Сущность и система стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 22:19, Не определен

Описание работы

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимосвязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
- разработка общих целей;
- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
- определение путей и средств их достижения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Работа содержит 1 файл

основы алгоритмизации.txt

— 23.18 Кб (Скачать)

     Общефирменные цели формируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

     - Конкретные и измеримые цели.

     - Ориентация целей во времени.

     - Достижение цели.

     - Взаимно поддерживающие цели.

     Цели  будут значимой частью процесса стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

 

3. Области выработки  стратегии и эталонные  стратегии развития. Выработка и выполнение  стратегии фирмы.

 

     Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении выше описанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей.

     На  основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.

     Стратегический  менеджмент предполагает, что фирма  определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.

     Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.

     Ограниченного роста придерживаются большинство  организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях.

     Реже  всего руководители выбирают стратегию  сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:

     - ликвидация (полная распродажа материальных  запасов и активов организации);

     - отчисление лишнего (отделение  фирмами некоторых своих подразделений  или видов деятельности);

     - сокращение и переориентация (сокращение  части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).

     К стратегии сокращения прибегают  чаще всего в том случае, когда  показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде  или просто для спасения организации.

     Стратегии сочетания всех альтернатив будут  придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

     Выбрав  определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель: выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы:

    1. риск (фактор жизни фирмы);
    2. знание прошлых стратегий;
    3. реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии;
    4. фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.

     Принятие  решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений.

       Формирование стратегии фирмы  в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.

 

4. Тактическое планирование  как конкретизация  методов и форм  реализации стратегии.

 

      Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется.

      После выбора основополагающей общей стратегии  ее необходимо реализовать, объединив  с другими организационными функциями.

      Важным  механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров:  тактики, политики, процедур и правил.

      Подобно тому как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся  с долгосрочными  и облегчающие  их достижение, оно так же часто  должно  разрабатывать краткосрочные  планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой.

      Характеристика  тактических планов:

  1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.
  2. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто разрабатывается на уровне руководства среднего звена.
  3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
  4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течении нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

 

Литература

    1. Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.
    2. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. Лениздат, 1992.
    3. Любинова Н.Г.  Менеджмент - путь к успеху.  М.: ВО Агропромиздат, 1992.
    4. Кабаков В.С., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент.- Л.: Лениздат, 1990
    5. Кабушкин  Н.И. “Основы менеджмента”; - “Финансы, учет, аудит” Экономпресс 1997г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ

ПЛАН:

I. Введение

II. Менеджмент. Виды целей

III. Стратегическое планирование:

- сущность и  функции стратегического планирования

- цели организации 

- оценка и  анализ внешней среды 

- управленческое  исследование внутренних факторов фирмы

- изучение стратегических  альтернатив и выбор стратегии

IV. Заключение

Список литературы

I. ВВЕДЕНИЕ 

При обсуждении вопросов, связанных с успехом  или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. 

Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России. Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изготовителями идентичного товара. но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников. 

Задача предприятия  состоит в том, чтобы осваивать  новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Т.о. обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим долгосрочному планированию в его работе придается большое значение.

II. МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЫ ЦЕЛЕЙ 

Менеджмент - это  самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной  деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы. 

В понятие менеджмента  так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка ( а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена ) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой. 

Менеджмент - как  самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса. 

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера  и требует от него принятия решений  и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается как внутрефирменного производства, так и управления производством и управление персоналом. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. 

Управленческие  решения принимаюся на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение  подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и  средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений. 

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:

- определение  конкретных целей развития фирмы;

- выявление приоритетности  целей, их очередности и последовательности  решения;

- т.е. разработка  стратегии развития фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;

- выработка системы  мероприятий для решения намечаемых  проблем на различные временные  периоды; определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

установление  контроля за выполнением задач.  

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии:

- стратегическое  управление (включает в себя выработку  цели менеджмента, прогнозирование  как предвидение результатов  развития, перспективное планирование  как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели); 

- оперативное  управление (деятельность по реализации  вышеуказанных мер);

контроль (включает анализ достигнутых результатов - обратная связь - и выступает как исходный пункт нового цикла управления).  

Разработка экономической  политики фирмы предполагает определение  целей деятельности фирмы и стратегии  ее развития на ближайшую и дальнюю  перспективу, исходя из потенциальных  возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными – ориентиры - более отдаленная цель, так и количественными - задания.  

Информация о работе Сущность и система стратегического планирования