Анализ финансово-экономического состояния малых предприятий г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:46, практическая работа

Описание работы

В данном исследовании проведен анализ финансово-экономического состояния малых предприятий (МП) г. Москвы на основании статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат, МГС), данных Федеральной налоговой службы (ФНС), бухгалтерской отчетности (БО), предоставленной малыми предприятиями в органы государственной статистики, а также данных, полученных в результате тематических социологических и иных исследований НП «МЦРП».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2. ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

4. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ И ПРОДАЖ МП МОСКВЫ

6. ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ МП МОСКВЫ

7. ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДИМАЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

8. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МП МОСКВЫ

9. АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МП МОСКВЫ

9.1. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ МП

9.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

9.3. НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

9.4. ОТКРЫТИЕ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА

9.5. ОБОРОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

9.6. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

9.7. ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НЕЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

9.8. ПОДДЕРЖКА СМП

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

Работа содержит 1 файл

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЮВАО.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. МОСКВЫ (2004 - 2009 ГГ.)  

Данное исследование проводилось городским информационно аналитическим центром. Все права на материалы принадлежат НП «Московский центр развития предпринимательства».  

Содержание  
 
ВВЕДЕНИЕ  
 
1. КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  
 
2. ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ  
 
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  
 
4. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  
 
5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ И ПРОДАЖ МП МОСКВЫ  
 
6. ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ МП МОСКВЫ  
 
7. ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДИМАЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ  
 
8. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МП МОСКВЫ  
 
9. АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МП МОСКВЫ  
 
9.1. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ МП  
 
9.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  
 
9.3. НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА  
 
9.4. ОТКРЫТИЕ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА  
 
9.5. ОБОРОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ  
 
9.6. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ  
 
9.7. ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НЕЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ  
 
9.8. ПОДДЕРЖКА СМП  
 
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
ВЫВОДЫ  
 
ПРИЛОЖЕНИЕ  
 
 
Введение  
 
В данном исследовании проведен анализ финансово-экономического состояния малых предприятий (МП) г. Москвы на основании статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат, МГС), данных Федеральной налоговой службы (ФНС), бухгалтерской отчетности (БО), предоставленной малыми предприятиями в органы государственной статистики, а также данных, полученных в результате тематических социологических и иных исследований НП «МЦРП».  
 
Обоснованность использования данных бухгалтерской (финансовой) отчетности МП Москвы заключается в их уникальности. Количество малых предприятий, сдающих финансовую отчетность, ежегодно колеблется в пределах 70-80% от общего количества МП по данным Мосгорстата.  
 
Данные Мосгорстата позволяют оценить количество МП, численность занятых, выручку от реализации, сумму инвестиций в основной капитал и размер фонда оплаты труда МП. На основании данных бухгалтерской проводится уточнение значений показателей Мосгорстата и дополнительная оценка суммы налоговых отчислений, валовой добавленной стоимости, чистой прибыли, доходов и расходов, а также уровня рентабельности МП.  
 
Наблюдаются различия в значениях показателей согласно данным Мосгорстата и данным бухгалтерской отчетности. Эти отличия объясняются разными подходами к формированию первичной информации малых предприятий и методам ее обработки. В ходе исследования не проводился отдельный анализ деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения и выплачивающих единый налог на вмененный доход. Данные бухгалтерской отчетности содержат информацию только о МП, применяющих основную систему налогообложения.  
 
По основным показателям деятельности МП г. Москвы была проведена предварительная оценка показателей развития на 2007 год с использованием метода наименьших квадратов, среднегодовых темпов прироста показателей и среднего арифметического между прогнозными значениями, полученными с помощью двух первых методов. Оценка произведена с использованием программного комплекса АСФМ’07.  
 
Полученные прогнозные значения отражают ожидаемые тенденции социально-экономического развития малого бизнеса Москвы.  
 
 
1. Количество малых предприятий  
 
Количество малых предприятий Москвы – один из основных статистических показателей, представляемых Мосгорстатом. Кроме того, это основной индикативный показатель, прописанный в Постановлении Правительства Москвы от 20.06.2006 г. №420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.».  
 
Показатель количества МП по данным Мосгорстата используется при оценке финансово-экономического состояния всей совокупности МП Москвы на основании осредненных значений финансово-экономических характеристик МП по данным бухгалтерской отчетности.  
 
По состоянию на 01.10.2007 года по данным Мосгорстата количество МП составило порядка 214,5 тыс. единиц, темп прироста количества предприятий по отношению к концу 2006 года – 3,2%.

Рис 1.1 Динамика количества МП по данным Мосгорстата в 2004-2009

По суммарному количеству МП Москвы на протяжении длительного периода прослеживается положительная динамика (рис. 1.1). На основании многолетнего наблюдения за данными о состоянии малых предприятий в г. Москве на фоне постоянного развития экономики города можно предположить, что кардинальных изменений в динамике количества МП Москвы в ближайшие годы не предвидится. Можно только отметить некоторое снижение (на 7%) количества МП, сдавших бухгалтерскую отчетность в 2006 году, с одновременным увеличением количества МП, применяющих упрощенную систему налогообложения, и ИП. Таким образом, в ближайшие годы можно ожидать существенные не количественные, а структурные изменения сектора малого бизнеса Москвы.  
 
Основываясь на специфике представления социально-экономических данных Мосгорстатом можно предположить, что на конец 2007 года количество МП Москвы будет не менее 214,5 тыс. предприятий.  
 
В общей совокупности МП Москвы существенную часть составляют предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), отдельное наблюдение и актуализация по которому Мосгорстатом не ведется. Учет по данной группе МП ведется Управлением Федеральной налоговой службой (УФНС) по г. Москве. По данным УФНС по г. Москве количество МП на УСН по Москве за 2004-2006 гг. составляло порядка 54, 72 и 95 тыс. предприятий соответственно. Прирост количества МП на УСН за 2006 год составил примерно 35%. Доля МП на УСН в общем количестве МП по Москве составляет за 2004-2006 гг. 28%, 36%, и 46%, т.е. приближается к половине от количества МП Москвы по данным Мосгорстата. Наблюдается устойчивая тенденция к росту количества МП на УСН с проявлением в 2006 году тенденции к сокращению МП, применяющих основную систему налогообложения (ОСН). Количество предприятий, сдавших бухгалтерскую отчетность в 2006 году (применяющих ОСН), сократилось на 7%, тогда как за 2000-2005 гг. увеличивалось в среднем на 7% в год. Спад в 2006 году компенсируется приростом МП на УСН на 35% в том же году. Стоит также учесть, что доступность официальных данных по количеству МП на УСН для МЦРП ограничена данными, предоставляемыми ФНС.  
 
