Шпаргалка по "Анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:07, шпаргалка

Описание работы

Показатели динамики объема производства. Анализ ритмичности и оценка выполнения договорных обязательств.
Объем производства устанавливается и учитывается в натуральном и стоимостном выражении.
Анализа динамики продукции включает расчет динамики товарной и валовой продукции. Для этого применяются индексы роста, абсолютные значения прироста и индексы прироста объема производства (табл.1).

Работа содержит 1 файл

AFKhDP.doc

— 565.50 Кб (Скачать)

АФХДП

 

1. Показатели  динамики объема производства. Анализ  ритмичности и оценка выполнения  договорных обязательств.

 

Объем производства устанавливается и  учитывается в натуральном и  стоимостном выражении.

Анализа динамики продукции  включает расчет динамики товарной и валовой продукции. Для этого применяются индексы роста, абсолютные значения прироста и индексы прироста объема производства (табл.1).

Динамика  товарной продукции                                                                                     Таблица 1

Год

Товарная  продукция в сопоставимых ценах, руб.

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

2006(баз)…..

2010

 

Тб=ТП/ ТПх 100%

Тц= (ТП/ ТПt-1) х 100%


где ТПо  – объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения;

ТПt-1, ТП– объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в   (t-1) и t -ом годах;

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной (валовой, реализованной) продукции:

ТПР СР = ТСР – 1  – темп прироста.

ТЦЕПН t = ВП/ ВПt-1

Для обеспечения  сопоставимости расчетов необходимо элиминировать (очистить) стоимостные показатели объема производства от влияния инфляции. Для этого могут применяться следующие методы:

- пересчет  объема производства продукции  по ценам аналогичной продукции  базисного периода (практически  возможно при  устойчивой номенклатуре выпускаемой продукции);

- корректировка  показателя объема производства  на агрегатный индекс изменения  цен (Jц) по группе однородных  товаров (работ, услуг) или по  отрасли в целом.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Неритмичность производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается  качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки  готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Для оценки ритмичности выпуска используется  коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – ВПФ i к плановому выпуску (удельному весу) – ВПплi:

Крит. = Сумм(ВПФ i) : Сумм(ВПплi) ;

Выполнение  договорных обязательств в календарном  периоде оценивается с помощью  коэффициента выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = Сумм(ПДЗАЧТ i) / Сумм(ПД Д i) ,

где ПДЗАЧТ i – засчитываемый объем продукции, поставленной за период по  договору;

ПД Д i – поставка за календарный период, предусмотренная договором.

Если  Кд меньше 1, то имеет место нарушение  договорных обязательств.

 

2. Комплексная оценка соотношения интенсивных и экстенсивных факторов в развитии предприятия

 

Результат хозяйственной деятельности складывается из объема вовлеченных в процесс производства ресурсов и интенсивности их использования.

Экстенсивный путь ограничен  запасами сырья и удорожанием  стоимости его добычи.

Обеспечение устойчивого развития требует, чтобы на предприятии присутствовал и даже доминировал интенсивный путь. Это означает, что рост должен идти преимущественно за счет повышения уровня использования ресурсов. Однако и интенсивный путь ограничен. Невозможно использовать ресурс больше, чем на 100%. Когда уровень использования ресурса достигает своего предела, происходит существенное изменение характера его применения, возрастает уровень вторичного использования, производится замена ресурса или какое-то другое изменение, которое делает производство более эффективным и конкурентоспособным.

Результат производства характеризуется, прежде всего, объемом выпуска продукции. Рассмотрим взаимодействие экстенсивного  и интенсивного факторов на примере  объема производства.

Разбиваем индекс роста объема производства на индекс роста ресурсов и индекс роста их интенсивного использования:

ТВП = ТЭ * ТИ

 

3. Постоянные и переменные  затраты. Условия маржинального анализа. Маржа покрытия. Выявление  и оценка резервов снижения себестоимости.

 

Принимаемые в управлении предприятием решения могут оказывать или  не оказывать влияние на те или  иные затраты или доходы. Затраты (доходы), величина которых непосредственно  зависит от конкретного решения, называются релевантными (чувствительными) по отношению к данному решению. Иначе – нерелевантными.

Переменными называются затраты, суммарная величина которых изменяется вместе с изменением объема производства в натуральном выражении. К ним относят затраты на сырье и материалы, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату производственных рабочих и др.

Постоянными затратами называются затраты, нерелевантные к изменению объема производства в натуральном выражении.

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) – разность между выручкой от реализации продукции и соответствующими ей переменными издержками.

