предлагаемые ценные бумаги.

     Что касается молодых быстроразвивающихся  компаний, которые испытывают острую потребность в привлечении инвестиций и, в то же время, еще не известны финансовому рынку, то выходом из сложившейся ситуации может стать выпуск векселей. У векселей есть уникальное преимущество. Это беззалоговое кредитование, обеспечиваемое только собственным оборотом и активами предприятия. Кроме того, этим инструментом удобно пользоваться для текущего финансирования предприятия. Выпуск векселей создает публичную кредитную историю компании, после чего она может приступать к реализации облигационной программы, которая в конечном итоге, позволит привлечь значительные финансовые ресурсы на больший срок и по меньшим ставкам, чем банковские кредиты.

     Успех реализации вексельной или облигационной  программы зависит, во-первых, от хороших  финансовых показателей компании, от положения предприятия на рынке  и тенденциях рынка, от степени открытости перед инвестиционным сообществом, от профессионализма финансового консультанта, а также от уровня корпоративного управления в компании. Корпоративное управление - это организация контроля со стороны собственников (акционеров) компании за деятельностью топ-менеджеров, выстраивание стабильных отношений между различными существующими группами акционеров (инвесторов), а также налаживание отношений с другими группами и структурами, которые могут оказать влияние на деятельность компании (такими как кредиторы, партнеры, региональные и местные власти, органы регулирования и пр.).

     Как только компания выходит на финансовый рынок с первым траншем корпоративных  ценных бумаг, она становится объектом внимания рейтинговых агентств, которые, используя всю доступную информацию, присваивают эмитентам свои кредитные рейтинги, которые влияют на процентную ставку по векселям и облигациям, на привлекательность ценных бумаг для потенциальных инвесторов. И одним из факторов, влияющих на рейтинг компании-эмитента, является и уровень корпоративного управления. Уровень корпоративного управления при составлении рейтинговых оценок учитывают самые авторитетные в финансовом мире учреждения: Standard and Poor`s, Moody`s Investor Services, РА "Эксперт", мнение которых учитывают инвесторы.

     Во  многих крупных компаниях структура собственности раздроблена между несколькими акционерами, что не только затрудняет контроль над менеджерами, но и служит почвой для возможных конфликтов и разногласий по вопросам ведения бизнеса. Все это в конечном итоге увеличивает уровень риска. Во всем мире возрастает инициатива фондовых бирж и регулирующих органов по принятию стандартов или кодексов лучшей практики корпоративного управления. Это относится и к России - в нашей стране уже принят национальный Кодекс корпоративного поведения, на основе которого уже несколько десятков самых современных российских компаний составили свои корпоративные кодексы.

     Кодекс  корпоративного управления - это принятые компанией "правила игры", которые  определяют порядок работы и взаимодействия акционеров и менеджеров, этику и моральные принципы сотрудников, стандарты и процедуры внутреннего контроля, создают предсказуемость и открытость компании перед инвестиционным сообществом, служат механизмом предотвращения возможных конфликтов. Все это служит одним из своеобразных "гарантов" стабильности бизнеса и снижению рисков в глазах инвесторов, поскольку больше всего инвесторов пугает закрытость компании и отсутствие четких правил, по которым живет предприятие, непредсказуемость поведения акционеров или топ-менеджеров. И здесь не нужно путать корпоративный кодекс с уставом или положением об учетной политике предприятия.

     Главные требования, выдвигаемые к кодексу  корпоративного управления - это честность, прозрачность, подотчетность, ответственность.

     Для подготовки кодекса или его экспертизы, а также аудита корпоративного управления лучше привлечь консультанта - независимую и уважаемую организацию. После подтверждения соответствия самого кодекса предприятия и механизма его реализации национальным и международным стандартам независимым экспертом в области корпоративного управления ни у кого не возникнет сомнений. К тому же принятию кодекса соответствует кропотливая работа по выстраиванию отношений между всеми группами внутри предприятия. Объем работы по созданию хорошей системы корпоративного управления в разных компаниях неодинаков и зависит от таких факторов как число акционеров, степень участия основных собственников в текущем управлении, число и роль наемных менеджеров в исполнительных органах, заинтересованность в привлечении тех или иных новых акционеров (российские стратегические инвесторы, банки, иностранные акционеры и др.). Однако такая работа, в том или ином объеме, является важным ресурсом повышения эффективности компании и ее устойчивости.

Информация о работе Экономический анализ в привлечении инвестиций