Таким образом наблюдается следующая ситуация в определении общего количества МП Москвы. По данным органов статистики и УФНС по г. Москве в 2006 году насчитывается порядка 175 тыс. МП, применяющих основную систему налогообложения, и порядка 95 тыс. МП, применяющих упрощенную систему налогообложения, что в целом составляет около 270 тыс. предприятий (по данным Мосгорстата в 2006 году насчитывалось 207,8 тыс. МП).  
 
В данном исследовании оценка финансово-экономического состояния малого предпринимательства проводилось без учета деятельности ИП, количество которых по данным Управления ФНС (УФНС) по г. Москве на 01.10.2007 года составляло 135,7 тыс. ед. (информация получена с официального сайта УФНС по г. Москве www.r77.nalog.ru). Статистических наблюдений за финансово-экономическим состоянием ИП Мосгорстатом в настоящее время не ведется.  
 
С учетом количества ИП в 2006 году (99,5 тыс.) – общее количество субъектов малого предпринимательства в 2006 году оценивается на уровне от 307 тыс. единиц (на основании данных Мосгорстата о количестве МП в Москве) до 370 тыс. единиц (на основании данных о количестве МП, сдавших БО, и количестве МП на УСН по данным ФНС).  
 
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 20.06.2006 г. №420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.» (КЦП поддержки малого предпринимательства) в 2007-2009 гг. ожидаемое количество МП составит соответственно 208,3, 216,6 и 225,3 тыс. единиц. Показатель 2007 года уже превышен на 6,2 тыс. предприятий (рис. 1.2.).  
 
Кроме того, в Программе прописан показатель темпа прироста количества субъектов малого предпринимательства (СМП) на уровне 4%. Количество СМП Москвы с учетом количества МП по данным Мосгорстата и количества ИП по данным ФНС в 2006 году составляло 307,3 тыс. единиц. По предварительным оценкам в 2007 году количество СМП достигнет значения не менее 350,2 тыс. единиц, что обеспечит около 14% годового прироста.  
 
Необходимо отметить, что с 01.01.2008 года вступает в действие Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, согласно Постановлению Федеральной службы государственной статистики от 15.10.2007 №78 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей на 2008 год» утверждены формы государственного статистического наблюдения №1 ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» и № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».  
 
Вступление в силу указанных выше нормативно-правовых актов существенным образом изменит картину представления структуры МСП, в частности за счет выделения в отдельные группы микро-предприятий и предприятий среднего предпринимательства, что значительно осложнит анализ, как структуры хозяйствующих субъектов, так и их финансово-экономических характеристик.

До 2004 года в России действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), с 01.01.2004 введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В соответствии с этим классификатором наиболее крупным направлением деятельности МП Москвы является торговля (табл. 1.1.). На 01.10.2007 года количество МП данной сферы составляло порядка 104,8 тыс. единиц (или 49% общего количества МП Москвы). Кроме того, по данным мониторинга около 60% ИП также работают в сфере торговли.

Другая крупная сфера деятельности – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. На 01.10.2007 года по данным Мосгорстата количество МП данного вида деятельности насчитывалось 38,3 тыс. предприятий (или 19% общего количества МП Москвы).  
 
Более полный перечень показателей деятельности МП по основным видам деятельности по данным Мосгорстата см. в Приложении 1, таб. 1.  
 
Доля прибыльных МП в общей совокупности малых предприятий в 2006 году составляла примерно 50% (рис. 1.3.). Общий тренд кривой количества убыточных МП Москвы с 2000 года имеет ниспадающие тенденции. В частности это может говорить об эффективности системы поддержки малого предпринимательства.

Рис. 1.3. Динамика доли прибыльных, убыточных МП и предприятий с нулевой чистой прибылью в общем количестве МП Москвы по данным Мосгорстата.

Данные БО были пересчитаны на общее количество МП по данным Мосгорстата. Доля МП, предоставивших бухгалтерскую отчетность, с 2000 года постоянно росла, однако в 2006 году резко сократилась до 77% (рис. 1.4.). Как уже говорилось выше, этот спад компенсируется ростом количества МП, применяющих УСН, и количества ИП.

Рис. 1.4. Доля МП, предоставивших данные БО, в общей сумме МП Москвы по данным Мосгорстата в 2002-2008

На основании данных бухгалтерской отчетности проведено исследование распределения количества МП в территориальном разрезе (рис. 1.5.). Наибольшее количество МП сосредоточено в Центральном административном округе (АО) Москвы (около 77 тыс. предприятий, или 37% всей совокупности МП Москвы). 63% МП распределены по остальным АО относительно равномерно, за исключением ЗелАО, в котором действуют всего около 2 тыс. МП.

Рис. 1.5.Распределение количества МП Москвы по административным округам Москвы в 2009.г

Распределение количества МП по административным округам органами статистики не приводится. Количество МП в АО определено в соответствии с пропорцией МП, сдавших бухгалтерскую отчетность, и общего количества МП по данным Мосгорстата.  
 
 
2. Число занятых на малых предприятиях  
 
Количество занятых работников на малых предприятиях Москвы – основной социально значимый показатель деятельности МП, наблюдаемый Мосгорстатом и прописанный в Постановлении Правительства Москвы № 420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.». Мосгорстат разделяет данный показатель на четыре составляющие:  
 
- средняя численность работников всего (или среднесписочная численность работников, всего замещенных рабочих мест),  
 
- средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей),  
 
- средняя численность внешних совместителей,  
 
- средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.  
 
 
Согласно КЦП поддержки малого предпринимательства среднесписочная численность работников (без учета внешних совместителей и индивидуальных предпринимателей) в 2007-2009 гг. должна составить соответственно 2,002, 2,062 и 2,122 млн. человек. Это обеспечивает плановый прирост количества рабочих мест на 50 тыс. единиц в 2007 году.  
 
В настоящем исследовании был проведен анализ средней численности работников МП с учетом совместителей и работников по договорам гражданско-правового характера, т.е. суммарной численности занятых на МП Москвы (по данным Мосгорстата).  
 
Согласно данным Мосгорстата по состоянию на 01.10.2007 года средняя численность работников (всего) МП Москвы с учетом внешних совместителей и работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, составляла 2,042 млн. человек.

Рис. 2.1. Динамика средней численности занятых на МП Москвы по данным Мосгорстата

Основываясь на многолетних наблюдениях за статистическими данными по численности занятых на МП Москвы снижение количество работников в 1 полугодии 2007 года (до 2,009 млн. человек) можно принять как локальное отклонение. Уже в 3 квартале 2007 года численность занятых на МП составила 2,042 млн. человек, что на 0,3% больше чем по состоянию на конец 2006 года и на 35 тыс. человек (или 1,7%) больше, чем по состоянию на 01.10.2006 года.  
 
В соответствии с прогнозным количеством МП Москвы на 2007 г. и данных Мосгорстата о среднем количестве работников на 1 МП за последние 5 лет можно сделать вывод о том, что количество рабочих мест на малых предприятиях должно превысить к концу 2007 года значение 2,091 млн. единиц, без учета ИП (рис. 2.1.).  
 