Проведение маржинального анализа  требует соблюдения ряда условий:

- разделение издержек на две  части — переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;

- использования категории маржинальной  прибыли (маржи покрытия);

- переменные издержки основываются  на технологической себестоимости  (прямых затратах) и изменяются  пропорционально объему производства продукции;

- постоянные издержки не изменяются  в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия, существующей сбытовой сети, спроса на продукцию и т.п.;

- цена продукции не зависит  от объема ее выпуска и предложения на рынке, то есть нерелевантна к объему предложения, создаваемого предприятием;

- тождество производства и реализации  продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

Маржа покрытия удельная (на единицу продукции):

МПЕД = Ц– Зперi

Где МП – маржа;

Ni – объем выпуска i-й  продукции;

Цi – цена единицы i-й продукции;

З ПЕРi – переменные затраты на единицу i-й продукции;

Уi – удельный вес выпуска i-й  продукции в натуральном выражении.

Принимаемые в управлении предприятием решения могут оказывать или не оказывать влияние на те или иные затраты или доходы. Затраты (доходы), величина которых непосредственно зависит от конкретного решения, называются релевантными (чувствительными) по отношению к данному решению. Иначе – нерелевантными.

Переменными называются затраты, суммарная величина которых изменяется вместе с изменением объема производства в натуральном выражении. К ним относят затраты на сырье и материалы, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату производственных рабочих и др.

Постоянными затратами называются затраты, нерелевантные к изменению объема производства в натуральном выражении.

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) – разность между выручкой от реализации продукции и соответствующими ей переменными издержками.

Проведение маржинального анализа  требует соблюдения ряда условий:

- разделение издержек на две  части — переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;

- использования категории маржинальной  прибыли (маржи покрытия);

- переменные издержки основываются  на технологической себестоимости  (прямых затратах) и изменяются  пропорционально объему производства  продукции;

- постоянные издержки не изменяются  в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия, существующей сбытовой сети, спроса на продукцию и т.п.;

- цена продукции не зависит  от объема ее выпуска и предложения  на рынке, то есть нерелевантна  к объему предложения, создаваемого  предприятием;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

Маржа покрытия удельная (на единицу продукции):

МПЕД = Ц– Зперi

Где МП – маржа;

Ni – объем выпуска i-й продукции;

Цi – цена единицы i-й продукции;

З ПЕРi – переменные затраты на единицу i-й продукции;

Уi – удельный вес выпуска i-й  продукции в натуральном выражении.

Выявление  и оценка резервов снижения себестоимости.

Главная цель анализа себестоимости  – рациональное использование производственных ресурсов. Потребляемые ресурсы либо непосредственно расходуются на производство конкретной продукции (работ, оказание услуг), либо обеспечивают вспомогательные производственные процессы и управление.

В связи с этим и общие  затраты необходимо анализировать  как в целом, так и по отдельным  процессам.

Динамика и эффективность  общих расходов на производство отражается в затратах на рубль товарной продукции.

Затраты на рубль товарной продукции можно записать в следующем  виде:

По данной модели можно провести анализа изменения затрат на рубль  товарной продукции по факторам:

1) Изменение производственной программы,  в том числе:

- изменение объема производства  в натуральном выражении;

- изменение структуры выпуска;

2) Изменение переменных затрат;

3) Изменение постоянных затрат;

4) Изменение цен реализации.

Данный анализ может способствовать в расстановке приоритетов дальнейшего  изучения изменения себестоимости.

В дальнейшем проводится анализ изменения  переменных и постоянных издержек в  целом и по экономическим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда  и обязательные страховые взносы;

- амортизационные отчисления; и т.д.

Анализ проводится в горизонтальном (временном) и вертикальном (структурном) разрезах.

При формировании выводов  и предложений по результатам анализа необходимо учитывать специфику амортизационных отчислений. Этот элемент затрат входит в издержки, но формируемый им денежный поток остается в распоряжении предприятия.

 

4. Запас финансовой  устойчивости по операционному  левереджу (зона безопасности), коэффициент  операционной устойчивости

Безубыточный  объем продаж вытекает из условия:

Расчет точки безубыточности связан с расчетом запаса финансовой устойчивости, то есть выясняет, как далеко "убегает" запланированная выручка от точки безубыточности (порога рентабельности). 
Запас финансовой устойчивости — это превышение фактической чистой выручки над точкой безубыточности. 
ЗФУ = чв - тб, где Тб — точка безубыточности. 
С помощью этого показателя можно спрогнозировать прибыль. П = ЗФУ х Кмд, 
где Кмд — коэффициент маржинального дохода. Он рассчитывается как частное от деления маржинального дохода на чистую выручку. 
Кмд = мд/чв

 

5. Направления анализа  использования трудовых ресурсов  на предприятии.

Использование трудовых ресурсов на предприятии характеризуется:

- использованием рабочего  времени и 

- производительностью  труда.

Полнота и целостность использования рабочего времени влияют на объем выпуска продукции. Целостность использования рабочего времени, кроме того, влияет и на качество продукции.

В ходе анализа использования  рабочего времени:

- дается общая оценка  полноты использования рабочего времени (РВ);

- выясняются причины  целодневных и внутрисменных  потерь рабочего времени;

-  рассчитывается влияние простоев на производительность труда и изменение объема выпуска.

Информация о работе Шпаргалка по "Анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия"