Место анализа финансовой отчетности в системе видов экономического анализа деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяет всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовое состояние и финансовые результаты деятельности конкретной организации. На этой основе предприниматели и другие заинтересованные лица могут делать необходимые и полезные выводы, оценивать экономические перспективы и финансовые риски, принимать оптимальные управленческие решения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

     Проведение  горизонтального анализа целесообразно. только если имеются несколько исследуемых периодов. Тогда становиться возможным, проследить за динамикой изменения средств и их источников.

     Горизонтальный  анализ не информативен в условиях инфляции, когда увеличение объемов  той или иной группы активов и  пассивов обусловлено в основном ростом цен, а не собственно деятельности организации. В этом случае данные горизонтального  анализа можно использовать, например, для сопоставления деятельности нескольких организаций в условиях инфляции.

     Для горизонтального анализа преобразуют  абсолютные значения показателей баланса  в относительные. Для этого данные на начало рассматриваемого периода по каждой статье активов и пассивов принимают за 100 % и исходя из этого рассчитывают значения по статьям на конец рассматриваемого периода.

     Назначение  вертикального анализа заключается  в возможности проанализировать целое через отдельные элементы, составляющие это целое. Его широко используют для объективной оценки результатов работы организации.

     При рассмотрении результатов баланса  вертикальный анализ позволяет увидеть  удельный вес каждой статьи в общем  итоге , определить структуру средств и их источников, а так же произошедшие в них изменения.

     Первой  особенностью вертикального анализа  является расчет относительных показателей  по значениям абсолютных показателей, представленных в бухгалтерском  балансе. Относительные показатели позволяют сглаживать внешние экономические  воздействия,, которые на абсолютные показатели способны оказывать сильное  влияние (например инфляция), выявляя таким образом результаты деятельности собственно организации.

     Второй  особенностью вертикального анализа  является обязательное присутствие  показателей на разный момент времени. Это позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия в динамики.

     Таким образом, к преимуществам вертикального  анализа относиться возможность:

     ·  изучать результаты финансово-хозяйственной  деятельности на основе относительных  показателей, сглаживающих влияние  субъективных внешних факторов, которое  имеет место при работе с абсолютными  показателями и затрудняет их сопоставление  в динамики;

     ·  проводить межхозяйственные сравнения  различных организаций, различающихся  по величине используемых ресурсов и  другим показателям объема. 

    1. Анализ  эффективности деятельности сегментов бизнеса
 

     Объединение в одних статьях отчетности информации, характеризующей деятельность в разрезе отдельных сегментов, затрудняет внешним пользователям возможность оценить риски развития каждого отдельного направления бизнеса и, следовательно, всего предприятия в целом. Именно поэтому в международной и российской практике учета предусмотрены требования по раскрытию информации в разрезе отдельных сегментов. Значимость такой информации определяется тем, что уровень риска по различным видам продуктов, географическим зонам или наиболее крупным покупателям может значительно различаться.

     Многие  организации имеют филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации, осваивающие различные рынки сбыта. Такие предприятия могут быть разбиты на отдельные сегменты, вклад которых в формирование конечного финансового результата неодинаков. Следователь­но, появляется необходимость в анализе доходов и расходов, денежных потоков в разрезе отдельных сегментов. 

     Применительно к внешней финансовой отчетности требования по формированию информации о сегментах определяются ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». В международной  практике действуют МСФО 14 «Сегментная  отчетность».

     Российские  стандарты учета (ПБУ 12/2000) рекомендуют  выделять два разреза сегментирования: операционный и географический.

     Таким образом, основными понятиями, позволяющими установить различия между сегментами, являются риск и прибыль.

     Для выделения операционных сегментов необходимо, чтобы они существенно различались в отношении риска производства и продажи продукции (различная рентабельность), процессов производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, методов продажи товаров и распространения услуг.

     Критериями  выделения части компании в географический сегмент считаются: сходство экономических и политических условий, осуществляемых операций, особые риски, существующие в определенном регионе, валютные риски и валютные ограничения.

     При географическом сегментировании необходимо оценить зависимость предприятия от рисков, определяющихся спецификой различных регионов (или отдельного государства или группы государств).

     Риски, которым подвержена компания, и уровень ее рентабельности зависят от размещения ее активов и рынков сбыта товаров, работ, услуг. Это позволяет выделить два типа географических сегментов, основанных на:

     -  размещении активов;

     - размещении рынков сбыта и покупателей организации. Обычно внутренняя система отчетности компании дает представление об источниках возникновения географических рисков. В соответствии с этим организация самостоятельно определяет, какой из двух типов географических сегментов характерен для нее в большей степени. 

     Основой для выделения отдельных сегментов являются результаты анализа их деятельности. Такие результаты становятся системой оценки рисков деятельности сегментов.

