Оценка рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Рентабельность - это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Существует множество коэффициентов рентабельности, использование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Дюпон.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

оценка  рентабельности

Рентабельность - это  показатель, характеризующий экономическую  эффективность. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или  ресурсами, использованными для  достижения этого эффекта.

Существует множество коэффициентов  рентабельности, использование каждого  из которых зависит от характера  оценки эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. От этого  в первую очередь зависит выбор  оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя: валовая прибыль (стр. 050 формы № 2), операционная прибыль (стр. 100 формы № 2), прибыль до налогообложения (стр. 170 формы № 2),чистая прибыль (стр. 220 формы № 2).

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют три группы коэффициентов рентабельности:

-  рентабельность инвестиций (капитала);

-  рентабельность продаж;

- рентабельность производства.

Рентабельность инвестиций (капитала).

В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.

Рентабельность совокупного  капитала (RОА).

Этот коэффициент рассчитывается следующим образом:

Показатель рентабельности собственного капитала представляет интерес, прежде всего, для инвесторов.

Рентабельность  собственного капитала (RОЕ) рассчитывается по формуле:

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.

Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

Рентабельность  продаж.

При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли  и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным  ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж.

Валовая рентабельность реализованной продукции:

Коэффициент валовой  прибыли показывает эффективность  производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.

Операционная  рентабельность реализованной продукции:

Операционная прибыль - это прибыль, остающаяся после вычета из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффициент показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность  руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. При рассмотрении этого показателя совместно с показателем валовой рентабельности можно получить представление о том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбытовых расходов.

Чистая рентабельность реализованной продукции:

В отечественной практике чаще всего используется именно показатель чистой рентабельности реализованной  продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.

Рентабельность  производственной деятельности.

Здесь можно выделить два основных показателя - чистая рентабельность производства и валовая рентабельность производства. Данные Показатели показывают, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченной на производство продукции. Они рассчитываются следующим образом.

Валовая рентабельность производства:

Валовая рентабельность производства представляет собой отношение валовой прибыли к себестоимости продукции и показывает, сколько гривен валовой прибыли приходится на гривну затрат, формирующих себестоимость реализованной продукции.

Чистая рентабельность производства:

Показатель чистой рентабельности производства показывает, сколько гривен чистой прибыли приходится на гривну реализованной продукцию. По аналогии с показателями рентабельности продаж, из двух названных выше показателей  рентабельности производственной деятельности более жестким тестом прибыльность предприятия является показатель чистой рентабельности производства, так как при его расчете применяется чистая прибыль предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных выше показателей рентабельности и провести их сравнение со значениями аналогичных коэффициентов по отрасли, а также с показателями рентабельности конкурентов.

 

 

Для анализируемого предприятия расчет коэффициентов рентабельности сведем в таблицу:

Таблица

Расчет коэффициентов  рентабельности

Показатели, %

Формула расчета

2009

2010

2011

Рентабельность совокупного  капитала (ROA)

1,865

6,512

3,246

Рентабельность собственного капитала (ROE)

24,051

29,082

6,019

Валовая рентабельность продаж

4,911

3,749

6,368

Операционная рентабельность продаж

2,186

3,485

3,000

Чистая рентабельность продаж (ROS)

1,205

2,299

0,989

Валовая рентабельность производства

-5,164

-3,894

-6,801

Чистая рентабельность производства

-1,268

-2,388

-1,056


 

Рентабельность собственного капитала в 2009 и 2010 году находились на очень высоком уровне,показывая  рост – с 24 до 29, Ради роста рентабельности собственного капитала предприятию приходится жертвовать своей финансовой независимостью (в этом случае размер собственного капитала действует разнонаправлено в отношении определения финансовой независимости и рентабельности капитала предприятия). в 2011 году этот показатель  снизился до 6 ,это связано с тем,что резко снизился уровень чистой прибыли до 457 тыс грн с 2075 тыс грн в 2010 году.

 

Такая же ситуация с рентабельностью  совокупного капитала – рост в 2009 и 2010 годах (1,87 и 6,5) ,что связано со снижением почти вдвое итога баланса и повышением уровня прибыли до налогообложения тоже почти вдвое с 1267 до 2372 тыс грн. В 2011 году ROA снизился вдвое за счёт снижения прибіли до налогообложения до 927 тыс грн.

