Матрильно техническая база предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.
Внутренняя торговля играет большую роль в повышении жизненного уровня населения России. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного спроса населения. В 2007 через внутреннюю торг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Причины и предпосылки возникновения кооперации Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Современное состояние потребительской кооперации в России Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Концепция развития потребительской кооперации России до 2015 г. Ошибка! Закладка не определена.
2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗИТИИ ТОРГОВЛИ 6
2.1. Понятие и состав материально-технической базы торговли 6
2.2. Показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы кооперативной торговли 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 12
3.1. Краткая характеристика исследуемой организации 12
3.2. Анализ основных показателей деятельности исследуемой организации 15
4. СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 19
4.1. Анализ состава и структуры материально-производственной базы исследуемой организации 19
4.2. Анализ динамики движения и состояния основных фондов в составе материально-технической базы исследуемой организации 20
5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 22
5.1. Анализ фондоотдачи материально-технической базы исследуемой организации 22
5.2. Расчет влияния факторов на эффективность использования материально-технической базы исследуемой организации 24
5.3. Пути повышения эффективности использования материально-технической базы исследуемой организации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая№2 36 листов.docx

— 66.15 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Ошибка! Закладка не определена.

1.1. Причины и предпосылки возникновения кооперации Ошибка! Закладка не определена.

1.2. Современное состояние потребительской кооперации в России Ошибка! Закладка не определена.

1.3. Концепция развития  потребительской кооперации  России до 2015 г. Ошибка! Закладка не определена.

2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗИТИИ ТОРГОВЛИ 6

2.1. Понятие и состав материально-технической базы торговли 6

2.2. Показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы кооперативной торговли 9

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 12

3.1. Краткая характеристика исследуемой организации 12

3.2. Анализ основных показателей деятельности исследуемой организации 15

4. СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 19

4.1. Анализ состава и структуры материально-производственной базы исследуемой организации 19

4.2. Анализ динамики  движения и состояния основных фондов в составе материально-технической базы исследуемой организации 20

5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 22

5.1. Анализ фондоотдачи материально-технической базы исследуемой организации 22

5.2. Расчет влияния факторов на эффективность использования материально-технической базы исследуемой организации 24

5.3. Пути повышения эффективности использования материально-технической базы исследуемой организации 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях формирования рыночных отношений в  стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового  обслуживания.

Внутренняя  торговля играет большую роль в повышении  жизненного уровня населения России. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного  спроса населения. В 2007 через внутреннюю торговлю реализовано около 4/5 всех материальных благ, поступающих в личное потребление. В торговле и общественном питании занято более 7% всех рабочих и служащих народного хозяйства.

Растет  материальное благосостояние людей, растет их культурный уровень. В этих условиях вполне естественно желание покупателей  приобрести необходимый ему товар  в удобное для него время, в  удобном месте, в нужном ассортименте.

Поэтому в условиях рыночной конкуренции  большое значение уделяется торговому  обслуживанию, так как от качества и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем  которой является размер прибыли.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

  • торговое обслуживание является инструментом в конкурентной борьбе;
  • торговое обслуживание оказывает огромное влияние на настроение и удовлетворенность покупателей, так как 90% всех их потребностей удовлетворяется в торговле;
  • эффективное торговое обслуживание способствует стимулированию сбыта товара, то есть побуждает покупателя приобрести товар;
  • эффективность торгового обслуживания способствует повышению основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

В современных  условиях развития экономики возрастает роль системы потребительской кооперации в решении социально-экономических  проблем общества. Эффективность  хозяйствования организаций потребительской  кооперации и выполнение социальной миссии напрямую зависит от эффективности  использования инвестиционных ресурсов, от умения руководителей кооперативных  организаций ими распоряжаться.

Для осуществления  процесса товарного обращения необходимы разнообразные средства труда —  здания, сооружения, оборудование, различные  машины, механизмы, инвентарь, образующие в совокупности материально-техническую  базу торговли. Материально-техническая  база торговли необходима для выполнения не только производственных функций, но и функций, связанных с непосредственной реализацией товаров. Кроме того, современные торговые предприятия  в сельской местности являются культурными  центрами, что имеет важное социальное значение.

Однако  современное состояние организаций  потребительской кооперации нельзя считать достаточно устойчивым, поскольку  имеются убыточные организации, снижаются темпы роста объемов деятельности традиционных отраслей ее хозяйственной деятельности по сравнению с прогнозируемыми в программах развития, уменьшается число пайщиков. В этой связи актуальным является решение проблемы поиска направлений совершенствования управления организациями потребительской кооперации, одним из которых является совершенствование материально-технической базы.

Цель  работы заключается в том, чтобы  рассмотреть понятие и состав материально-технической базы торговли, определить эффективность ее использования.

 

1:МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗИТИИ      ТОРГОВЛИ

      1.1. материально-технической базы торговли

Согласно  Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) материально-техническая база торговли – это совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.

