Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Организационные аспекты аудиторской деятельности………………..…..5
1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности………………………..…….5
1.2 Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного
контроля………………………………………………………………………………....9
Глава 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.….....15
2.1 Правовые основы аудиторской деятельности…………………………………..15
2.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………….19
2.3 Стандарты аудиторской деятельности……………….…………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

   Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..4

Глава 1. Организационные  аспекты аудиторской деятельности………………..…..5

1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности………………………..…….5

1.2 Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного              

контроля………………………………………………………………………………....9

Глава 2. Нормативное регулирование  аудиторской деятельности в России.….....15

2.1 Правовые основы  аудиторской деятельности…………………………………..15

2.2 Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………….19

2.3 Стандарты аудиторской  деятельности……………….…………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………..26

Глоссарий………………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………………28

Приложения…………………………………………………………………………….30

 

Введение

 

Экономический контроль в России становится одним из важнейших  элементов рыночной экономики, реально  выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью  организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль – аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

За относительно короткий период становления рыночной экономики в России аудит утвердился как самостоятельная предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики.

Основная цель аудиторской  деятельности состоит в установлении достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации1.

В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской  отчетности и качества аудиторских  проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.

 

 

Глава 1 Организационные  аспекты аудиторской деятельности

    1. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности

 

В соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008 № 307 – ФЗ аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц)2.

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудитор должен подтвердить  достоверность публикуемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, это позволяет пользователям рассчитывать на то, что информационный риск невелик. Снижение риска появления неточных сведений в отчетности – одна из главных задач аудита.

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности следующим образом определяют аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: «Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта».

На макроэкономическом уровне аудит является элементом  рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений  ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками  и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в  силу ряда факторов, в частности  применения оценочных значений и  возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности  бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации3 не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органами государственной власти.

Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной  из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторская организация - это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Отличие аудита от аудиторской  деятельности состоит в том, что  последняя предусматривает и  различные аудиторские услуги. В  последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и, прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Сопутствующие аудиту работы и услуги включают в себя:

1) постановку, восстановление  и ведение бухгалтерского учета,  составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского  учета и внедрение информационных  технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе  на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Цели и задачи аудиторской  деятельности весьма многогранны. Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст. 1 Федерального закона « Об аудиторской деятельности».

Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень тонности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения4.

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих  задач:

  1. составление плана и программы проведения аудита;
  2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
  3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;
  4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Аудит бывает инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указаниям в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного  аудита – выявить недостатки в  ведении бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Обязательный аудит проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»5.

Аудит по специальным  аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской  отчетности, качественного состояния  имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

 

1.2 Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля

Современные условия  хозяйствования характеризуются все  большим увеличением числа пользователей отчетной и текущей экономической информацией, причем как на внешнем уровне (кредиторы, инвесторы, крупные деловые партнеры, государство), так и на внутрихозяйственном (собственники, администрация, отделы и службы экономического субъекта). Естественно, что для всех групп пользователей внутренняя экономическая информация является важнейшей базой для принятия обоснованных экономических решений. Даже пользователи внешнего уровня опосредованно, через годовую отчетность, в своих решениях опираются на внутренние данные об имущественном и финансовом положении организации. Таким образом, многократно усиливается необходимость действенного контроля полноты и достоверности текущей и отчетной корпоративной информации.

В настоящее время  в отечественной экономической  практике сложилась определенная система  органов, осуществляющих контрольные  процедуры с целью выявления  степени надежности информации. Вся система органов, осуществляющих в отношении экономических субъектов процедуры финансово-экономического контроля, условно разделена на внешние органы контроля и внутрихозяйственные. К внешним органам относятся: аудиторские фирмы и аудиторы; органы контроля банков, страховых, инвестиционных и иных организаций и учреждений, особо заинтересованных в высокой степени достоверности информации; органы государственного финансового контроля, ФНС РФ, органов исполнительной власти. К внутрихозяйственным органам контроля относятся: ревизионная комиссия (контроль проводится в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия), наблюдательный совет (контроль осуществляется в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия), отдел внутреннего аудита (контроль осуществляется отдельной постоянно действующей службой в первую очередь в интересах высшего звена управления).

Особое место среди институтов контроля достоверности и полноты экономической информации занимают органы системы внутрихозяйственного контроля. Система внутрихозяйственного контроля представляет собой совокупность органов контроля, выполняющих контрольные в интересах тех или иных групп пользователей экономической информации.

Внутрихозяйственный контроль широко используется в мировой практике ведения бизнеса. Его необходимость  очевидна в современных условиях хозяйствования в России. Внутрихозяйственный  контроль является одной из важнейших функций управления, поэтому чем сложнее организационная структура экономического субъекта, тем более совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного контроля.

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России