Таким образом, по предварительным оценкам темп прироста общего количества работников на МП Москвы на конец 2007 года составит 2,8% и будет создано примерно 56 тыс. новых рабочих мест, что соответствует заложенным в КЦП показателям. Анализ проводился без учета прироста количества создаваемых рабочих мест у индивидуальных предпринимателей.  
 
Количество занятых на МП Москвы работников составляет примерно 1/3 от общего количества занятых в экономике в столице (рис.2.2). Для сравнения по России работники МП составляют 1/8 от занятых в экономике по стране.  
 
Согласно исследованию сравнительных характеристик МП по данным органов статистики доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых в январе-июне 2007 г. по Москве составляла 35,2%, а в 2006 году – 37,1%.  
 
Количество МП на 100 тыс. жителей Москвы на 1 июля 2007 года составляло 2061,1 ед., что на 64,4 единицы больше, чем по состоянию на 1 июля 2006 года. Значение данного показателя по России в целом на 1 июля 2007 года – 790,2 ед. (на 01.07.2006 – 717,3 ед.).

Рис. 2.2. Доля занятых на малых предприятиях Москвы и России в % от занятых в экономике

В исследовании не проводилась оценка численности работников ИП, доля которых может давать значительный вклад в общее число занятых и существенным образом влиять на темпы прироста количества работников субъектов малого предпринимательства. Оценить данный показатель можно лишь субъективно. Так по данным УФНС по г. Москве на 01.10.2007 года в городе состояло на учете 135,7 тыс. ИП. По данным социологического исследования, проведенного МЦРП совместно с ММЦ, «Мониторинг состояния ПБОЮЛ в г. Москве в 2006 г.» на 1 ИП в среднем работает 4,5 чел. Таким образом, в совокупности на ИП Москвы могут работать до 610 тыс. человек, а общее количество занятых в малом бизнесе Москвы только с учетом этих данных составит более 2,6 млн. человек, или 42% от численности экономически активного населения Москвы (рис. 2.3.).

Рис. 2.3. Доля занятых на МП и ИП в общей численности занятых в экономике Москвы в 2008 году и прогноз на 2009 год (по методу наименьших квадратов)

3. Доходы и расходы малых предприятий  
 
Показатель доходов и расходов МП Москвы Мосгорстатом не приводится. Оценить данный показатель возможно на основании данных бухгалтерской отчетности. Все доходы и расходы делятся на доходы и расходы от основных и неосновных видов деятельности (см. Приложение 1, таб. 2,3). Стоит отметить, что разница между доходами и расходами МП соответствует значению чистой прибыли, указанной в бухгалтерской отчетности МП в строке 190 Формы №2.  
 
Все показатели бухгалтерской отчетности были пересчитаны в соответствии с общим количеством МП по данным Мосгорстата за соответствующий период. В работе представлены данные в номинальных ценах, если не указано иное.  
 
Расчет темпов прироста показателей в сопоставимых ценах был произведен в ценах предыдущего отчетному периода с учетом ИПЦ Москвы в 2005 году – 12,1%, в 2006 г. – 9,1% (данные об ИПЦ в среднем за год получены с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве www.mosstat.ru).

Рис. 3.1 Доходы и расходы малых предприятий по данным БО с пересчетом на количество МП по данным Мосгорстата и с прогнозом до 2009 года (по методу наименьших квадратов), млрд. руб.

По состоянию на конец 2006 года общая сумма доходов всех МП Москвы составила 10,5 трлн. руб. (рис. 3.1.). Из них доходы от основных видов деятельности (выручка от реализации) – 6,8 трлн. руб. или 65%. За 2006 год прирост показателя доходов МП составил в номинальных ценах –29,5%. В сопоставимых ценах за 2006 год прирост составил – 18,7%.  
 
Общая сумма расходов в 2006 году составила 10,3 трлн. руб. (98% от суммарных доходов). Большая часть расходов приходится на основные виды деятельности (в 2006 году – 6,7 трлн. руб. или 65% от суммарных расходов). Темп прироста расходов МП всей совокупности в 2006 году составил 30,7% в номинальных ценах и 19,8% в сопоставимых ценах. Наблюдается превышение темпов прироста расходов над темпами прироста доходов.  
 
По предварительным оценкам на конец 2007 года сумма доходов МП Москвы будет находиться в диапазоне от 11,5 до 13,2 трлн. руб., а сумма расходов – в диапазоне от 11,2 до 12,9 трлн. руб. (рис. 3.1.).

 

Мосгорстат приводит значения выручки от реализации товаров и услуг МП Москвы, однако данный показатель имеет различия по данным БО и по данным Мосгорстата (см. Приложение 1, табл. 4). По данным БО с пересчетом на количество предприятий по Мосгорстату значение показателя суммы выручки (6 826 млрд. руб. в 2006 году) превышает значение этого показателя по данным Мосгорстата (4 276 млрд. руб. в 2006 году). Как уже указывалось выше, данное отличие объясняется различным подходом к формированию и обработке исходных данных Мосгорстатом и данных БО. Прирост суммы выручки от реализации МП также является индикативным показателем и заложен в КЦП поддержки малого предпринимательства. Согласно этому документу прирост выручки от реализации в 2007 году должен составить не менее 11% в сопоставимых ценах.  
 
Существенный прирост показателя выручки МП по данным БО наблюдается в 2006 году (темп прироста 37% в номинальных ценах и 26% в сопоставимых). На протяжении 2002-2006 гг. сумма выручки МП Москвы и по данным Мосгорстата, и по данным БО устойчиво растет.  
 
По предварительным прогнозам на 2007 год сумма выручки по данным БО вырастет минимум на 8%, максимум на 26%, а по данным Мосгорстата – на 27-56% в номинальных ценах (рис. 3.2).  
 
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27 июня 2006 года №449-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2010 г.» ИПЦ Москвы на 2007 год заложен на уровне 8%.  
 
С учетом данного ИПЦ можно прогнозировать темп прироста суммы выручки по данным Мосгорстата в 2007 году не менее 17% в ценах 2006 года. Темп прироста выручки будет не менее 11% даже при значении ИПЦ Москвы на уровне 14%.  
 
По данным БО наиболее вероятный темп прироста суммы выручки МП в 2007 году (при значении ИПЦ Москвы 8%) составит 9%, а при оптимистичном сценарии – 17% в ценах 2006 года.  
 
Таким образом, предварительные оценки показателя суммы выручки от реализации на основании данных Мосгорстата на 2007 год позволяют ожидать достижения заложенного в КЦП поддержки малого предпринимательства показателя суммы выручки МП Москвы. В данных официальной статистики присутствует также показатель оборота малых предприятий. По данным Мосгорстата на 01.10.2007 года он составлял 3,4 трлн. руб. по всем МП Москвы.  
 
