Введение    
3
 Глава 1 Земельные 
правонарушения: понятие и классификации    
5
 1.1 Понятие и 
классификация земельных правонарушений    
5
 1.2 Ответственность 
за земельные правонарушения    
10
 Глава 2 Проблемы 
определения земельных правонарушений 
и реализации ответственности    
16
 2.1 Нарушения 
в области охраны земель    
16
 2.2 Нарушения 
в области землепользования    
20
 Заключение    
31
 Список литературы    
33
  
 Введение
 Актуальность 
выбранной темы для раскрытия 
в выпускной работе объ-ясняется 
тем, что в последние годы отмечается 
заметное ухудшение состоя-ния земель 
в России, рост их загрязнения. Научно-технический 
прогресс и усиление антропогенного воздействия 
на земельные ресурсы, безусловно, приводят 
к обострению экологической ситуации. 
Однако негативные изме-нения качества 
земель часто происходят также и вследствие 
различных на-рушений земельного и природоохранного 
законодательства, допускаемых не только 
юридическими и физическими лицами, но 
и органами государствен-ного управления. 
Добиться сокращения количества земельных 
правонаруше-ний возможно, помимо иных 
мер охраны земель, при эффективном примене-нии 
мер юридической ответственности.
 Проблема 
регламентации земельных правонарушений 
стоит сегодня чрезвычайно остро. 
Так, за последние 25 лет площадь 
кислых почв увеличи-лась на 32,1 млн га, 
в том числе пашни - на 21,5; площадь земель, 
подвер-женных водной эрозии, - на 28,4, засоленных 
- на 12,0, заболоченных и пере-увлажненных 
- на 20,0 млн га. Содержание гумуса в почвах 
России снизилось в среднем на 20%. Статистические 
данные, касающиеся правонарушений, также 
свидетельствуют об их стабильно высоком 
числе. За 1999 г. в России было выявлено 
около 200 тысяч нарушений земельного законодательства, 
в 2000 г. - 210 тысяч; в 2001 г. - 200 тысяч; в 2002 
г. - приблизительно 150 тысяч нарушений 
(причем снижение количества выявленных 
правона-рушений в 2002 г. произошло вследствие 
уменьшения количества проведен-ных проверок 
контролирующими органами в связи с переходом 
к новому за-конодательству) .
 Объект исследования 
квалификационной работы — земельные 
право-нарушения.
 Предмет исследования 
работы — специфика и особенности 
классифи-кации земельных правонарушений.
 Цель работы 
— рассмотреть и охарактеризовать 
специфику земельных правонарушений 
в диалектической связи с существующими 
видами и фор-мами земельной ответственности.
 Задачи работы:
 –дать понятие 
и классификацию земельных правонарушений,
 –рассомтреть 
ответственность за земельные 
правонарушения,
 –рассмотреть 
нарушения в области охраны 
земель,
 –охарактеризовать 
нарушения в области землепользования.
 В теоретическом 
плане актуальность темы подтверждается 
серьезным аргументом в пользу 
необходимости обособления земельного 
права как са-мостоятельной отрасли 
права и, соответственно, признания 
земельных пра-вонарушений и земельно-правовой 
ответственности в качестве самостоя-тельных 
юридических институтов. Об этом говорит 
и мнение видного учено-го-юриста Г. Шершеневича, 
высказанное им около века назад: «Казалось 
бы, особенности крестьянского землевладения 
в России, под действием которых живет 
большая часть русского народа, должны 
бы вызвать выделение из ча-стного права 
самостоятельного отдела в виде поземельного 
права. К сожале-нию, русская юридическая 
мысль находится под сильным влиянием 
герман-ской науки, которое не допускает 
обособления норм права в законодательст-ве 
и науке, не известного немецким ученым, 
по той причине, что на Западе нет к тому 
достаточной побудительной причины» .
 В последнее 
время в юридической литературе 
значительно возрос ин-терес к 
институту земельно-правовой ответственности 
и земельных правона-рушений. 