 

Валовая рентабельность продаж (явл индикатором ценовой политики предприятия и показателем финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль) снизилась в 2010 по сравнению с 2009 с 4,9 до 3,7,что показывает неэффективность производственной деятельности,а также неэффективнсть политики ценообразования и снижении конкурентоспособности продукции и спроса на неё. Уменьшение в динамике показателя валовой рентабельности обусловлено превышением темпов роста себестоимости продукции над темпами роста выручки от реализации (так как Валовая прибыль представляет собой разницу между двумя ключевыми показателями выручкой и себестоимостью продаж.) в 2011 году ситуация обратная и валовая рентабельность продаж возрасла до 6,4 ,что явл полодительной тенденцией.

Операционная рентабельность продаж Этот коэффициент показывает рентабельность предприятия после  вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности.

В 2010 произошло увеличение этого показателя в связи с  экономией на постоянных расходах (административных расходах, расходах на сбыт, прочих операционных расходах). В 2011 по сравнению с 2010 операционная рентабельность продаж снизилась с 3,48 до 3. Валовая прибыль не покрывает всех административных расходов на сбыт и прочих операционных расходов, также неспособность руководства проводить меры по сокращению этих расходов.

Чистая рентабельность продаж показывает, какую долю, чистая прибыль занимает в общем объеме продаж . значительное падение в 2011 году до 0,9 обусловлена падением уровня чистой прибыли до 457 тыс грн с 2075 тыс грн в 2010 году, то есть падением уровня продаж, что может быть вызвано или увеличением цены, ( такое развитие событий можно расценить как нормальное). или по причине падения интереса к продукции компании, что должно настораживать инвесторов.

Валовая рентабельность производства представляет собой отношение  валовой прибыли к себестоимости  продукции и показывает, сколько гривен валовой прибыли приходится на гривну затрат, формирующих себестоимость реализованной продукции

Снижение показателей  рентабельности производства свидетельствует  о том, что темпы роста валовой  и чистой прибыли, соответственно, отстают от темпов роста себестоимости продукции. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что предприятием получены убытки от финансовой и инвестиционной прибыли или же увеличении доли налога на прибыль в структуре выручки (увеличении налогового пресса).

В целом, по предприятию  в 2011 году заметна тенденция к  снижению показателей рентабельности вследствие уменьшения величины чистой прибыли из-за неэффективной операционной деятельности. Причинами этого явления, как отмечено выше, могут быть возросшие удельные затраты на единицу продукции, рост расходов, связанных с поиском новых рынков сбыта и т.д. Если такие предположения верны, то снижение показателей – явление временное и закономерно следует за расширением производства, рынков сбыта, покупкой лицензий, строительством и прочими затратами, связанными  с ростом, расширением и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторный анализ рентабельности организации.

 

При анализе коэффициентов  рентабельности наиболее широкое распространение  получила факторная модель фирмы «DuPont». Назначение модели - определить факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и оценить это влияние. Поскольку существует множество показателей рентабельности, аналитиками этой фирмы выбран один, по их мнению, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала. Для проведения анализа необходимо смоделировать факторную модель коэффициента рентабельности собственного капитала.

 

В основу анализа заложена детерминированная модель:

 

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала предприятия зависит от трех факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данных показателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй -актив баланса, третий - пассив баланса.

Для проведения факторного анализа рентабельности предприятия мы используем один из наиболее простых - метод абсолютных разниц.

Для удобства расчета  влияния факторов на коэффициент  рентабельности собственного капитала воспользуемся вспомогательной  табл. 15.

Таблица 15

Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала

и факторных показателей  в динамике

Показатель

2009

2010

2011

Изменение

Изменение

1

3

4

5

6 = 4-3

7= 5-4

1. Чистая рентабельность  продаж 

0,012

0,023

0,010

0,011

-0,013

2. Ресурсоотдача 

1,4860

2,4783

1,6190

0,992

-0,859

3. Коэффициент финансовой зависимости

13,4273

5,1053

3,7611

-8,322

-1,344

4. Рентабельность собственного  капитала 

0,2405

0,2908

0,0602

0,0503

-0,2306

Информация о работе Оценка рентабельности