Пенсионная система в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 г. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование.

Работа содержит 1 файл

Пенсионная система в условиях экономического кризиса.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Пенсионная  система в условиях экономического кризиса 

Когда Ю. Цезарь ввел систему военных пенсий в  Риме, он вряд ли отдавал себе отчёт  в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько  столетий спустя. История современной пенсионной системы - пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения. 

Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе  была введена в Германии в 1889 г. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. 

Основной задачей  преобразования пенсионной системы России является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему, так же оно направлено на изменение существовавшей ранее распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. 

Распределительная система 

Действовала в СССР и в России до 2002 года и была основана на принципе солидарности поколений: пенсия пенсионеров формировалась только за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Эта система нормально  работала, когда 5 работающих кормили 1 пенсионера. Так, для формирования пенсии 3000 рублей, за каждого работника работодатель отчислял по 600 рублей в пенсионный фонд (3000/5=600). При существующей в настоящее время демографической ситуации одного пенсионера должны обеспечивать 3 работающих (тот же размер пенсии в 3000 рублей формируют отчислениями по 1000 рублей), а по прогнозам уже в 2015 году соотношение упадёт до 2 к 1, а к 2030 году — до 1 к 1. В результате этой тенденции пенсия должна уменьшаться вместе с уменьшением соотношения работающих к количеству пенсионеров. 

Накопительная система 

Накопительная система обеспечения  пенсией состоит  в том, что у  каждого работника  есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором  формируется накопительная  часть пенсии.

Работник  выбирает частную  управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд для управления своей накопительной частью пенсии. Тогда поступающие в фонд средства инвестируются и приносят инвестиционный доход, который предохраняет накопления от инфляции и позволяет увеличить размер будущей пенсии работника. Сумма, хранящаяся на накопительной части работника увеличивается за счет перечислений работодателя (единый социальный налог) и инвестиционного дохода, который работнику приносит негосударственный пенсионный фонд, который он выберет. 

Схема формирования 

С 2002 года государственная  трудовая пенсия граждан  формируется в  системе обязательного  пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей. 

Работодатель  платит ЕСН = 26 % (единый социальный налог) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 8 % — страховая и 6 % — накопительная часть.

Индивидуальный  предприниматель  платит фиксированную  ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный. 

Распоряжение  накопительной частью 

С 2002 года граждане России получили возможность  самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Сейчас  накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост  накоплений возможен за счёт перевода накопительной  части пенсии в  негосударственный  пенсионный фонд, при превышении доходности фонда над инфляцией.

Застрахованное  лицо может перевести  пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для  мужчин и 50 лет для  женщин (за 5 лет до достижения пенсионного  возраста). 
 

Кризис случился явно «не вовремя». В сфере регулирования  доходов обсуждавшиеся на протяжении последних лет проблемы совершенствования  двух важнейших институтов - заработной платы и пенсии, так и не были решены за долгий период финансового  подъёма. Система социального обеспечения, способная функционировать исключительно в условиях финансового и экономического роста, так и не вышла за рамки социалистических принципов перераспределения ресурсов от богатых к бедным и дотаций со стороны государства.

Несомненно, финансовый кризис поднял наверх системные недостатки в функционировании социальной сферы. Речь идет о применении накопительного пенсионного страхования. Всего лишь год тому назад Минфин и Минэкономики доказывали незыблемость сохранности и надёжного увеличения капитализируемых средств, гарантируемых государством. А сегодня молчание, факты явно противоречат аргументам, которые приводились в 2002 г. про то, что вчера казалось ещё нормальным, сегодня выглядит неустойчивым. 

В 2006-2007 гг. государственная  управляющая компания ВЭБ, которая Распоряжается более чем 90% всех пенсионных накоплений, не смогла обеспечить даже процентов на уровне инфляции (доходность ВЭБ за 2007г. - 4,1%; 2008 - 2,1%, на 1.07.2009 - 3,21%). В 2008 г. ситуация ухудшилась: накопленные пенсионные сбережения сократились на четверть, а то и на треть их общей величины. Одним словом, пенсионные накопления, формируемые на протяжении последних семи лет, по своей покупательной способности уменьшились на треть. 

Российская пенсионная система (начавшаяся с 1 января 2002 г.), которая включает в себя базовый, страховой, накопительный элементы, оказывается нерезультативной, т.к. она не обеспечивает даже в приемлемой мере увязку страховых взносов и пенсионных выплат.

Работники, получающие зарплату, которая превышает среднюю ее величину по стране, могут рассчитывать на пенсию, размер которой будет составлять 25-30% (и ниже) их заработной платы.

Тогда как у  граждан западных стран объемы личных сбережений «на старость» достаточно велики, что можно проследить по таблице 1. 