     Для выделения информации об организации  в отдельный сегмент должно выполняться  одно из следующих условий:

     - выручка от продаж внешним  покупателям и от операций  с другими сегментами данной  организации составляет не менее  10% от общей суммы выручки всех  сегментов;

     -  финансовый результат деятельности  данного сегмента составляет  не менее 10% суммарной прибыли  (убытка) всех сегментов;

     -  активы данного сегмента составляют  не менее 10% суммарных активов  всех сегментов.

     Еще один количественный критерий - выделенные сегменты дол­жны составлять не менее 75% выручки организации (форма № 2). Если на выделенные сегменты приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют они указанным условиям или нет.

     Наконец, если сегмент выделялся ранее, то его необходимо включить в отчетный период независимо от выполнения названных  условий.

     Для обеспечения увязки показателей  выбранных сегментов с пока­зателями отчетности вводят графу «Прочие виды деятельности».

     ПБУ 12/2000 и МСФО 14 рекомендуют раскрывать в разрезе от­дельных сегментов  информацию о выручке, расходах, результатах  дея­тельности, используемых активах и обязательствах.

     Выручка (доходы сегмента) включает доходы от продажи  внешним покупателям и доходы, полученные от операций с другими  сегментами.

     Операционные  доходы (проценты к получению, доходы от участия), доходы от продажи финансовых вложений включаются в расчет, толь­ко если они являются предметом деятельности отдельного сегмента. 

     Могут включаться внереализационные доходы.

     Аналогичный подход предполагается к учету расходов сегмента.

     В состав расходов сегмента включают расходы, непосредственно относящиеся к  сегменту (по производству определенных товаров, ока­занию услуг, деятельности в определенном регионе) и той части общехозяйственных расходов, которые могут быть отнесены к деятельнос­ти сегмента (в том числе от продаж внешним покупателям и от продаж между сегментами, например командировочные расходы).

     Операционные  расходы, связанные с уплатой  процентов, включают­ся в расходы сегмента, только если финансовые операции являются предметом его деятельности. Аналогично включаются прочие операционные расходы, например расходы от продажи финансовых вложений, если операции с финансовыми вложениями являются предметом деятельности сегмента.

     Не  относятся к расходам сегмента общехозяйственные  и прочие рас­ходы, относящиеся к  организации в целом, налог на прибыль, чрезвычайные расходы.

     Финансовый  результат сегмента определяется как разность доходов и расходов.

     Активы  сегмента. При отражении информации стремятся учесть те активы, которые  связаны с деятельностью конкретного  сегмента. В тех случаях, когда  выполнить это требование затруднительно, особенно в случае с операционными  сегментами, используют косвенные методы распределения. В этом случае база распределения должна быть зафиксирована в учетной политике.

     Некоторые активы не могут быть связаны с деятельностью конкретного сегмента (например, здание головного офиса). Такие активы относятся на деятельность компании.

     Обязательства сегмента обычно представлены обязательствами, которые возникают при производстве и продаже конкретных видов продукции  в конкретных регионах. 

     Позиция организации в части выделения  отчетных сегментов должна быть оформлена отдельным пунктом учетной политики.

     С точки зрения существенности рисков отдельных сегментов бизнеса, а также их участия в формировании совокупных финансовых результатов организация самостоятельно определяет приоритетность информации об операционных и географических сегментах, что выражается в объеме информации, подлежащей раскрытию.

     Информацию, признанную приоритетной, называют первичной  ин­формацией. Такая информация раскрывается в отчетности более подробно, чем та, которая была признана вторичной (перечень необходимой раскрываемой первичной и вторичной информации по операционным и географическим сегментам приведен в ПБУ 12 / 2000).

     Если  риски и прибыли определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах и слугах, то первичной считается информация об операционных сегментах.

     Если  риски определяются различиями в  географических условиях Деятельности или клиентах, то первичной признается информация о географических сегментах.

     Если  риски и прибыли организации  определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах  и различиями в географических условиях деятельности, то первичной считается  ин­формация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.

     Если  организационная и управленческая структура организации, а также  система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

     В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели: 

     - общая величина выручки, в том  числе полученной от продажи  внешним покупателям и от операций  с другими сегментами;

     -  финансовый результат (прибыль  или убыток);

     - общая балансовая величина активов;

     -  общая величина обязательств;

     - общая величина капитальных вложений  в основные средства и нематериальные  активы;

     -  общая величина амортизационных  отчислений по основным средствам  и нематериальным активам;

     - совокупная доля в чистой прибыли  (убытке) зависимых и дочерних  обществ, от совместной деятельности, а также общая вели­чина вложений  в эти зависимые общества и  совместную деятельность. Если первичной информацией по сегментам признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется следующими показателями:

     - величина выручки от продажи  внешним покупателям в разрезе  географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, - для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;

Информация о работе Место анализа финансовой отчетности в системе видов экономического анализа деятельности организации