Основную сумму выручки МП Москвы формируют прибыльные предприятия (63% от суммарной выручки МП Москвы в 2006 году). Динамика суммы выручки прибыльных МП повторяет динамику суммы выручки всей совокупности МП Москвы.

Рис. 3.3 Средняя выручка от реализации по данным бухгалтерской отчетности приходящаяся на 1 МП в 2004-2009 г. и предварительный прогноз на 2009г., тыс. руб.

Устойчивый прирост наблюдается по показателю средней суммы выручки, приходящейся на 1 МП (рис. 3.3.). В 2006 году на 1 МП приходилось 32,8 млн. руб. выручки от реализации товаров и услуг.  
 
На рис. 3.3. представлены предварительные прогнозы средней суммы выручки на 1 МП. Прогнозы были построены на основании оценочных значений суммы выручки всей совокупности МП в 2007 году с использованием методов наименьших квадратов, средних годовых темпов прироста с 2002 года и среднего между полученными с помощью этих методов значениями. Далее было найдено отношение трех значений выручки от реализации и ожидаемого в 2007 году количества МП (214,5 тыс. ед.). Таким образом, по предварительным оценкам в 2007 году сумма средней выручки на 1 МП вырастет минимум на 5%, а максимум на 24% в номинальных ценах.  
 
 
4. Чистая прибыль малых предприятий  
 
Показатель чистой прибыли МП Москвы Мосгорстатом не рассматривается. Его можно оценить на основании данных бухгалтерской отчетности как разницу между суммой доходов и расходов МП (рассмотрены в п. 3 данного исследования), или как отдельную 190-ю строку Формы №2 БО «Чистая прибыль».  
 
По данным БО с пересчетом на количество МП по данным Мосгорстата на конец 2006 года совокупная чистая прибыль МП Москвы составила 192,3 млрд. руб., что на 12% меньше по сравнению с 2005 годом (см. Приложение 1, табл. 2). Это отражает указанную выше тенденцию превышения темпов прироста расходов над темпами прироста доходов в 2006 году.

 

Рис. 4.1. Динамика чистой прибыли  малых предприятий  Москвы за 200-2009 годы по данным БО с пересчетом на Мосгорстат, млрд. Руб.

Сумма чистой прибыли МП Москвы формируется в основном за счет прибыльных МП, доля которых в количестве МП Москвы составляет примерно 50%.  
 
С 2004 года сумма чистой прибыли превышает сумму прибыли от продаж МП Москвы (рис. 4.1.). Это может объясняться постепенным увеличением прибыли от неосновных видов деятельности МП. Предварительный прогноз суммы чистой прибыли позволяет предполагать прирост данного показателя в 2007 году.

Рис. 4.2. Распределение суммы чистой прибыли МП по АО Москвы в 2009 году.

В территориальном разрезе 37% малых предприятий, расположенных в ЦАО, формируют примерно 61% чистой прибыли МП Москвы (рис. 4.2). На втором месте по данному показателю находится САО (12% чистой прибыли). Этот административный округ достаточно крупный по количеству зарегистрированных малых предприятий (22,6 тыс. ед. в 2006 году или 11% от всей совокупности МП Москвы).  
 
Другой крупный округ – ВАО (23 тыс. МП), дает всего 5% чистой прибыли всей совокупности МП Москвы.

Рис. 4.3. Сумма чистой прибыли на 1 МП (прогноз по методу наименьших квадратов).

На протяжении 2002-2005 гг. средняя сумма чистой прибыли на 1 МП Москвы стабильно росла и достигла значения 1,1 млн. руб. В 2006 году данный показатель сократился до 925 тыс. руб. на 1 МП. Аналогичный спад наблюдается и у прибыльных МП (рис. 4.3), однако сумма чистой прибыли на 1 прибыльное предприятие у них значительно выше (2,5 млн. руб. в 2006 г.).  
 
 
5. Рентабельность активов и продаж МП Москвы  
 
Показатель суммы активов МП оценивается на основании данных бухгалтерской отчетности (стр. 300 Формы №1). Значения данного показателя позволяют получить представления о стоимостной оценке бизнеса малого предприятия, а также оценить эффективность его деятельности посредством расчета рентабельности активов. По данным БО с пересчетом на количество МП по данным Мосгорстата на конец 2006 года общая стоимость активов МП Москвы составила 8,9 трлн. руб. Этот показатель на 46% в номинальных и 34% в сопоставимых ценах больше, чем в 2005 году (см. Приложение 1, табл. 3).

 

Наибольшую сумму активов имеют прибыльные МП .Интересно, что активы убыточных МП превышают активы нулевых предприятий примерно в два раза. Кривая активов нулевых МП имеет более колебательную динамику и повторяет динамику кривой совокупных активов МП Москвы.  
 
Предварительная оценка суммы активов позволяет предположить, что в 2007 году прирост по данному показателю будет не менее 9% в номинальных ценах. Согласно данным бухгалтерской отчетности основная сумма активов (53%) в 2006 году приходится на ЦАО (рис. 5.2.). На втором месте находится ЮАО (9%), а наименьшую долю занимает ЗелАО (не достигает и 0,5%).

 

Для оценки финансовой эффективности МП Москвы целесообразно рассмотреть показатель рентабельности. Мосгорстат не представляет данных о рентабельности МП Москвы, в результате чего в исследовании были оценены значения рентабельности активов и продаж на основании данных бухгалтерской отчетности.  
 
Рентабельность рассчитывается по следующим формулам:

 
Превышение с 2008 года значение показателя рентабельности активов над значением показателя рентабельности продаж может объясняться снижением доли прибыли от продаж в суммарной чистой прибыли. Это говорит об увеличении соответственно прибыли от операционных и внереализационных видов деятельности, то есть возрастании роли финансовых неосновных операций МП, что в целом нельзя отнести к положительным тенденциям. Увеличение сектора финансовых непроизводственных видов деятельности ведет к уменьшению удовлетворения потребительского спроса населения Москвы.

 

Иными словами, высокий уровень рентабельности продаж характеризует предприятия со значительной долей прибыли от основных видов деятельности, что в целом обеспечивает большую устойчивость МП и подчеркивает качественные (структурные), а не количественные изменения.

 

Оценка рентабельности активов и продаж в 2007 году осуществлялась методом наименьших квадратов.  
 
Распределение рентабельности активов и продаж по АО Москвы носит разнородный характер. Интересно, что МП ЦАО (37% количества предприятий и 61% чистой прибыли) дают наименьшую рентабельность продаж из всех округов (0,1%), что обусловлено небольшой долей (3%) прибыли от продаж, приходящейся на этот округ. Вместе с тем, рентабельность активов МП ЦАО достаточно высокая – 2,5%. Наибольшую рентабельность продаж дают МП ЗАО (3,3%).

