Прибыль предприятия, схема рассчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прибыль фирмы: назначение, планирование и распределение 4
1.1 Прибыль предприятия и ее назначение 4
1.2 Виды прибыли 5
1.3 Методы планирования прибыли 7
1.4 Механизм распределения прибыли 10
1.5 Основные пути увеличения прибыли на предприятии 12
Глава 2. Примеры решения задач на прибыль 13
Задача 1. 13
Задача 2. 14
Задача 3. 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эк-ке предприятия!!!!.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия» 

на тему: «Прибыль предприятия (фирмы); схема расчета ее формирования и распределения» 
 
 
 

                                                                                          

           Выполнила:

         студентка группы ЭУ-35

         Баранова  Татьяна 

            
 
 
 

Москва, 2009 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

     Рыночная  экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

     Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли  создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

     Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.

     Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

     В данной курсовой работе изучается сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия,  порядок ее исчисления и распределения.

      Глава 1. Прибыль фирмы: назначение, планирование и распределение

      

  • 1.1 Прибыль предприятия  и ее назначение
  •       Прибыль является конечным финансовым результатом  предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между  ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

          Как экономическая категория прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

          Прибыль как главный результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  самого предприятия, его работников и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.

          Значение  прибыли:

    • основной источник развития предприятия, обновления и расширения производственной базы;
    • источник  социальных благ для сотрудников предприятия;
    • из нее выплачиваются дивиденды по акциям;
    • по ее величине кредиторы оценивают возможности предприятия возвратить заемные средства, а инвесторы могут судить целесообразности инвестиций.

          Прибыль выполняет ряд функций:

    • во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
    • во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;
    • в-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

      • 1.2 Виды прибыли

            В российской хозяйственной практике применяются следующие виды прибыли: валовая, чистая, от реализации продукции, налогооблагаемая и т.п.

            Первичным понятием является валовая (балансовая) прибыль. Она включает в свой состав:

      • прибыль от реализации продукции (это основная часть валовой прибыли); исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции;
      • прибыль от реализации основных фондов и другого имуществ;
      • внереализационные доходы и расходы, т.е. результат от внереализационных операций, а именно деятельность предприятия, непосредственно не связанная с производством и реализацией продукции (например, доходы от сдачи имущества в аренду; проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятий).

            Таким образом, балансовая прибыль может быть определена по формуле:

             , где

           Преал - прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

            Пвнр – прибыль от прочих хозяйственных операций. 

           При отражении валовой прибыли в бухгалтерском балансе, она называется балансовой.

            К расходам и потерям относятся:

      • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;
      • недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
      • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
      • судебные издержки и арбитражные сборы и др.

            Прибыль от реализации продукции зависит  от внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся: ускорение  НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность  продукции, уровень организации  производства и труда.

            К внешним факторам, которые не зависят  от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен  на потребляемые материально-технические  ресурсы, нормы амортизации, система  налогообложения и др.

            Внутренние  факторы воздействуют на прибыль  через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции (Пр) определяется по формуле:

             , где

            где Цi- оптовая цена единицы i-й продукции;

            Сi- полная себестоимость единицы i-й продукции;

            Vi- объем реализуемой  i-й продукции по каждому наименованию в натуральных единицах.

            

    • 1.3 Методы планирования  прибыли
    •       Планирование  прибыли — это составная часть финансового планирования. Оно осуществляется раздельно по видам деятельности, что вызвано различиями в методике исчисления и налогообложения.

            С точки зрения временного периода  и стабильности экономики возможны следующие варианты планирования прибыли:

      • в условиях стабильной экономики и стабильных ценах — на период от 3 до 5 лет;
      • при нестабильной экономической и политической ситуации — на полугодие или квартал.

              Объектом планирования являются  элементы балансовой прибыли,  и в первую очередь прибыль  от реализации продукции (товаров), выполненных работ, оказания услуг.

            Основными методами планирования прибыли являются:

      1. метод прямого счета;
      2. аналитический метод;
      3. метод совмещенного расчета

           Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Общая формула расчета прибыли реализованной продукции:

      , где

      В - выручка от реализации в ценах продаж, руб.

      С - полная себестоимость единицы продукции, руб.