Таблица 1.

Общие показатели объёма сбережений западных стран

Страны Уд. вес зарплаты в % ВВП Доля средств, резервируемых  на обязательное пенсионное страхование % ВВП Дополнительное  договорное (негосударственное) корпоративное  пенсионное страхование Величина среднего по стране размера зарплаты (в %)
Великобритания, США, Канада 60-65 12-14 3-4 50
ФРГ, Италия, Австрия, Франция 45-50 10-15 2-3 70
 
 

По - оценкам  актуариев ПФР, расходы по распределительной  составляющей в 2009 г. составят 5,4% к ВВП, а к 2020 г. сократятся до 3,7%; в период 2010-2020 гг. прогнозируется дефицит базовой части пенсионной системы, который к 2020 г. достигнет 1,5% ВВП. 

Согласно прогнозным оценкам экспертов Организации  Экономического Сотрудничества и Развития, расходы на пенсии (при сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне) в ближайшие 10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8 раза (см. табл.2). 

Таблица 2 

Прогнозные оценки увеличения пенсионных расходов, %к  ВВП.

Страна 2000 г. 2020 г.

Австрия 17,6 23,7

Бельгия 13,8 17,0

Германия 16,4 31,6

Греция 13 15,7

Италия 19,7 25,6

Франция 11,7 13,6

Швеция 12,1 15,9

Швейцария 10,6 16,9

Россия 5,6 8,1 
 

Пенсионная система  России вошла в фазу финансовой неустойчивости, которая будет усугубляться. Необходимо изменить порядок зарабатывания и расходования пенсионных средств. Так, всё более очевидным становится привлечение граждан к обязательному пенсионному страхованию. Как свидетельствует опыт экономически развитых стран, финансовое участие работников в своем пенсионном страховании - один из наиболее действенных механизмов формирования страхового пенсионного института. 

Проведенные в  последние годы реформы пенсионной системы не позволили преодолеть кризис государственного пенсионного  обеспечения и сформировать эффективные  институты обязательного пенсионного страхования. 

Пенсионная система  России является чувствительной к внешним  воздействиям со стороны органов власти. Пенсионная реформа 2002 г. и последующие законодательные изменения привели пенсионную систему к неоправданно завышенному перераспределению ресурсов от работников с высокими уровнями заработной платы в пользу низкодоходных слоев населения. 

Государству следует  решить такие вопросы, как накопить пенсию работнику за период своей  трудовой жизни (35-45 лет), достаточном  для получения пенсии, сопоставимой (хотя бы на 50-60%) с его заработной платой (в развитых странах это минимальная задача перед правительством). Так же усилить надежность негосударственных пенсионных фондов, наладить их деятельность, регулировать инвестирование пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, осуществляемые в соответствии с рядом федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Мировая практика свидетельствует об успешном использовании на инвестиционные цели средств, аккумулированных в негосударственных пенсионных фондах. 

В Бюджетном  послании Президента РФ Федеральному собранию о бюджетной политике в 2008-2010 гг. отмечена необходимость определения  стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы и решения проблемы несбалансированности бюджета. 

Как сохранить пенсию?        

При всех положительных  моментах системы обязательного  пенсионного страхования она  не в состоянии обеспечить уровень  жизни пенсионеров, приближающийся к европейским стандартам. Пожалуй, ни в одной стране государственная пенсия не обеспечит человеку достойный уровень жизни в преклонном возрасте. Это, по сути, пособие, чтобы не умереть с голода.

С января 2004 г. Право  на деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию  получили негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственный пенсионный фонд  - особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного  обеспечения населения. В соответствии с законодательством негосударственные  пенсионные фонды осуществляют как добровольное пенсионное обеспечение, так и формирование накопительной части трудовой пенсии.

Добровольное  пенсионное обеспечение осуществляется в весьма разнообразных формах как  в виде пенсионных систем отдельных  организаций, отраслей экономики и  территорий, так и в виде личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на своё дополнительное пенсионное обеспечение в государственных пенсионных фондах.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, где нормы страховых взносов и условия получения пенсий установлены законом, условия добровольного пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключает с негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу работников или гражданин в свою пользу или пользу своих близких.

Таким образом, пенсионер получает возможность  иметь совместно с обязательными  видами пенсионного обеспечения  дополнительную добровольную пенсию, что позволит обеспечить ему достойную  жизнь в пенсионном возрасте. Негосударственное пенсионное обеспечение населения осуществляется пенсионными фондами в двух основных формах - в форме пенсионных программ предприятий и в форме индивидуальных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. 

Деятельность НПФ регулируется Законом о негосударственных пенсионных фондах. 

Информация о работе Пенсионная система в условиях экономического кризиса