 

Наибольшую (3,0%) рентабельность активов имеют МП САО, наименьшую (1%) – МП ЮАО. Показатели финансовой эффективности МП Москвы требуют в дальнейшем дополнительных исследований.  
 
 
6. Оценка налоговых поступлений от МП Москвы  
 
В данной главе рассмотрено распределение налоговых поступлений от МП Москвы в бюджеты различных уровней. Мосгорстатом не дается оценка суммы налоговых поступлений от МП, необходимые данные получены на основании данных бухгалтерской отчетности.  
 
 
 
2006 год дал значительный прирост по показателю суммарных налогов от МП Москвы, в результате чего общая тенденция на последующие годы ожидается положительной. По предварительным прогнозам сумма налогов от всей совокупности МП Москвы в 2007 году будет не менее 326 млрд. руб., т.е. возрастет не менее чем на 10,5% и не более чем на 25,8% в номинальных ценах. Наиболее вероятный темп прироста суммы налогов в номинальных ценах – 18%.  
 
В исследовании не учитывается вклад ИП за отсутствием информации, что могло существенно повлиять на показатель налоговых отчислений.

 

чистая прибыль за этот период – 192 млрд. руб.  
 
Прибыльные МП дают большую долю налоговых отчислений от МП Москвы и в своей динамике повторяют тенденции суммарной кривой суммы налогов всей совокупности малых предприятий.  
 
В случае вывода из тени предприятий с нулевой чистой прибылью возможно увеличение налоговых отчислений от МП минимум в 1,5 раза.  
 

 
 
 
 
 

В 2006 году наблюдается значительный темп прироста суммы налогов от МП в городской бюджет (42,3% в номинальных ценах). Этот показатель достигает значения в 58,6 млрд. руб.  
 
Показатель темпа прироста суммы налоговых отчислений от МП в городской бюджет заложен в Постановлении Правительства Москвы №420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.». Согласно данному документу в 2007 году ожидается увеличения налоговых отчислений в бюджет города относительно предыдущего года на 4%.  
 
По предварительным оценкам бухгалтерской отчетности на 2007 год сумма налоговых отчислений от МП в городской бюджет достигнет 65,5 – 72,2 млрд. руб., т.е. вырастет на 12 – 23 % в номинальных ценах или примерно на 4 – 14% в сопоставимых ценах (с учетом ИПЦ Москвы, равный 8%, согласно Постановлению Правительства Москвы от 27 июня 2006 года №449-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2010 г.»). Наиболее вероятный темп прироста суммы налоговых отчислений от МП в городской бюджет в 2007 году – 9% в сопоставимых ценах. Динамика суммы налога на прибыль (рис. 6.6.) имеет сходный характер с динамикой общей суммы налоговых отчислений МП Москвы. Сумма налога на прибыль прибыльных МП практически полностью формирует общую сумму налогов на прибыль МП Москвы.  
 
В 2006 году наблюдается значительный темп прироста суммы налогов от МП в городской бюджет (42,3% в номинальных ценах). Этот показатель достигает значения в 58,6 млрд. руб.  
 
Показатель темпа прироста суммы налоговых отчислений от МП в городской бюджет заложен в Постановлении Правительства Москвы №420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.». Согласно данному документу в 2007 году ожидается увеличения налоговых отчислений в бюджет города относительно предыдущего года на 4%.  
 
По предварительным оценкам бухгалтерской отчетности на 2007 год сумма налоговых отчислений от МП в городской бюджет достигнет 65,5 – 72,2 млрд. руб., т.е. вырастет на 12 – 23 % в номинальных ценах или примерно на 4 – 14% в сопоставимых ценах (с учетом ИПЦ Москвы, равный 8%, согласно Постановлению Правительства Москвы от 27 июня 2006 года №449-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2010 г.»). Наиболее вероятный темп прироста суммы налоговых отчислений от МП в городской бюджет в 2007 году – 9% в сопоставимых ценах. Динамика суммы налога на прибыль (рис. 6.6.) имеет сходный характер с динамикой общей суммы налоговых отчислений МП Москвы. Сумма налога на прибыль прибыльных МП практически полностью формирует общую сумму налогов на прибыль МП Москвы.

 

 
По предварительным оценкам сумма налога на прибыль МП Москвы в 2007 году достигнет значения в диапазоне 49 - 60 млрд. руб., т.е. увеличится на 4,3 - 27,7% в номинальных ценах.  
 
 
7. Валовая добавленная стоимость, производимая малыми предприятиями  
 
Основным показателем, характеризующим финансово-экономическую эффективность деятельности МП Москвы, является валовая добавленная стоимость (ВДС). Данных Мосгорстата по этому показателю не приводится, поэтому оценка валовой добавленной стоимости произведена на основании данных БО, пересчитанных в соответствии с количеством МП по данным Мосгорстата.  
 
Доля ВДС МП в ВРП Москвы позволяет оценить вклад малого предпринимательства в общее социально-экономическое развитие города. Показательно, что данное соотношение в Москве находится на уровне 20-25%, а по России в целом – на уровне 10-12%.  
 
ВДС малых предприятий можно оценить как с учетом показателя фонда оплаты труда (ФОТ) по данным БО с пересчетом на МГС, так и с учетом ФОТ по данным Мосгорстата. Фактически речь идет о двух разных значениях показателя ФОТ, в 2006 году разница между ними составляла 30 млрд. руб. (рис. 7.1.).  
 
По предварительным оценкам ФОТ по данным Мосгорстата на конец 2007 года будет на уровне не менее 231 млрд. руб. (прирост на 25,5% в номинальных ценах). По данным БО на конец 2007 года ФОТ будет на уровне не менее 172 млрд. руб. (прирост на 12% в номинальных ценах).

 

Оценка ВДС МП Москвы проводилась без учета вклада индивидуальных предпринимателей. Показатель валовой добавленной стоимости – один из ключевых индикативных показателей КЦП на 2007-2009 гг. Согласно этому Постановлению сумма ВДС МП Москвы на 2007 год должна составить не менее 700,8 млрд. руб. в ценах 2002 года. По предварительным оценкам сумма ВДС МП на 2007 год с учетом ФОТ по данным Мосгорстата должна достигнуть не менее 710 млрд. руб. в ценах 2002 года (прогноз выполнен по методу наименьших квадратов).  
 
Оценка ВДС МП с учетом ФОТ по данным БО дает значения в 2007 году на уровне 675 млрд. руб. в ценах 2002 года (по методу наименьших квадратов). При расчете прогнозных показателей ВДС с учетом среднегодовых темпов прироста данного показателя, сумма валовой добавленной стоимости в 2007 году предположительно достигнет 797 млрд. руб., а наиболее вероятный сценарий развития событий – 736 млрд. руб. в ценах 2002 года.  
 
Таким образом, можно предположить, что на конец 2007 года ВДС МП будет лежать в интервале не менее 1 110 - 1 168 млрд. руб. в номинальных ценах. Далее речь пойдет о ВДС по оценке МЦРП с учетом ФОТ по данным БО.  
 
