Обучение по системе бережливого производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Реалии нашей жизни таковы, что мы (люди, организации) вынуждены постоянно учиться. Те, кто считает, что все, что необходимо знать, они выучили давным-давно, очень сильно рискуют стать аутсайдерами. Новые условия ведения бизнеса, смена условий стабильного развития на борьбу за выживаемость в кризисных тисках, появление новых технологий, знаний, нового поколения работников и т.п. диктуют необходимость постоянно учиться.

Работа содержит 1 файл

ЧОУ ВПО Академия социального образовани2.docx

— 122.33 Кб (Скачать)

              ЧОУ  ВПО   Академия  социального   образования 
 
 
 
 
 

                                          

                                               РЕФЕРАТ на  тему:

                “Обучение по системе бережливого производства 
 
 

                                                                                            

                                                                                        

                                                                                          

                                                                                            Работу  выполнила:

                                                                                        Студентка  соц.-эконом.

                                                                                      факультета  группы  9201

                                                                                                 Зимулина  В.А. 
 

                                                          2011 г.

 
Реалии  нашей жизни таковы, что мы (люди, организации) вынуждены постоянно  учиться. Те, кто считает, что все, что необходимо знать, они выучили  давным-давно, очень сильно рискуют  стать аутсайдерами. Новые условия  ведения бизнеса, смена условий  стабильного развития на борьбу за выживаемость в кризисных тисках, появление новых технологий, знаний, нового поколения работников и т.п. диктуют необходимость постоянно  учиться.

Наибольшая  эффективность реализации этой необходимости  достигается при организации  непрерывного потока обучения персонала. Именно в процессе продвижения исходного  «продукта» (обучаемого) в потоке ему  добавляется определенная ценность в виде получения новых знаний и умений. Задача организатора учебного процесса – обеспечить равномерное  и непрерывное движение потока. Это  достигается за счет реализации принципа «вытягивания производства» (в нашем  случае – обучения).

Как видно  из рис.1, непосредственно добавленная  стоимость создается в учебных  классах, на учебных местах, в процессе передачи знаний от преподавателя обучаемому. Однако потери могут проявляться  на всех этапах цикла обучения.

Реализация  вытягивающего принципа (pull) позволит избавиться от таких потерь, как  перепроизводство, избыточные запасы, простои.

«Выталкивающее» обучение, кстати, было свойственно  советской системе (речь идет не о  системе образования как такового, а о системе формирования запросов на обучение). Избыток инженеров  с  крошечными зарплатами приводил даже к таким явлениям, как  переход инженеров на рабочие специальности, которые позволяли зарабатывать больше.

Предпосылки для возникновения «выталкивающего» обучения проявляются в случаях, когда:

      • не выстроена четкая политика обучения персонала, отсутствуют или размыты цели обучения
      • бюджет на обучение явно завышен
      • не проводится оценка результативности обучения
      • не выстроена цепочка «заказчик-поставщик» между подразделениями компании

Если  же говорить о "вытягивании", то в качестве известного инструмента бережливого производства «канбан» в учебном процессе должна выступать принятая в организации система сбора заявок на обучение, основными характеристиками которой должны быть наглядность и простота использования.

Ключевым  понятием при организации непрерывности  и плавности потока служит принцип  «точно вовремя» (Just In Time – JIT), реализация которого также приводит к устранению потерь, в первую очередь – избыточных запасов. Непременным условием в  данном случае служит знание руководителем  подразделения, ответственного за обучение, тактических и стратегических планов организации, а также оперативное  взаимодействие с  руководителями подразделений – основными заказчиками обучения.

Однако  реализация вытягивающего принципа в учебном процессе может иметь  некоторые особенности, прояляющиеся при выборе той или иной схемы  распределения бюджета на обучение.    
 

Реализация  «вытягивающего» принципа в обучении не всегда может привести к положительному результату.  В значительной мере это зависит от выбора схемы увязки вытягивающего принципа со схемой бюджетирования обучения.

  

Данный  подход предусматривает, что контроль расхода средств на обучение возлагается  на учебное подразделение компании (отдел, управление), а другие подразделения  формируют свои запросы на обучение, исходя как из своих внутренних потребностей, так и из своих интересов, порой  не лежащий в одной плоскости  с интересами компании в целом.

В этом случае (схема №1) формально сохраняется  принцип «вытягивающего» обучения, постольку, поскольку имеет место  двухканальная связь между поставщиком  и заказчиком -  обучение производится по принципу  Just In Time, то есть поставщик поставляет заказчику столько продукции и тогда, сколько и когда было затребовано.

Достоинством  является возможность контроля средств  на обучение за счет удерживания их в «одних руках».

Недостатком является то, что  реализация схемы №1 на практике ведет к появлению следующих потерь:

Потеря Проявление Причина
Перепроизводство Персонал  обучается не тому, что необходимо компании с точки зрения решения  стоящих перед ней бизнес-задач.
  1. Отсутствие необходимости контролировать расход «чужих» финансовых ресурсов
  2. Стремление «замаскировать» незанятый по тем или иным причинам персонал, отправляя его на обучение
Избыточные  запасы Персонал  приобретает специфические знания задолго до момента необходимости  их применения
  1. См. причину №2 в перепроизводстве.
  2. Отсутствие у заказчика четкого плана работ на ближайшую перспективу.
  3. Как следствие, появляется необходимость  в проведение дополнительного обучения для восстановления утерянных вследствие неприменения знаний  и навыков.

