Мониторинг финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ финансового состояния предприятия, для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей дипломной работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически. Основные направления по улучшению финансового состояния предприятия аргументированы и подкреплены теоретическими выводами и практическими расчетами.
Приложение…...………………………………………………………………………….62

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты мониторинга финансового состояния предприятия….7
1.1.Понятия мониторинга финансового состояния предприятия…………………..7
1.2 Роль мониторинга в финансовой системе………………………………………11
1.3 Развитие мониторинга финансового состояния предприятий………………...13
1.4 Основные показатели применяемые в мониторинге…………………………..18
2. Мониторинг финансового состояния предприятия ООО «Специализированное ремонтно-строительное управление №3»……………………………………….24
2.1 Общая характеристика предприятия и основные экономические показатели.24
2.2 Анализ финансового состояния предприятия………………………………….30
2.2.1 Состав и структура основного и оборотного капитала ООО «СРСУ №3».32
2.2.2 Состав и структура заемного капитала ООО «СРСУ №3»………………...34
2.2.3 Показатели финансовой устойчивости и ликвидности ООО «СРСУ №3».35
2.2.4 Динамика структуры состава актива баланса ООО «СРСУ №3»…………45
3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия………….48
3.1 Основные направления по укреплению финансовой устойчивости ООО «Специализированное ремонтно-строительное управление №3»……………………48
3.2 Мероприятия по укреплению финансовой устойчивости ООО «СРСУ №3»..51
Заключение…...…………………………………………………………………………..56
Список литературы……...……………………………………………………………….58
Приложение…...………………………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

МОЯ 1.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

Задача составления списка показателей для мониторинга формально решается достаточно просто. Рассматриваются все финансовые коэффициенты, распределенные по группам. Из каждой группы выбираются те показатели, которые подходят для мониторинга по приведенным ранее критериям. Не исключено, что из каких-либо групп финансовый менеджер не сможет выбрать ни одного показателя. Еще раз подчеркнем, что задача выбора показателей для мониторинга является индивидуальной, но, тем не менее, какие-то общие рекомендации все же могут быть даны. Далее предлагается и обосновывается список показателей, которые автору удавалось использовать для построения конкретных систем мониторинга на отечественных предприятиях. Этот список образует систему минимальной конфигурации. Другими словами, чтобы достичь результата, необходимо контролировать как минимум показатели из этого списка. Этот список может быть расширен и дополнен. Но не следует увлекаться обилием показателей для мониторинга.

Итак, система показателей для мониторинга состояния предприятия, как минимум, должна включать следующие финансовые коэффициенты:

  • - тенденция изменения выручки;
  • - относительный валовой доход;
  • - средний период погашения дебиторской задолженности;
  • - оборачиваемость товарно-материальных запасов;
  • - коэффициент быстрой ликвидности.

Показатель тенденция изменения выручки является наиболее важным, т. к. является индикатором благополучия предприятия.

 

1.2 Роль мониторинга в финансовой системе

В условиях динамично развивающегося рынка, российские предприятия сталкиваются не только с проблемами общей финансовой нестабильности, ростом конкуренции, инфляцией, но и с циклически чередующимися фазами роста, насыщения, спада, депрессии, за которой опять следует рост. Результаты деятельности предприятий, зависящие от множества факторов, подвержены значительным колебаниям. Чтобы эффективнее управлять предприятием, необходимо изучить причины этих процессов и найти способы решения проблем, вытекающих из них. Главная проблема – сокращение развития фазы спада и недопущение или уменьшение негативного эффекта фазы застоя.

На сегодняшний день первостепенными задачами, стоящими перед руководителями российских предприятий, являются:

- увеличение доли рынка или выход на новые рынки;

- повышение конкурентоспособности;

- увеличение объемов сбыта;

- увеличение валового объема и нормы прибыли;

- достижение финансовой предсказуемости.

Все эти задачи, так или иначе, связаны со стратегическим развитием, а их реализация важна, прежде всего, для предприятий, ориентированных на привлечение кредитов и долгосрочных инвестиций. Значительная часть российских предприятий пока не способна ориентироваться только на внутренние источники развития. Обеспечение же финансовой устойчивости предприятия повышает уровень доверия к нему со стороны акционеров, поставщиков, кредиторов, инвесторов.

Между тем, объем инвестиций является важнейшим критерием устойчивого развития национальной экономики. В 90-е годы прошлого века в России наблюдалась тенденция неуклонного спада инвестиций, опережающая, по своим темпам, даже спад производства.

В современных условиях реального накопления собственных ресурсов предприятий, по существу, не происходит, а, в прошлом, высокий уровень инфляции привел к обесцениванию их амортизационных фондов и оборотных средств. У многих предприятий не хватает ресурсов даже на поддержание объемов производства, а тем более на обновление выпускаемой продукции, реконструкцию и техническое перевооружение. Следствием сокращения выпуска продукции, падения производства является уменьшение прибыли, необходимой для накопления инвестиционных ресурсов. Российские предприятия решают сегодня вопросы высоких издержек и низкой рентабельности производства, значительного уровня износа и устаревания оборудования, роста дебиторской и кредиторской задолженности, что приводит к сокращению реальной базы для накопления и инвестиций.