На конец 2006 года МП Москвы произвели 1021 млрд. руб. (рис. 7.2.) ВДС с учетом ФОТ по данным БО с пересчетом на МГС, что на 37% в номинальных и 26% в сопоставимых ценах больше, чем по состоянию на конец 2005 года.  
 
Прибыльные МП, как и в случае с налогами, дают большую часть ВДС МП Москвы и фактически формируют динамику суммарной кривой.

 

Объективно оценить долю ВДС МП в ВРП Москвы в связи с различными данными о величине ВРП Москвы по разным источникам затруднительно. Согласно Московскому статистическому ежегоднику за 2006 год «Экономика Москвы в 1992-2005 г.», выпускаемому Мосгорстатом, ВРП города в 2002-2004 гг. был соответственно 1975,6 млрд. руб., 2458,5 и 2759,1 млрд. руб. Данных о ВРП за 2005 год в сборнике нет.  
 
Данная информация доступна на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (ФСГС) www.mosstat.ru. Согласно указанному источнику информации ВРП Москвы в 2005 году составлял 4005.9 млрд. руб. Таким образом, доля ВДС, произведенной МП, в ВРП города в 2005 году составляла 18,6% (без учета вклада ИП).  
 
Данных за 2006 год нет. По предварительным оценкам в 2006 году доля ВДС МП в ВРП Москвы составляла 23,2%. Согласно данным официального сервера Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) ВРП Москвы в 2002-2005 гг. составлял соответственно 1767,5 млрд. руб., 2188,2 млрд. руб., 2853,3 и 4005,9 млрд. руб. Данных за 2006 год нет.  
 
 
Таким образом, наблюдаются различия в динамике кривой доли ВДС МП в ВРП г. Москвы, рассчитанной на основании разных источников информации.

 

Стоит отметить, что представленные суммы ВДС являются заниженными за счет существующей практики сокрытия реального уровня зарплаты и налогов. Кроме того, в проведенном анализе не учитывалась доля ВДС, произведенная ИП Москвы В 2006 году 1 малое предприятие производило 4,9 млн. руб. ВДС (рис. 7.5.). Производительность труда (отношение суммы ВДС к количеству МП) на прибыльном предприятии почти в два раза выше, чем на одном МП всей совокупности МП (8,3 млн. руб. в 2006 г.).

 

Прогноз производительности труда 1 МП Москвы на 2007 год был построен тремя методами – по методу наименьших квадратов, по среднему значению годовых темпов прироста производительности труда и по среднему между двумя значениями показателей, полученными по 2-м первым методам.

 

8. Анализ инвестиционной активности МП Москвы  
 
В данной главе рассмотрены инвестиции в основные средства МП Москвы. Это один из основных индикативных показателей КЦП поддержки малого предпринимательства Москвы. Согласно данной Программе сумма инвестиций в основной капитал МП в 2007 году должна составить 6,7 млрд. руб. Согласно данным Мосгорстата сумма инвестиций в основной капитал МП Москвы составила 10 млрд. руб., а по состоянию на 01.10.2007 года – 5,3 млрд. руб. По предварительным прогнозам (с использованием метода наименьших квадратов) сумма инвестиций по данным Мосгорстата в 2007 году достигнет 8,1 млрд. руб.  
 
 
 
Причины расхождения оценки показателя инвестиций заключаются в различном подходе к формированию и использованию первичной информации малых предприятий. Мосгорстатом была сформирована выборка малых предприятий для проведения статистического наблюдения по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденной постановлением Росстата от 5.08.2005 №58. На 2007 год в выборку попало около 5% малых предприятий Москвы. Включенные в выборку предприятия обязаны представлять статистическую отчетность по форме № ПМ ежеквартально 29 числа после отчетного периода в окружной отдел статистики, в соответствии с территориальной принадлежностью хозяйствующего субъекта.  
 
Полученные на основе формы №ПМ данные, в соответствии с методологией Росстата, математическими методами распространяются на генеральную совокупность объектов наблюдения.  
 
В форме № ПМ в Разделе 2 указана строка 13 «Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств)».  
 
Оценка инвестиций по методике МЦРП основывается на данных формы №1 бухгалтерской отчетности, переданных в органы статистики за ряд предшествующих отчетных периодов. Полученная балансовая сумма инвестиций в основные средства распространяется на всю совокупность предприятий путем пересчета на количество малых предприятий согласно данным Мосгорстата. При этом анализируемая выборка составляет не менее 70% от всей совокупности МП Москвы по данным Мосгорстата. На протяжении 2002-2004 годов прослеживалась четкая тенденция спада показателя суммарных инвестиций в основные средства МП (рис. 8.1.). Однако уже в 2005 году инвестиции выросли на 38% в номинальных ценах. В 2006 году данная тенденция продолжилась и инвестиции выросли на 64% в номинальных и 50% в сопоставимых ценах.  
 
С 2003 года наибольшую долю балансовой суммы инвестиций дают прибыльные МП. Однако сумма инвестиций убыточных МП также играет существенную роль в формировании суммы инвестиций всей совокупности предприятий.

 
 
 
 
 
 
 

предпринимателей.  
 
 
9. Анализ мониторинга состояния МП Москвы  
 
9.1. Оценка общей ситуации в сфере МП  
 
МЦРП совместно с ММЦ в 2006 году проводился мониторинг состояния, тенденций развития и проблем малого предпринимательства Москвы. Полные данные мониторинга за 2007 год будут получены в конце декабря 2007 года и в данном исследовании приведены лишь частично.  
 
Согласно исследованию «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве в 2006 г.» (база в 680 интервью) малые предприниматели считают, что по сравнению с 2005 г. общая ситуация для ведения малого бизнеса в 2006 г. в Москве немного ухудшилась (3,3 балла по шкале 1-7 в 2006 году).

 

 
 
 
 
В то же время, сложнее всего приходится предприятиям с небольшими оборотами. Их оценки заметно ниже, чем у остальных предприятий.

 

 
В целом по сравнению с МП индивидуальные предприниматели значительно менее оптимистично оценивают общую ситуацию в сфере малого предпринимательства в Москве. Согласно исследованию «Мониторинг состояния ПБОЮЛ в г. Москве в 2006 г.» ИП оценили общую ситуацию в сфере предпринимательства в 2,9 балла по шкале 1-7 в 2006 году.  
 
По данным мониторинга, проведенного в 2007 году, «Научно-производственное и технологическое состояние малых производственных предприятий города Москвы» в целом, состояние малых производственных предприятий несколько улучшилось за последний год. Около 15% предприятий отмечают существенные улучшения (оценки 6-7 по 7-балльной шкале), еще треть компаний – некоторые улучшения (5 баллов). Только 17% предприятий отметили, что ситуация на производстве ухудшилась за последний год.  
 
