Марксистская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:28, доклад

Описание работы

Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в трудах его основоположников К. Маркса и Ф. Энгельса.

Работа содержит 1 файл

Марксистская философия.docx

— 20.67 Кб (Скачать)

Марксистская  философия:

-Формирование  философии Марксизма,  ее основные этапы  «практический характер». 

     Философия марксизма – одно из важнейших  направлений, вызывающее в современную  эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в трудах его основоположников К. Маркса и  Ф. Энгельса.

     Традиции  классической философии развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал  роль науки как всесильного инструмента.

       Философия К. Маркса (1818 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.

     На  становление  К. Маркса как мыслителя  большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Георга Гегеля и антропологический  материализм Людвига Фейербаха  – основные источники синтеза, давшего  оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось  на протяжении всей его жизни, но философское  и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году.  

     В процессе формирования философии марксизма  можно выделить несколько  этапов:

     1) 1837-1842 гг. – первоначальные поиски  мировоззрения, становление революционного  демократизма;

     2) 1842-1843 гг. – начало перехода от  идеализма и революционного демократизма  к материализму и коммунизму;

     3) 1843-1848 гг. – формирование исходных  положений целостного научно-философского  и коммунистического мировоззрения; 

     4) завершение формирования философии  марксизма в 1845-1848 гг.  

     К. Маркс уже в начале 40-х годов  Х1Х века стремился связать философию  с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной  революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской  теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому, как философия находит  в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит  в философии свое духовное оружие».

К.Маркс  делает вывод о необходимости  революционного устранения отчуждения, частной собственности как его  основы, создания коммунистического  общества как общества подлинно человеческих отношений. Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие  в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса – его зрелым работам.

     В «Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс  подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. К. Маркс придает понятию «практики» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Категория «практики» рассматривается как важнейшая философская категория марксизма.  
 

Социальная  философия Маркса, Антропология Марксизма, философия ее природы.

Социальная  философия – дисциплина, связанная  с выяснением вопросов о том, что  такое общество, что можно отнести  к общественным явлениям, как реализуют  себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл  и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.. Однако, поскольку человек реализует  себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.

     Маркс был человеком, искренне преданным  науке, и исключительно добросовестным исследователем. В отличие от подавляющего большинства своих последователей он всегда был готов вносить изменения  в свои теории, учитывая новые данные. Хотя он и говорил, что ничто человеческое ему не чуждо, вся его жизнь  была заполнена по преимуществу одним  – непрерывным, монотонным и тяжелым  трудом, против которого он так резко  высказывался в своей критике  капитализма. Девизом Маркса было латинское  изречение: “Иди своим путем, и пусть  другие говорят все, что угодно”. Работы Маркса при его жизни не пользовались особым успехом. Они или  подвергались слабо аргументированной  критике, или, что было чаще, попросту замалчивались. Социальная философия Маркса складывалась прежде всего под воздействием Гегеля, французских социальных утопий (Сен-Симон, Фурье) и английского утилитаризма (Бентам, Милль). Эти три круга идей Маркс подверг, однако, резкой, иногда просто уничижительной критике; он скорее отталкивался от них в поисках собственного решения, чем пытался развить их. Таким образом, социальная философия К. Маркса примечательна в истории социальной философии не только своим содержанием — последовательным проведением материалистического подхода и пересмотром под этим углом зрения системы общественной жизни, но и специфическими формами своего изложения, своими межпредметными связями. Пожалуй, в истории социальной философии еще не было случаев столь тесного переплетения социально-философского, политико-экономического и, если можно так выразиться, политико-идеологического, практически-прагматического пластов анализа общественной реальности.

Человек – живое, телесное существо, жизнедеятельность  которого представляет собой основанный на материальном производстве осуществляющийся в  системе общественных отношений, процесс  сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия  на мир и на самого человека для обеспечения  его существования, функционирования, развития.

Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.

И так, марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с  тем в марксисткой философии отмечается, что человечества, как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием “индивид”. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества.

М а  р к с и з м рассматривает человека как общественное  существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее членораздельной речью, сознанием и мировоззрением; как субъект труда, мысли, чувств, воли, убеждений и общения. Главным в определении сущности человека марксизм считает способность осуществлять сознательно . преобразование действительности посредством искусственно созданных орудий. С т. зр. марксизма, человек несводим ни к его духовному началу – сознанию, ни к его телесной организации, хотя то и другое существенно для него. Он представляет собой единство природного и социального, физического и духовного, наследственного и прижизненно выработанного. Марксизм отвергает метафизич. И идеалистические представления о существовании врожденных идей и способностей у человека. Анатомо-физиологические задатки, которые являются продуктом длит. эволюции, сами по себе не могут привести к возникновению сложных психических  особенностей, которые формируются только в процессе общения ребенка со взрослыми. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности, превращение их в способности – гл. условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производного от общества, как продукта обществ. трудовой деятельности. Каждый отдельный  человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе общечеловеческое . начало, некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом обществ. дифференциации, выделением отд. индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей. Марксистское понимание свободы человека исходит из того, что человек может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления обществ. целей, но выступает прежде всего как самоцель. Идеал такою общества марксизм видит в коммунистическом  обществе, т.к. только в нем человек получит средства, дающие ему возможность полностью выявить свою индивидуальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более  осмысленным и человек ощущает  острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому  человеку достойное существование.В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения. 
 
 

Информация о работе Марксистская философия