Сущность, методы оценки и анализа платежеспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение платежеспособности предприятия, проблем и методов оценки.
Исходя из цели можно поставить задачи:
- раскрытие сущности и значения платежеспособности предприятия;
- изучение основных методов оценки и анализа платежеспособности предприятия, их преимущества и недостатки;
- определение неплатежеспособности предприятий и значение государственной финансовой поддержки;
- рассмотрения основных методов отбора неплатежеспособных предприятий, и предоставление финансовой поддержке государства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.04 Кб (Скачать)

О завышенности нормативных значений коэффициентов  текущей ликвидности свидетельствуют  и данные по всем крупным и средним  предприятиям промышленности. На 1 октября 2003 года около 78% их общего числа имели  коэффициент текущей ликвидности <2. Однако не все они находились в плохом финансовом состоянии, о  чем свидетельствует значительно  меньшая доля убыточных предприятий (таблица 1).

Для определения  неплатежеспособности предприятия  необходимо задействовать не только частные показатели финансово-экономической деятельности, но и показатели обобщающие. Причем последние не должны ограничиваться теми, что фиксируют скорость оборота капитала.

 

Таблица 1 Распределение крупных и средних предприятий промышленности по показателям, характеризующим их финансовое состояние

Уровень коэффициента

текущей ликвидности

Доля предприятий, в %

Финансовый

результат

Доля предприятий, в %

<2

77,9

Убыточные

40,9

>2

22,1

Прибыльные

59,1


 

Необходима  и разработка моделей, отражающих разные стороны неплатежеспособности и  финансовой устойчивости предприятия. Количественная оценка финансово-экономической деятельности должна быть дополнена качественной характеристикой состояния предприятий, так как банкротство не самоцель, а средство оздоровления предприятия.

Итак, для  выявления неплатежеспособных предприятий  нужен комплексный анализ их финансового  состояния. При этом необходимо выбрать  показатель, обладающий адекватным рыночным отношениям экономическим содержанием. Такому требованию отвечает рентабельность капитала, уровень которой своевременно сигнализирует об угрозе несостоятельности  предприятия. Если произвести сравнение  между фактическим уровнем рентабельности капитала предприятия и среднеотраслевым, то на основании этого сравнения  можно выявить динамику ею финансового  состояния. Но задача государства состоит  не в констатации приближающейся несостоятельности предприятия, а  в ее предотвращении. Для этого  необходим полноценный, комплексный  анализ. Анализ будет неполным, если, определив коэффициенты уровня платежеспособности, не определить, как воздействует динамика этих коэффициентов на уровень рентабельности. Таким образом, если норму рентабельности капитала представить как функцию  показателей платежеспособности и  ликвидности, то этот важнейший рыночный показатель займет свое законное место  и теории и практике рыночных, отношений.

 

2.2 Методы отбора неплатежеспособных  предприятий, и предоставление  финансовой поддержке государства

 

После выявления  неплатежеспособных предприятий необходимо перейти к селекции неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной финансовой поддержке. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учитывающем текущий спрос на продукцию пред приятии, основные характеристики производственного и рыночно го потенциала предприятий, а также оценку внутренних резервов предприятий для выхода из кризисного состояния.

Отправной точкой финансового оздоровления народно  хозяйственного комплекса является определение приоритетных предприятий. Независимо от сегодняшнего финансового  состояния они обладают потенциалом  развития в рыночной среде или необходимы с точки зрения развития территории (это градообразующие, бюджетно-образующие, дающие мультипликативный эффект развития в сопряженных производствах или поддерживающие конкретные региональные функции).

На основании  критериев, базирующихся па характеристиках  производственного и рыночного  потенциалов предприятий, все предприятия, претендующие на государственную финансовую поддержку, можно разделить на 4 группы:

- первая  группа включает предприятия,  производственный и рыночный потенциал которых при надлежащем управлении обеспечивает восстановление платежеспособности, и которые не могут претендовать на получение государственной финансовой поддержки;

- вторая  группа - предприятия, подлежащие  выводу из числа действующих  в связи с неэффективностью, так  как у них низ кий производственный  и рыночный потенциалы;

- третья  группа - предприятия, восстановление  платежеспособности которых возможна  незатратными методами решения  экономических проблем, стоящих  перед ними;

- четвертая  группа - предприятия, восстановление  платежеспособности и финансовое  оздоровление которых требует  государственной финансовой поддержки.  У данной группы предприятии,  помимо технико-экономических и  финансовых показателей, оценивается  отраслевая и региональная специфика функционирования предприятия, их социально-экономическая значимость.

Предоставление государственной финансовой поддержки ориентировано в первую очередь на предприятия четвертой группы, которые способны использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей, в минимальные сроки произвести реструктуризацию производства и его диверсификацию, обеспечить увеличение производства продукции, пользующейся спросом на соответствующем товарном рынке, создать условия для эффективного осуществления своей хозяйственной деятельности.

На первом этапе для финансового оздоровления предприятий четвертой группы необходимо произвести реструктуризацию их задолженности. Это процедура должна включать: во-первых, аннулирование задолженности предприятий по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды - получить эти суммы с предприятий практически нереально; во-вторых, реструктуризацию суммы прямого долга, которую можно осуществить различными методами. Например, 1) заключение с предприятием договора о поставках продукции в счет его задолженности бюджету; 2) оформление задолженности в виде государственного кредита с минимальной процентной ставкой; 3) проведение в рамках выделенной задолженности процедуры взаимозачета долгов с другими хозяйствующими субъектами и с государством.

