Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:20, контрольная работа
Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.
Метод группировки является основным среди методов упорядочения. Группировка- неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаи
Содержание
Теоретическая часть………………………………………………………………3
Метод группировки в экономическом анализе…………………………..3
Метод относительных разниц…………………………………………….7
Расчетная часть……………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБАРЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Факультет
непрерывного профессионального образования
Контрольная работа
по дисциплине «Теория экономического анализа»
вопрос № 1: «Метод группировок»
вопрос
№ 2: «Метод относительных разниц»
| |
Ижевск,
2010 г.
Содержание
Теоретическая часть………………………………………………………………3
Расчетная часть…………………………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
Теоритическая часть
1. Метод группировки в экономическом анализе
Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.
Метод
группировки является основным среди
методов упорядочения. Группировка- неотъемлемая
часть почти любого экономического исследования.
Она позволяет изучить те или иные экономические
явления в их взаимосвязи и взаимозависимости,
выявить влияние наиболее существенных
факторов, обнаружить те или иные закономерности
и тенденции, свойственные этим явлениям
и процессам. Группировка предполагает
определенную классификацию явлений и
процессов, а также причин и факторов,
их обусловливающих.
В
зависимости от задач используются
типологические, структурные
и аналитические группировки.
Использование метода группировки связано с выполнением следующих этапов:
В
качестве информационной основы группировки
служит генеральная совокупность однотипных
объектов или их выборочная совокупность.
В первом случае используются систематически
накапливаемые в информационном фонде
данные, во втором- типологические выборки.
Экономически обоснованная группировка
позволяет изучать зависимость между
показателями и систематизировать аналитические
данные.
Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По
сложности построения различают
два типа группировок:
простые и комбинированные. С помощью
простых группировок изучается взаимосвязь
между явлениями, сгруппированными по
какому-либо одному признаку. В комбинированных
группировках такое деление изучаемой
совокупности делается сначала по одному
признаку, а потом внутри каждой группы
– по другому признаку и т.д. Таким образом,
могут быть построены двух-, трехуровневые
группировки. Они позволяют изучать очень
разнообразные и сложные взаимосвязи.
Но необходимо отметить и их существенный
недостаток. Построение таких группировок
отличается высокой трудоемкостью, а полученные
результаты очень трудно воспринимаются.
Поэтому для изучения сложных взаимосвязей
лучше такую группировку заменить несколькими
простыми.
При
построении группировок нужно очень
серьезно относиться к делению совокупности
на группы, выбору количества групп и интервалов
между ними, потому что в зависимости от
этого могут существенно измениться результаты
анализа.
Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:
1) определение цели анализа;
2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;
3) ранжирование
совокупности по выбранному
4) выбор
интервала распределения
5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;
6) анализ
полученных средних величин,
В
случае построения комбинированных
группировок этот алгоритм расширяется
за счет повтора (несколько раз) четвертого
и пятого пунктов.
По
данным табл. 1 сделаем группировку
предприятий по уровню рентабельности,
определим количество предприятий
в группах и форму связи
между данным фактором и средней
оборачиваемостью материальных ресурсов.
Таблица
1
Группы предприятий по уровню рентабельности | Количество предприятий в группе | Средний уровень по группе | Средняя оборачиваемость материальных ресурсов |
До 36 | 3 | 33,3 | 19,7 |
36-40 | 4 | 38,5 | 21,5 |
41-45 | 4 | 43,0 | 24,0 |
46-50 | 4 | 48,0 | 26,5 |
51-55 | 3 | 53,7 | 29,4 |
Свыше 55 | 2 | 59,0 | 32,5 |
В отличие от литературного изложения сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.
Таким
образом, правильная группировка информации
дает возможность изучить
2. Метод относительных разниц
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа V = (а - b)с. Он значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным. Это прежде всего касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.
Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100.
Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100.
Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.
Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличие от предыдущих способов значительно сокращается количество вычислений.
Разновидностью этого способа является прием процентных разностей.
Для
того чтобы установить, насколько
изменился объем валовой
Для
расчета влияния второго
Абсолютный
прирост валовой продукции за
счет изменения средней
Для расчета влияния среднечасовой выработки на изменение объема валовой продукции необходимо разность между процентом выполнения плана по валовой продукции ВП% и процентом выполнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% умножить на плановый объем валовой продукции ВПпл:
Преимущество
этого способа состоит в том, что при
его применении не обязательно рассчитывать
уровень факторных показателей. Достаточно
иметь данные о процентах выполнения плана
по валовой продукции, численности рабочих
и количеству отработанных ими дней и
часов за анализируемый период.
Используемая
литература
Информация о работе Вопросы по теории экономического анализа