Проблема монополизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.39 Кб (Скачать)

Разграничение монопольных  структур различного характера, т.е. выделение  тех из них, которые способны оздоравливать  экономику, и тех, которые тянут  её назад, к временам массового экономического иждивенчества, является важной задачей современной российской антимонопольной политики. 

Особенно перспективным  представляется создание концернов  и финансово- промышленных групп, центрами которых являются предприятия, выпускающие  конкурентоспособную наукоёмкую экспортную продукцию. 

Конечно, создание крупных  организационно-хозяйственных структур несёт в себе прямую угрозу усиления тенденции к росту производственного  монополизма. Но, во-первых, наличие  большого количества малых раздробленных  предприятий далеко не во всех случаях  является гарантом наиболее развитой и эффективной конкуренции. Во-вторых, должны быть исключения из антимонопольного законодательства для тех предприятий  и объединений, которые успешно  отстаивают позиции страны на внешних  рынках. В-третьих, речь ни в коем случае не должна идти о сплошном объединении  всех предприятий в промышленно-финансовые группы или концерны. С позиции  эффективной антимонопольной политики не противоречащими ей являются лишь такие промышленно-финансовые группы и концерны, которые связаны преимущественно  с вертикальной интеграцией входящих в них структурных звеньев. В-четвёртых, антимонопольная политика в современных  условиях

России не может  выступать как самоцель, и должна использоваться лишь как один из рычагов  и инструментов преодоления отсталой отраслевой структуры экономики  и повышения уровня её эффективности. 

Немало проблем  при проведении современной антимонопольной  политики в

России возникает  в связи с недостаточной проработанностью широкого круга законодательных  материалов и других официальных  нормативных актов, связанных с  монополиями и монополизмом. При  этом в условиях современной

России большую  роль при проведении антимонопольной  политики играют содержание и направленность нормативно-правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствления и приватизации, развитием малого бизнеса, организацией налоговой системы  страны. 

Прежде всего, не способствует проведению антимонопольной  политики слабая законодательная проработка вопроса о мерах государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации. Фактически до сих пор в законодательстве России нет достаточно развёрнутого и действенного закона о системе  мер государственной поддержки  малых предприятий, системе гарантий достаточно полной реализации намеченных государством мероприятий по поддержке  и стимулированию развития малого бизнеса. В общем, в современных законодательных  материалах не выделено даже достаточно чётко само явление

«малый бизнес»  и не отражено его место в обновлении экономической системы страны. До сих пор есть только один официальный  документ, в котором особо выделяется понятие малых предприятий и  разъясняются критерии такого выделения. Имеется в виду Постановление  Совета Министров РСФСР № 406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР». 

Что касается льгот, предоставляемых современным российским законодательством малому бизнесу, то они пока касаются лишь некоторых  вопросов, связанных с выплатами  налогов, прежде всего на прибыль. Очевидно, российским законодателям представлялось, что данный объём льгот является достаточным для успешного развития малого бизнеса. Между тем в других странах государства оказывают  поддержку малым предприятиям в  гораздо больших размерах. 

Как известно, к настоящему времени издано Постановление Совета

Министров- Правительства  Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию и государственной  поддержке малого предпринимательства  в

Российской Федерации». В этом постановлении правительство  только ещё обязывает соответствующие  органы обеспечить разработку проекта  закона о внесении изменений и  дополнений в налоговое законодательство Российской

Федерации, расширяющих  льготы для малого предпринимательства  при внесении налогов на прибыль  и добавленную стоимость, о предоставлении льгот по налогообложению доходов  коммерческих банков, обеспечивающих кредитами малые предприятия, занимающиеся производственной деятельностью. Данное постановление, как и большинство  других официальных документов России, не имеет очень важного раздела - о механизме обеспечения реализации намеченных актуальных мероприятий  и даже в случае его самой активной реализации, не сможет обеспечить развитие малого бизнеса в таких масштабах  и с такой эффективностью, какие  необходимы для формирования действенной  альтернативы сложившимся производственным монополиям, господствующим пока на российском

«полурынке». В данном документе фактически вообще не выделяется организация необходимой рыночной инфраструктуры для малого бизнеса. 

Не отличается достаточной  последовательностью и «приватизационная  часть» современного российского законодательства.

Информация о работе Проблема монополизации