Для исключения указанных потерь можно предложить схему  №2 – экономичную.

В этом случае каждому подразделению компании выделяется определенная, лимитированная часть бюджета на обучение (либо процент от бюджета подразделения  в целом). Осознание ограниченности в расходе на этот раз уже собственных  средств, вынужденность компромисса  между необходимостью обучать персонал и необходимостью решения иных, неучебных  задач приводит к более взвешенному  подходу в определении потребностей в обучении персонала подразделения  при сохранении всех преимуществ  «вытягивающего» процесса.

Бюджет  учебного подразделения формируется  а счет поступлений денежных средств  от заказчиков обучения.

Недостатками  данного подхода являются соблазн  руководителей подразделений расходовать  выделяемые на обучение средства для  решения разного рода «горящих»  проблем, а также затруднение  контроля соответствия выделяемых средств  на обучение реальным потребностям подразделения. Кроме того,  появляется необходимость во введении, согласовании и контроле механизмов внутреннего взаиморасчета между подразделениями компании.

В комбинированном варианте (Схема №3) предполагается, что бюджет на обучение выделяется, как и в подходе №1, учебному подразделению, а подразделениям-заказчикам выделяются квоты на расходование этого бюджета в учебных целях.  Квота расхода бюджета компании на обучение распределяется исходя из целей и политики компании, и может подвергаться оперативному изменению в зависимости от ситуации.

Достоинства:

  • Средства на обучение находятся «в одних руках»
  • Регулярная информация заказчиков об остатке их финансовых квот на обучение позволит им тщательнее планировать запросы на обучение
  • В случае необходимости легко провести перераспределение квот между подразделениями в зависимости от интересов компании и реальных потребностей подразделений.

Существенным  отличием учебного процесса от производственного  является то, что, если время цикла, как  интервал между последовательным выходом продукции (обученных сотрудников) из учебного процесса, можно увязать и определить через производственные планы их (сотрудников) вовлечения в производственную деятельность, то время такта, определяемое обычно как соотношение рабочего времени к спросу заказчика, в учебном процессе имеет минимальный предел, задаваемый продолжительностью учебной программы. Максимально приблизиться к этому пределу возможно за счет распараллеливания процесса, что неминуемо повлечет за собой:

  • увеличения числа инструкторов (преподавателей);
  • увеличения классных помещений и учебного оборудования.
 

 В какой-то мере проблему сокращения времени такта  можно решить за счет привлечения  внешних провайдеров.  

Стандартизация  учебного процесса в рамках всей компании позволит сделать процесс обучения устойчивым, эффективным и контролируемым.

Что подлежит стандартизации в учебном процессе?

  • содержание учебных программ и их продолжительность;
  • порядок взаимодействия между заказчиком и исполнителем (процедуры);
  • методы определения потребностей профессионального развития;
  • оценка результативности обучения;
  • требования к уровню знаний и умений  персонала на выходе из процесса обучения;
  • требования к инструкторам (преподавателям);
  • форматы хранения и поиска учебной информации;
  • выбор форм и методов обучения.

Эффективным способом стандартизации является паспортизация учебных дисциплин на уровне организации в целом. Паспорт учебной дисциплины включает:

  • наименование дисциплины;
  • продолжительность в часах;
  • целевую аудиторию;
  • необходимые пре- и постреквизиты (то есть, какие дисциплины должны быть усвоены до начала данной дисциплины и какие предполагаются следующими для прохождения дисциплины);
  • категорию дисциплины, если таковая предусмотрена (например, обязательное или необязательное обучение);
  • формы изложения дисциплины (лекция, семинар, практические занятия и т.п.);
  • другие характеристики, в отношении которых существует необходимость стандартизации.

Паспортизация учебных дисциплин является мощным средством стандартизации учебного процесса, так как автоматически  влечет за собой потребность в  стандартизации всех связанных с  процессом обучения мероприятий. 

Таким образом, можно однозначно утверждать, что, переосмысливая творчески философию  бережливого производства, можно  обнаружить множество сфер ее применения. Исключением не является и обучение персонала. На современных высокотехнологичных  предприятиях не понаслышке знают цену обучения персонала, которая год  от года становится выше и выше. Но нельзя не согласиться с теми, кто утверждает, что обученный сотрудник стоит  дорого, а не обученный – еще  дороже.

Однако  как я постарался показать в этой небольшой статье, существует немало резервов экономии средств, затрачиваемых  на обучение. Система LEAN+Training,  создание и совершенствование которой необходимо вести, отталкиваясь от уже апробированных методов бережливого производства, может стать мощным инструментом повышения эффективности учебного процесса на производстве, в учебных заведениях, в конструкторских бюро.

Конечно, можно предположить, что все, изложенное выше, не бесспорно. Однако нет ни тени сомнения в том, что в обучении, как  и в любом другом производственном процессе, где есть поток создания ценности,  существуют огромные резервы повышения эффективности. Надеюсь на то, что идея LEAN+Training будет подхвачена и развита моими коллегами по цеху.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

         1.Вумек  Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473 с.

         2.Джордж  Л. М. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства/  Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 360 с.

         3.Имаи  М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 346 с.

         4.Кобаяси  И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях/Пер. с япон. – М.: РИА «Стандарты и качество»,2006. – 248с.

         5.Лайкер  Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 402 с.

         6.Лайкер  Дж., Майер Д. Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota/ Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -  588 с. 

Информация о работе Обучение по системе бережливого производства