      Q - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении, руб.

      Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов), руб. 

           Разновидностью  метода прямого счета является метод  поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется  по всем ассортиментным позициям. К  полученному результату прибавляется прибыль в остатках годовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

           Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из последовательных этапов:

      1. На основе величины полной себестоимости и ожидаемой прибыли за отчетный год рассчитывается базовая рентабельность по формуле:

      , где

      Рб - базовая рентабельность, %

      П - ожидаемая прибыль, руб.

      Спп - себестоимость полной товарной продукции базисного года, руб. 

      1. Рассчитывается объем товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года.
      2. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости планируемого года по формуле:

      , где  

      Пп - прибыль планируемого года, руб.

      Спп - себестоимость полной сравнимой товарной продукции планируемого года, руб. 

      1. Осуществляется  расчет изменения себестоимости  продукции в планируемом году.
      2. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции (эти расчеты выполняются в оценочных таблицах на основе плановых данных в ассортименте продукции, ее качестве, сортности).
      3. На основе расчетной цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние динамики цен (роста или снижения).
      4. Суммируется влияние на прибыль всех перечисленных факторов.
      5. Учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого года.

          Преимущество  аналитического метода по сравнению  с методом прямого счета состоит  в том, что он показывает влияние  различных факторов на величину прибыли. Однако это возможно только при наличии стабильных условий хозяйствования.

          Кроме изложенных методов планирования прибыли  существует так называемый метод  совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и  второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие н плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

        • 1.4 Механизм распределения  прибыли

            Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение  прибыли регулируется лишь в той  ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно. Одним из основных налогов, уплачиваемых предприятиями, является налог на прибыль, взимаемый с налогооблагаемой (расчетной) прибыли по ставке 35%, из которых 13% перечисляются в федеральный бюджет и до 22% - в местные бюджеты. Расчет налогооблагаемой (расчетной) прибыли производится в такой последовательности.

             Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия.

             Основную  часть валовой прибыли предприятия  получают от реализации товарной продукции  путем вычета из общей суммы выручки  от реализации продукции в действующих  ценах без НДС и акцизов затрат на производство и реализацию товарной продукции.

             Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль  в процессе распределения.

             Валовая прибыль уменьшается на следующие  виды доходов: от долевого участия в  деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. Принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий; от работы видеосалонов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом.

             Из  валовой прибыли исключаются  доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операций, расчет  налога по которым  осуществляется в ином порядке и др.

             В соответствии с законодательством  валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных служб, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды налогов, например, налог на имущество предприятий, сбор за право торговли.

             На  некоторых предприятиях, в акционерных  обществах применяются другие варианты использования чистой прибыли, а  именно, чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, фонд валютных отчислений, прибыль к распределению между учредителями, нераспределенная прибыль и т.п. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.

             Распределение и использование прибыли имеют  свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятий (акционерные общества, кооперативы и т.д.)

          • 1.5 Основные пути  увеличения прибыли  на предприятии

               На  каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

          • увеличение выпуска продукции;
          • улучшение качества продукции;
          • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
          • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
          • диверсификация производства;
          • расширение рынка продаж и др.

               Из  этого перечня мероприятий вытекает, чо они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

               Несмотря  на то, что прибыль является важнейшим  экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. 
           

            Глава 2. Примеры решения задач на прибыль

            • Задача 1.

                  Условие:

                  На  предприятии за отчетный период было реализовано 1000 ед. продукции по цене 50 тыс. руб. за единицу, а себестоимость  единицы продукции составила 45 тыс. руб.

                  В плановом периоде предусматривается  увеличить объем выпуска и реализации продукции до 2000 ед. по цене 60 тыс. руб. и снизить себестоимость до 40 тыс. руб. за 1 ед. продукции.

                  Определить  прибыль от реализации продукции  в плановом и отчетном периоде, за счет каких факторов она изменится  в плановом периоде.

                  Решение:

              1. Величина прибыли от реализации продукции в отчетном и плановом периоде:

                 Потч = 1000*(50000 - 45000) = 5 000 000 руб.

                 Пплан = 2000*(60000 – 40000) = 40 000 000 руб.