 
9.2. Основные проблемы  
 
По результатам мониторинга на первом месте у МП в 2006 году проблемы:  
 
- высокой арендной платы за помещения (5,3 балла по 7-ми бальной шкале);  
 
- высоких налогов (5,1 балла);  
 
- роста цен на энергоносители, сырье и тарифы (4,8 балла).  
 
Наиболее значимой проблема аренды становится у МП оптовой торговли (5,7 балла) и производства (5,8 балла). А также у более крупных предприятий с оборотом 200 001 – 1 000 000 $ в год (5,7 балла).  
 
Те же самые проблемы стоят на первом месте и у ИП. Однако проблема аренды у них более значима (5,5 балла).  
 
Около 40% предпринимателей склонны решать возникающие затруднения самостоятельно. Значительно чаще, чем остальные за помощью в решении проблем к структурам поддержки малого и среднего бизнеса обращались представители предприятий, связанных с научными исследованиями и разработками (57%), производства (31%). В то же время как торговым и строительным, предприятиям, такая помощь оказывалась значительно реже (в 10 и 16% случаев соответственно).  
 
ИП заметно реже, чем МП, обращаются за профессиональной помощью или в государственные структуры. В 2006 году 38% вообще никуда не обращались (в 2005 году – 53%).  
 
Структура актуальных проблем у малых производственных предприятий (согласно исследованию «Научно-производственное и технологическое состояние малых производственных предприятий города Москвы», 2007 год) несколько иная:  
 
- высокая арендная плата (19% респондентов);  
 
- кадровые проблемы, низкая квалификация кадров (18%);  
 
- нехватка/отсутствие помещений (15%).  
 
Нехватка оборотных средств и трудности со сбытом продукции наиболее актуальны для небольших производственных компаний (с количеством сотрудников до 10 человек и оборотом до 6 млн. рублей в год), проверки различных контролирующих органов становятся более актуальными при укрупнении производства.  
 
 
9.3. Налоговая нагрузка  
 
В 2006 году по результатам мониторинга МП оценили налоговую нагрузку на предприятия своей отрасли в 3,1 балла (7 баллов соответствовало наиболее благоприятной ситуации).  
 
Примерно 35% опрошенных МП использовали упрощенную систему налогообложения. Основными причинами, по которым МП не пользуются УСН, являются недостаточный для них порог по обороту и неудобство, которые возникают при расчетах у их партнеров, пользующихся общей системой налогообложения.  
 
Среднее значение оптимального порога для оборота, для основания перехода на УСН – 57 млн. руб. (рис. 9.3.1.).

 

Заметно чаще, чем остальные пользуются УСН предприятия из области предоставления услуг (62% респондентов) и розничной торговли и общепита (49%). Это характерно также для более молодых предприятий и предприятий с меньшим годовым оборотом. У индивидуальных предпринимателей доля предприятий, использующих УСН, по результатам социологического опроса – 94%.  
 
 
9.4. Открытие собственного бизнеса  
 
По сравнению с предыдущим годом значительно (на 30%) увеличился средний показатель стартовой суммы для открытия малого бизнеса. В основном данная тенденция связана с увеличением доли предприятий с высокими годовыми оборотами от 500 тысяч долларов США.  
 
Всего средняя сумма необходимая для открытия собственного малого бизнеса в Москве в 2006 году по данным опроса составляла 289 тыс. долл. (рис. 9.6.1.). Стартовые суммы заметно различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий. Наиболее крупные суммы необходимы для открытия производственных, строительных МП и предприятий, связанных с научной и исследовательской деятельностью.  
 
Средняя стартовая сумма для открытия ИП в два раза ниже аналогичного показателя для МП (101 тыс. долл.).

 

 
9.5. Обороты предприятий  
 
Объективно оценить размер оборота МП по данным мониторинга затруднительно, так как ответить на этот вопрос согласилось только 60% респондентов. ИП в значительно большей степени, чем МП, склонны скрывать собственные обороты (только 28% ответили на данных вопрос).  
 

 

 
9.5. Обороты предприятий  
 
Объективно оценить размер оборота МП по данным мониторинга затруднительно, так как ответить на этот вопрос согласилось только 60% респондентов. ИП в значительно большей степени, чем МП, склонны скрывать собственные обороты (только 28% ответили на данных вопрос).  
 

 

Согласно исследованию «Научно-производственное и технологическое состояние малых производственных предприятий города Москвы» (2007 год) более половины (58%) производственных предприятий отмечают увеличение оборотов/ выручки за последний год. Для 24% предприятий этот показатель не изменился за последний год. И только 16% производственных предприятия отмечают уменьшение оборотов.  
 
Существует зависимость между размером предприятия и изменением его финансовых показателей: более крупные предприятия (с оборотом более 15 млн. рублей в год и более 50 сотрудников) в большинстве своем демонстрируют улучшение финансовой ситуации, тогда как финансовое состояние значительной части более мелких производственных предприятий либо ухудшилось, либо осталось без изменений.  
 
 
9.6. Потребность в привлечении дополнительных финансовых средств  
 
64% МП (рис. 9.6.1.) и 71% ИП испытывали в 2006 году потребность в привлечении дополнительных финансовых средств. Между тем получить кредит для МСП достаточно трудно. 76% респондентов среди МП и 50% среди ИП отметили в качестве причины отказа в предоставлении им кредита – отсутствие залога или гарантий. Другой проблемой при доступе к кредиту ИП называли то, что им просто не дают кредит под развитие бизнеса как индивидуальным предпринимателям (19%). И для ИП, и для МП наиболее приемлемой была бы ставка по кредиту в 7%.

 

По данным мониторинга «Научно-производственное и технологическое состояние малых производственных предприятий города Москвы» (2007 год) потребность в финансировании испытывают 79% производственных и научно-технических предприятий.  
 
 
9.7. Проблема обеспечением нежилыми помещениями  
 
По данным мониторинга «Обеспеченность субъектов малого предпринимательства г. Москвы нежилыми помещениями» (2006 год, выборка в 610 МП) 58% респондентов считают, что найти подходящее помещение очень трудно. Основные проблемы при поиске помещений:  
 
- высокая арендная плата (56% респондентов);  
 
- отсутствие подходящего помещения (20%);  
 
- деятельность риэлтерских компаний (20%).  
 
Средний метраж 1 помещения для МП – 157 кв. м. Наиболее востребованы небольшие помещения офисного типа площадью до 200 кв.м.  
 
Состояние нежилого фонда Москвы оценивается руководителями МП чуть выше среднего (на 4,8 балла по 7-балльной шкале). В свое время предпринимателями было отремонтировано около 60% используемых ими помещений.  
 
Среди всех используемых МП помещений основной объем занимают помещения офисного типа (52%). На втором месте по уровню востребованности стоят складские помещения (18%). Большая часть МП (70%) имеют помещения на условиях прямой аренды. Только 10% помещений находятся в собственности МП.  
 