Устойчивое развитие предприятия невозможно без постоянного мониторинга его финансового состояния с целью обнаружения признаков нарушения стабильной работы. Процесс мониторинга выявляет инструменты приведения предприятия к относительно стабильному развитию. В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяют следующие объекты наблюдения:

- показатель текущей ликвидности;

- показатель рентабельности текущих активов предприятия.

Каждое предприятие имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому оно находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, сопровождающиеся кризисами. Мониторинг показателей ликвидности и рентабельности нацелен на продление этапа относительно стабильного развития предприятия.

Необходимость научных исследований обозначенного вопроса вызвана еще и тем, что перенесенная на российскую экономическую почву зарубежная методика мониторинга финансового состояния предприятий, предназначенная в основном для целей макроэкономического регулирования, и, почти не адаптирована к специфике функционирования российских предприятий.

 

1.3 Развитие мониторинга финансового состояния предприятий

Мониторинг - непрерывное наблюдение за экономическими субъектами, анализ их деятельности как составной части управления. В рамках мониторинга осуществляется сбор и обработка текущей информации, позволяющей оценить основные параметры деятельности.

Отечественные экономисты трактуют это понятие по-разному. Н.В. Родионова трактует это явление как мониторинг финансового состояния предприятия - один из элементов, сформированной на мезо- и макроуровне, системы сбора данных и расчета показателей финансового состояния предприятия, позволяющей диагностировать возникновение у них признаков банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений, а также учитывать платежеспособность предприятия для того, чтобы на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом. С точки зрения технологии, мониторинг представляется как специально организованные действия по определению вероятности или реальности наступления кризиса предприятия. Соответственно его предлагается проводить в 3 этапа:

1. Сбор и хранение первичной информации.

2. Обработка информации.

3. Ранжирование всех исследований предприятий по показателям.

Грязнова А.Г., в свою очередь, рассматривает мониторинг как «глубокое изучение финансового положения фирмы и финансового состояния ее контрагентов, выявляющих истинные причины возникновения кризисной ситуации» как финансовый анализ, который позволит найти пути наиболее рационального распределения имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. «Картина» финансового состояния хозяйствующего субъекта отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности. Цель финансового анализа - оценить финансовое положение предприятий на основе выявленных данных и предположить рекомендации по его улучшению. Отсюда вывод, что именно финансовый анализ необходимо использовать для недопущения банкротства предприятиями.

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя следующие разделы:

- структура активов и пассивов;

- анализ имущественного положения;

- экспресс-анализ финансового состояния;

- ликвидность;

- финансовая устойчивость;

- анализ деловой активности, а также оборачиваемости средств предприятий;

- рентабельность капитала и продаж;

- эффект финансового рычага;

- эффект производственного рычага.

По мнению Александрова Ф.A.: "политика относительно стабильного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы финансовой дестабилизации и "включении" механизмов, обеспечивающих выход предприятия к стабильному развитию". Реализация этой политики включает в себя осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков нарушения его стабильной работы. В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия представляется целесообразным выделить особую группу объектов наблюдения: показатель текущей ликвидности и показатель рентабельности текущих активов предприятия. В процессе мониторинга финансового состояния организации выявляются сами инструменты, которые необходимо использовать для приведения предприятия к относительно стабильному развитию.

Выделение показателей ликвидности и рентабельности в особую группу объектов мониторинга предопределено тем, что "в стремлении к успехам предприятию приходится решать великую дилемму финансового менеджмента: рентабельность или ликвидность? - и зачастую жертвовать либо тем, либо другим" - такова точка зрения Стояновой Е.М.

Проводимые наблюдения доказывают, что предприятие в своей деятельности стремится наращивать рентабельность, зачастую не уделяется должного внимания показателю ликвидности, что в конечном итоге может привести к необратимости этих изменений и к падению рентабельности вслед за ликвидностью.

Здесь необходимо отметить, что все процессы, происходящие в организации можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые.

Управляемые - это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые – это когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер.

С позиций Крутика А.Б. и Муравьева А.И. - для раннего обнаружения сигналов о начинающемся движении к потенциальному кризисному состоянию необходимо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней сред фирмы.

В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов-специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.

Сканирование (наблюдение) осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов:

- перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;

- принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы;

- периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред фирмы;

- методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;

- методы определения "конкретных точек" в цепочках экономических

явлений;

- принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.

Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния фирмы необходимо постоянное наблюдение за деловыми и финансовыми ее показателями.

Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, показатели финансового состояния, показатели оборачиваемости, показатели рентабельности, деловой активности.

В настоящее время в экономической науке антикризисный маркетинг формируется и как составная часть, и как самостоятельный раздел антикризисного управления. Однако существующие противоречия в толковании последнего предопределяют неясности в понятийном аппарате его компонентов.

В частности, западноевропейскими специалистами антикризисный менеджмент в целом как «деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание». Данная деятельность характеризуется «повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации».

Отечественные экономисты трактуют это понятие по-разному. Например, В.И. Кошкин и С.Г. Беляев дают интерпретацию антикризисному управлению как «совокупности форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику».

Грязнова А.Г. определяет антикризисный менеджмент как «систему управления предприятием, которая имеет комплексный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений, посредством, использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии социальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции, при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы».

По мнению Короткова Э.М. «антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития».

Информация о работе Мониторинг финансового состояния предприятия