              1. Величина роста прибыли в плановом периоде:

                 ΔП = Пплан – Потч = 40 000 000 – 5 000 000 = 35 000 000 руб.

              1. Факторы, которые повлияли на увеличение прибыли:
                1. изменение объема производства (ΔПv)

                 ΔПv = (Vплан - Vотч) = (2000 – 1000)*5000 = 5 000 000 руб.

              где Vплан, Voтч — объем выпуска продукции в плановом и отчетном периодах;

              П — прибыль на единицу продукции в отчетном периоде;

                1. изменение цен на реализованную продукцию

                 ΔПц = Пплан *(Цплан - Цотч) = 2000*(60000 – 50000) = 20 000 000 руб.,

              где Цплан, Цотч — отпускные цены на реализованную продукцию в плановом и отчетном периодах;

                1. изменение себестоимости продукции

               ΔПс = Пплан *( Сотч - Сплан) = 2000*(45000 – 40000) = 10 000 000 руб. 

               Проверим:

               ΔП =  ΔПv + ΔПц + ΔПс = 5 000 000 + 20 000 000 + 10 000 000=35 000 000 руб.

                 Расчет  выполнен правильно.

              • Задача 2.

                   Условие:

              Товар Выпуск 
              (шт.)
              Оптовая 
              цена (р.)
              Полная  себестоимость 
              единицы продукции (р.)
              А 1000 60 55
              Б 6000 30 28,5
              В 200 400 360
               

                Решение:

                Выполним  расчеты методом прямого счета

                1. Выручка от реализации (В) равна

                   Для товара «А»: ВА= 60*1000 = 60000 р.

                   «Б»: ВБ=30*6000 = 180000 р.

                   «В»: ВВ=400*200 = 80000 р.

                1. Себестоимость реализованной продукции:

                   «А»: СА= 55*1000=55000 р.

                   «Б»: СБ=28,5*6000=171000 р.

                   «В»: СВ=360*200=72000 р.

                1. Прибыль от реализации составит:

                   «А»: ПА=60000 – 55000=5000 р.

                   «Б»: ПБ=180000 – 171000 = 9000р.

                   «В»: ПВ=80000 – 72000 = 8000р.

                   Итого прибыли от реализации продукции:

                  Пр= ПА+ ПБ+ ПВ= 5000+9000+8000=22000 р.

                   Примечание: для упрощения расчета было принято, что нет остатков готовой продукции на складе ни на начало, ни на конец планируемого периода.

                   Следует отметить, что расчет прибыли методом  прямого счета нагляден, прост  и доступен. Однако он, во-первых, не позволяет выявить влияние отдельных  факторов на плановую прибыль, и, во-вторых, при большой номенклатуре выпускаемой  продукции становится очень трудоемким.

                • Задача 3.

                     Условие:

                     Предприятие реализовало за период 23 475 т продукции  по цене  3 750 руб./т; полная себестоимость  единицы продукции равна 3 068 руб./т.

                     В том же периоде реализовано излишнее оборудование на сумму 353 тыс. руб.; остаточная стоимость этого оборудования составила 345 тыс. руб.

                     Сумма внереализационных доходов и  расходов за рассматриваемый период – 10 тыс. руб. Налог на прибыль – 20 %.

                     Рассчитать прибыль от реализации продукции, прибыль до налогообложения (валовую), чистую прибыль.

                     Решение:

                1. Рассчитаем прибыль от реализации продукции:

                1. Рассчитаем  прибыль до налогообложения:

                1. И наконец, рассчитаем чистую прибыль:

                  Налог на прибыль = 16019950 – 16019950*0,2 = 16019950 – 3203990 = 12815960р.

                  Заключение

                      Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей  стране в последнее десятилетие, требует от предприятий повышения  эффективности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством.

                      Предприниматели стремятся получать всё больший  доход, предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

                      Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

                      Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

                      Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство.

                      Извлечение  максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.

                  Список  использованной литературы

                  1. Литература
                  1. Волков О.И., В.К. Скляренко Экономика предприятия: Курсы лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009.
                  1. Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. 2-е изд.- М.: Дело и сервис, 2004.
                  2. Елизаров Ю.Ф.Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов – 3-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
                  3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2000

    Информация о работе Прибыль предприятия, схема рассчетов