Рассмотрим  состав материально-технической базы торговли, рассмотренный в Государственном  стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения":1

  • складское помещение: специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия оптовой торговли.
  • торговое помещение магазина: часть помещения магазина, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг.
  • торговый зал магазина: специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.
  • помещение (магазина) для приема, хранения и подготовки товаров к продаже: специально оборудованная часть помещения магазина, предназначенная для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
  • подсобное помещение магазина: часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.
  • административно-бытовое помещение магазина: часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения. В состав административно-бытового помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.
  • техническое помещение магазина: часть помещения магазина, предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования. В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления.
  • общая площадь магазина: площадь всех помещений магазина. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.
  • складское помещение: специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия оптовой торговли.
  • складское помещение основного производственного назначения (оперативное помещение, операционное помещение): часть складского помещения, предназначенная для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров. В состав складских помещений основного производственного назначения входят приемочные, секции хранения, холодильные камеры, цеха фасовки, комплектовочные, экспедиции.
  • складское помещение подсобного назначения: часть складского помещения, предназначенная для размещения подсобных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. В состав складских помещений подсобного назначения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.
  • вспомогательное складское помещение: часть складского помещения, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения. В состав вспомогательного складского помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры.

В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные  и подвальные помещения, включая  галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.2

  • складская площадь товарного склада: площадь складских помещений основного производственного назначения.
  • подсобная площадь товарного склада: площадь складских помещений подсобного назначения.
  • грузовая площадь товарного склада: площадь складских помещений, занимаемая оборудованием, предназначенным для хранения товаров. В состав оборудования входят стеллажи, поддоны, контейнеры.
  • емкость товарного склада: характеристика помещений основного производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.

1.2. Показатели, характеризующие эффективность использования   материально-технической базы кооперативной торговли

Расчёты материально-технической базы кооперативной торговли позволяет установить, в какой мере действующая торговая сеть обеспечит выполнение плана товарооборота при одновременном росте культуры торговли, как повысить эффективность использования торговой сети, чтобы компенсировать ее недостаток, сколько необходимо построить новых предприятий торговли.

При анализе материально-технической  базы торговли изучают следующие  вопросы:3

  • выполнение плана развития торговой сети, динамику ее развития;
  • обеспеченность населения торговой площадью и ее соответствие установленным нормативам;
  • эффективность использования торговых предприятий.

В такой последовательности осуществляют анализ материально-технической базы всех отраслей деятельности потребительской  кооперации. Однако каждая отрасль  имеет свои особенности. Так, при  анализе материально-технической  базы розничной торговли выясняют:

  • выполнение плана прироста торговой сети за счет
  • нового строительства и комплексной рационализации, причины отклонения от плана и пути их устранения;
  • динамику развития торговой сети в сопоставлении с динамикой развития товарооборота и товарных запасов;
  • качественное состояние торговой сети (количество универмагов, универсамов, специализированных магазинов в общем количестве розничных торговых предприятий, их размеры);
  • соответствие действующей номенклатуры типов магазинов, рекомендуемых Центросоюзом;
  • техническое оснащение магазинов;
  • применяемые формы продажи товаров;
  • размещение торговой сети по населенным пунктам и внутри их.

К основным показателям эффективности  использования основных фондов торговли относят: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность, срок окупаемости и др.4

Фондоотдачу определяют отношением суммы годового товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов. В последние годы в потребительской кооперации фондоотдача снижается, что может быть объяснено более высокими темпами роста капиталовложений в развитие материально-технической базы торговли по сравнению с темпами роста товарооборота.

Фондоемкость измеряют отношением среднегодовой суммы основных фондов к сумме товарооборота. В потребительской кооперации этот показатель с каждым годом увеличивается.

Фондовооруженность рассчитывают путем деления среднегодовой стоимости основных фондов на среднегодовую численность работников, занятых в хозяйстве (отрасли). Целевой комплексной программой потребительской кооперации «Сокращение применения ручного труда» предусмотрены значительное повышение фондовооруженности работников торговли, замена устаревшего оборудования и машин, внедрение новейших достижений науки и техники. Все это будет способствовать росту производительности труда и повышению эффективности использования основных фондов.

Рентабельность основных фондов определяют отношением суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов. Этот показатель, как и фондоотдача, в последние годы снижается, что обусловлено теми же причинами.

Срок окупаемости основных фондов рассчитывают делением стоимости капитальных затрат на сумму годовой прибыли по плану. Этот показатель является обратным показателю рентабельности. Он характеризует целесообразность капитальных вложений.

Для определения эффективности  использования основных фондов в  торговле используют также ряд других показателей: товарооборот на 1 м2 торговой площади; коэффициент сменности; коэффициент непрерывности; коэффициент использования оборудования;

коэффициент использования торговой площади.

Наиболее распространенным показателем  является товарооборот на 1 м2 торговой площади, который наглядно характеризует степень использования основных фондов торговли.

Коэффициент сменности, показывает эффективность использования торговых предприятий в течение суток. Его рассчитывают путем деления продолжительности работы предприятия в сутки на продолжительность одной смены

Коэффициент непрерывности отражает степень использования торговых предприятий в течение месяца, года. Его определяют отношением числа дней работы предприятия в месяц (год) к календарному числу дней за этот же период.

Коэффициенты сменности и непрерывности  рассчитывают при изыскании резервов более эффективного использования  действующей торговой сети, особенно если ее недостаточно.

Информация о работе Матрильно техническая база предприятия