Проведение  первого этапа работ по первичному финансовому оздоровлению этих предприятий  позволит выявить реальную дееспособность и перспективность.

Если  предприятие является перспективным, то оно совместно с государством ищет пути выхода из кризисной ситуации. При этом государственная поддержка  должна оказываться не просто данному  предприятию, а на решение определенной, сформулированной в конкретных показателях  задачи, выполнение которой поддается  количественной оценке. Государственная  поддержка может быть оказана  в следующих формах:

- предоставление  отсрочек (рассрочек) по уплате  налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты различных уровней;

- введение  льгот для банков, кредитующих  предприятия и организации производственных  отраслей, в части формирования  ресурсов этих банков, отчислений  в резервные фонды, применение  пониженной ставки рефинансирования  с одновременным увеличением  масштабов продаж Центральным  банком денежных ресурсов коммерческим  банкам, кредитующим реальный сектор  экономики;

- обеспечение  приоритета при участии в тендерах  по государственному заказу (при  прочих равных условиях);

- разрешение на консервацию неиспользуемого в производственном процессе имущества с выведением его из-под обложения соответствующим налогом, а также освобождение от арендной платы за используемые участки земли;

- определение согласованных с государственными внебюджетными фондами, налоговыми и финансовыми органами принципов и подходов к погашению задолженностей перед ними;

- предоставление инвестиций, направленных на развитие сферы НИОКР, а также на решение задач по подготовке и переподготовке кадров;

- адресная  поддержка отдельных предприятий,  способных при определенных условиях  стабилизировать экономическое  положение, осуществлять расчеты  с бюджетом;

- введение ускоренной амортизации и государственная поддержка новейшей техникой и технологиями;

- предоставление государственных гарантий инвесторам.

Помимо  перспективных предприятий, в четвертую  группу также входят предприятия, которые:

- выполняют заказы, связанные с международными обязательствами государства;

- поддерживают обороноспособность страны;

- выступают  структурообразующими элементами  промышленного комплекса региона,  которые формируют значительную  долю доходной части бюджета;

- являются источником валютных поступлений; имеют жизненно важные для государства (региона) элементы инфраструктуры, обеспечивают определенный уровень занятости в трудоизбыточных работах14.

На сегодняшний  день становится наиболее актуальной проблема признания банкротами градообразующих  предприятий. Так как градообразующими признаются юридические лица, численность  работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, значимость этой проблемы связана, во-первых, с тем, что предприятий, с деятельностью  которых связано значительное количество людей, в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть  является нерентабельной, поскольку  само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики.

При этом многие градообразующие предприятия действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации, что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики. С этой точки зрения логично было бы признать целесообразность объявления банкротами и ликвидации предприятий, не способных рентабельно функционировать. Но, с другой стороны, нецелесообразно производить банкротство градообразующих предприятий, так как на первый план в случаях банкротства градообразующих неплатежеспособных предприятий выходит социальная проблема, вызванная тем, что от деятельности такого предприятия может зависеть жизнедеятельность целого населенного пункта или значительной его части. На практике банкротство градообразующего предприятия приводит, с одной стороны, к принудительному высвобождению большого количества жителей населенного пункта, задействованных на данном предприятии, а, с другой стороны, к состоянию фактического банкротства местного муниципалитета, из-за резкого сокращения поступлений налогов и платежей в бюджет.

Кроме того, поддержка неплатежеспособных градообразующих  предприятий позволит, получая мультипликационный эффект, восстановить платежеспособность нескольких десятков предприятий так  например, в г. Москве правительство  уже в течение нескольких лет  целенаправленно оказывает помощь таким градообразующим предприятиям, как АМО «ЗИЛ» и ОАО «Москвич». И возрождение этих предприятий  повлекло за собой развитие и дальнейший рост предприятий-смежников, которые  являются поставщиками продукции для  вышеназванных предприятий.

Социальными условиями могут являться мероприятия  по трудоустройству работников должника, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, повышению квалификации работников. Все эти меры должны быть направлены на то, чтобы работники  градообразующего должника смогли существовать как в случае ликвидации предприятия, так и в случае его существенного  перепрофилирования.

Одним из возможных и в некоторых случаях  необходимых шагов для нормализации ситуации на градообразующем, а также  на перспективном предприятии может  спать реструктуризация собственности. Речь идет об организации дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и об использовании  вырученных от их продажи средств  или самих ценных бумаг для  погашения задолженности перед  бюджетом и внебюджетными фондами. Реально это означает увеличение доли федеральной или муниципальной  собственности в капитале предприятия.

Кроме того, возврат предприятий под контроль федеральных или местных органов  власти может быть обеспечен в  ходе санации временно неплатежеспособных, но перспективных пред приятии, имеющих  большую задолженность перед  бюджетом при переводе предприятия  в результате банкротства под  контроль федеральных (субъектов Федерации) органов власти не возникает каких-либо обязательств перед бывшими собственниками, а лишь перед его кредиторами, причем не в полном размере. Погашение  части обязательств может быть осуществлено путем зачета долгов самих кредиторов перед бюджетом.

Очевидно, само по себе увеличение доли государства  в структуре капитала этих предприятий  не поможет ни наполнить бюджет, ни навести порядок на предприятии. Однако это создаст законные и  не нарушающие механизмов рыночной экономики  основания для усиления влияния  государства на деятельность менеджеров. Соответствующая система управления может быть построена исходя из следующих  подходов:

- использование  института представителей государства  в акционерных обществах;

Информация о работе Сущность, методы оценки и анализа платежеспособности предприятия