  
 Глава 1 Земельные 
правонарушения: понятие и классификации
 1.1 Понятие и 
классификация земельных правонарушений
 С принятием 
и вступлением в силу нового 
КоАП РФ многие проблемы административной 
ответственности за земельные правонарушения 
были ре-шены. В кодексе составы земельных 
правонарушений охватывают большин-ство 
прежних составов ЗК РСФСР 1991 г., а в ряде 
случаев излагают их в обобщенной форме. 
Предусматривается также ряд новых составов 
админист-ративных правонарушений в этой 
области, существенно увеличены размеры 
штрафных санкций, в число субъектов административной 
ответственности за земельные правонарушения, 
наряду с гражданами и должностными лицами, 
включены также и юридические лица. Но 
в то же время не обошлось и без потерь, 
которые не были вызваны объективными 
причинами. Примерами мо-гут служить: неполное 
регулирование ответственности должностных 
лиц, нарушающих земельное законодательство; 
невключение специальных норм об ответственности 
за захламление земель, нерациональное 
использование земель и др. Существенным 
недостатком законодателя также является 
раз-бросанность статей о земельных правонарушениях 
по двум главам КоАП РФ и расположение 
их вперемежку со статьями, относящимися 
к нарушениям в сфере других отраслей 
законодательства, что значительно усложняет 
их при-менение на практике.
 Анализ законодательства 
и практики проведения проверок 
соблюдения природоохранного законодательства 
показал, что такой распространенный 
вид земельного правонарушения, как 
захламление земель не нашел самостоя-тельного 
закрепления в КоАП РФ. В настоящее время 
на уровне субъектов Федерации, в частности 
в Саратовской области, предпринимаются 
попытки ликвидировать данный пробел 
в законодательстве. Однако пока закон 
не принят, органы, осуществляющие государственный 
контроль за использова-нием и охраной 
земель по Саратовской области, при обнаружении 
признаков захламления земель привлекают 
виновных лиц к ответственности по общей 
норме за несоблюдение экологических 
и санитарно-эпидемиологических требований 
при обращении с отходами производства 
и потребления или иными опасными веществами 
по ст. 8.2 КоАП РФ.
 Главным управлением 
природных ресурсов и охраны окружающей 
среды МПР России по Саратовской области 
при проведении проверки было выявлено, 
что территория СМУ-45 ОАО "Саратовского 
подшипникового за-вода" захламлена 
металлоломом, шипами, строительным мусором. 
Отходы хранятся в неустановленном месте 
на площадке без твердого покрытия, что 
приводит к загрязнению земель с окисью 
железа. В связи с этим, руково-дствуясь 
ст. 8.2 КоАП РФ, 23 апреля 2003 г. было вынесено 
постановление о назначении наказания 
начальнику СМУ-45 в виде штрафа 500 руб.  
 При проведении 
другой проверки Главным управлением 
природных ресурсов и охраны окружающей 
среды МПР России по Саратовской области 
было выявлено, что территория, прилегающая 
к мазутохранилищу и цеху N 21 ООО НПО "Сигнал", 
захламлена бытовым мусором, металлоломом. 
На земле имеются разливы нефтепродуктов, 
которые произошли по вине обслу-живающего 
персонала котельной. В связи с этим, руководствуясь 
ст. 8.2 Ко-АП РФ, 29 апреля 2003 г. было вынесено 
постановление о назначении нака-зания 
начальнику цеха N 21 ООО ЭПО "Сигнал" 
в виде штрафа 1000 руб.  
 Данные примеры 
показывают, что квалификация правонарушения, 
вы-ражающегося в захламлении 
земель, по общей ст. 8.2 КоАП РФ 
не позволяет учесть при назначении 
наказания такие существенные 
стороны правонару-шения, как 
площадь захламленной территории, размер 
причиненного вреда и примерный срок, 
необходимый на восстановление состояния 
земель.
 Средние размеры 
штрафов, назначаемых за захламление 
земель, при квалификации по ст. 
8.2 КоАП РФ составляют 500-1000 руб., что 
незначи-тельно влияет на поведение хозяйствующих 
субъектов в сфере деятельности, связанной 
с рациональным использованием и охраной 
земель. Как видно из практики проведения 
проверок соблюдения природоохранного 
законодатель-ства, захламление земли 
металлоломом, сухостоем, кирпичом, навозом 
и другими отходами выявляется практически 
на каждом предприятии, поэтому первостепенной 
задачей на ближайшую перспективу является 
принятие мер по предотвращению порчи 
земель промышленными и бытовыми отходами. 
В связи с этим представляется более целесообразным 
включить в гл. 8 КоАП РФ ст. 8.61 "Захламление 
земельного участка", установив за совершение 
пре-дусмотренного в статье правонарушения 
ответственность в виде наложения административного 
штрафа на граждан - в размере от 5 до 10 
МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; 
на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
 Проблема 
видится также в правоприменительной 
деятельности. Анализ и сопоставление 
данных о числе проводимых 
проверок и выявленных право-нарушений 
по годам и различным субъектам 
РФ свидетельствуют о значи-тельном разрыве 
в большинстве случаев между проверками, 
выявленными нарушениями и наложенными 
взысканиями. Следует заметить, что на 
прак-тике основанием отмены судами постановлений 
контролирующих органов о привлечении 
к административной ответственности за 
земельные правонару-шения часто оказывается 
несоблюдение процессуального порядка.
 Решением 
Арбитражного суда Саратовской 
области от 1 сентября 2004 г. постановление 
по делу об административном 
правонарушении N 012 от 22 апреля 2004 г., 
вынесенное Комитетом по земельным ресурсам 
и земле-устройству Екатериновского района 
г. Саратова о привлечении к админист-ративной 
ответственности ОАО "Заря" за невыполнение 
установленных тре-бований и обязательных 
мероприятий по улучшению земель по ст. 
8.8 Ко-АП РФ, было признано недействительным 
в связи с несоблюдением контро-лирующим 
органом порядка привлечения лица к административной 
ответст-венности, предусмотренного ст. 
25.1 КоАП РФ, в части извещения его о вре-мени 
и месте рассмотрения дела и обязательного 
присутствия его либо пред-ставителя при 
рассмотрении дела .
 Решением 
Арбитражного суда Саратовской 
области от 28 октября 2003 г. постановление 
Государственного земельного инспектора 
по Татищев-скому району N 8 от 31 июля 
2003 г. о привлечении филиала ОАО "Сарато-воблгаз" 
за использование земельного участка 
без надлежаще оформленных на то документов 
к административной ответственности в 
виде штрафа по ст. 7.1 КоАП РФ в размере 
10000 руб. было признано недействительным 
также в связи с нарушением контролирующим 
органом норм процессуального зако-нодательства: 
постановление было вынесено в отношении 
ненадлежащего субъекта, который не является 
юридическим лицом (филиал), дело об адми-нистративном 
нарушении рассматривалось без участия 
представителя, не было осуществлено надлежащего 
извещения сторон .
 Решением 
Арбитражного суда Саратовской 
области от 26 октября 2004 г. постановление 
N 10 от 7 июня 2004 г, вынесенное Главным 
государ-ственным инспектором Комитета 
по земельным ресурсам и землеустройству 
о наложении административного штрафа 
на ИП Пахомову С.П. за уничтоже-ние межевых 
знаков было признано недействительным 
в связи с тем, что по-становление было 
необоснованно вынесено в отношении Пахомовой 
С.П. как индивидуального предпринимателя, 
документа, удостоверяющего факт реги-страции 
Пахомовой С.П. в качестве главы крестьянского 
фермерского хозяй-ства на момент привлечения 
к ответственности не было .