На момент проведения исследования около 50% опрошенных московских малых предприятий испытывали потребность в расширении или смене помещения. По данным исследования «Научно-производственное и технологическое состояние малых производственных предприятий города Москвы» (2007 год) у производственных МП чаще всего одно помещение (48%).  
 
У более «молодых» предприятий в производстве в основном только 1 помещение (рис. 9.7.1.).

 

 
Две трети производственных предприятий (70%) испытывают потребность в дополнительных помещениях. Эта потребность наиболее актуальна для более крупных предприятий (с количеством сотрудников более 50 и оборотом >30 млн. рублей в год). В основном предприятиям необходимы дополнительные помещения производственного назначения средней площадью около 600 кв.м. Кроме того, 60% предприятий, нуждающихся в дополнительных помещениях, отметили потребность в дополнительных складских помещениях площадью около 300 кв. м.  
 
 
9.8. Поддержка СМП  
 
Согласно мониторингу «Мнение делового актива», проведенному МЦРП в ноябре 2007 года на межрегиональной научно-практической конференции "Итоги и перспективы развития малого предпринимательства в РФ 1987-2007 гг." подавляющее большинство опрошенных считают, что процесс развития МП в РФ стал необратимым.  
 
61% респондентов отмечают, что необходимо в первую очередь развивать финансовую поддержку МП. 50% отметили правовую поддержку, 40% - имущественную. 63% респондентов считают, что программы микрофинансирования имеют реальную перспективу.  
 
Значительное число опрошенных отметили наличие «узких мест» на федеральном (25%) и муниципальном (26%) уровнях управления развития МП. Большинство (24%) считают, что поддержка МП станет по настоящему приоритетным направлением для страны только через 5-10 лет.  
 
 
10. Заключение  
 
В представленной работе был произведен анализ состояния МП г. Москвы по всей совокупности предприятий.  
 
Оценка данных бухгалтерской отчетности позволила определить основные тенденции в развитии МП Москвы. Однако отсутствие регулярной первичной информации из налоговых и иных органов значительно ограничивает возможности анализа.  
 
В исследовании рассматривались лишь отдельные показатели финансово-экономического состояния индивидуальных предпринимателей. В дальнейшем учет показателей деятельности ИП может существенным образом повлиять на суммарные показатели субъектов малого предпринимательства Москвы. По данным УФНС по г. Москве на 01.10.2007 в Москве на учете налоговых органов состояло 135,7 тыс. ИП, что на примерно на 35% больше, чем в 2006 году.  
 

 

Количество МП Москвы по данным Мосгорстата в 2006 году выросло на 3,1% по отношению к концу 2005 года, и по данным на 01.10.2007 года достигло 214,5 тыс. предприятий, что на 3,2% больше, чем по состоянию на конец 2006 года. На протяжении длительного периода количество МП Москвы по данным Мосгорстата стабильно растет. По предварительным прогнозам на конец 2007 года количество МП будет на уровне не менее 214,5 тыс. единиц. Рост количества субъектов малого предпринимательства в 2007 году обеспечивается ростом количества МП (на 3,2%) и количества ИП (на 35% только за 10 месяцев 2007 года).  
 
Доля прибыльных МП составляет примерно 50% от всей совокупности МП Москвы. Наибольшее количество МП (37%) сосредоточено в ЦАО.  
 
Численность работников на МП Москвы на 01.10.2007 года по данным Мосгорстата составляла порядка 2,042 млн. человек, что на 0,3% больше, чем по состоянию на конец 2006 года и на 1,7% больше, чем по состоянию на 01.10.2006 года. Общее количество занятых на СМП Москвы с учетом ИП на 01.10.2007 оценивается на уровне 2,650 млн. человек (с учетом количества работников на 1 ИП – 4,5 чел.). По предварительным оценкам на конец 2007 года количество работников на одних только МП Москвы достигнет 2,091 млн. человек, что обеспечит создание более 50 тыс. новых рабочих мест.  
 
Сумма доходов МП была определена по данным бухгалтерской отчетности и на конец 2006 года составила 10,5 трлн. руб., что на 30% в номинальных и на 19% в сопоставимых ценах больше, чем на конец. 2005 года.  
 
Сумма расходов МП на конец 2006 года составила 10,3 трлн. руб. (прирост на 31% в номинальных и на 20% в сопоставимых ценах). В 2006 году наблюдается тенденция превышения темпов прироста расходов над темпами прироста доходов, что обусловило снижение значения показателя чистой прибыли МП Москвы.  
 
Большую долю доходов (65%) составляют доходы от основных видов деятельности, т.е. выручка от реализации товаров и услуг.  
 
Выручка от реализации МП Москвы оценивается Мосгорстатом в 2006 году на уровне 4,3 трлн. руб., а на 01.10.2007 года – на уровне 3,3 трлн. руб. Оценка выручки от реализации по данным бухгалтерской отчетности дает значение данного показателя в 2006 году на уровне 6,8 трлн. руб., что на 37% в номинальных и 26% в сопоставимых ценах больше, чем по состоянию на конец 2005 года. По предварительным прогнозам на 2007 год сумма выручки по данным БО вырастет на 8 - 26%, а по данным Мосгорстата – на 27 - 56% в номинальных ценах.  
 
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается постепенное увеличение доли доходов от неосновных видов деятельности.  
 
Сумма чистой прибыли МП Москвы по данным БО с пересчетом на количество МП по Мосгорстату в 2006 году составляла 192 млрд. руб., что на 12,2% в номинальных и 19,5% в сопоставимых ценах меньше, чем в 2005 году. По предварительным прогнозам в 2007 году сумма чистой прибыли должна достигнуть не менее 276 млрд. руб., а наиболее вероятное значение – 314 млрд. руб.  
 
37% предприятий ЦАО дают в 2006 году в совокупности примерно 61% чистой прибыли всей совокупности МП Москвы. Мосгорстат не дает оценку данного показателя.  
 
Стоимость активов МП Москвы по данным БО с пересчетом на количество МП по данным Мосгорстата на конец 2006 года составила 8,9 трлн. руб. Этот показатель на 46% в номинальных и 34% в сопоставимых ценах больше, чем в 2005 году. По предварительным оценкам в 2007 году сумма активов вырастет на 9-34% в номинальных ценах по отношению к 2006 году.  
 
Рентабельность активов в 2006 году существенно снизилась (достигла значения в 2,2%), что отражает и общее снижение чистой прибыли в этом году. До 2005 года прослеживалась положительная динамика рентабельности активов МП Москвы, а по предварительным прогнозам на 2007 год значение рентабельности активов должно вырасти до 3,6%.  
 
Рентабельность продаж в 2006 году составляла 1,5%, в 2007 году по предварительным оценкам она не изменится.  
 
Сумма налоговых поступлений от МП Москвы на конец 2006 года по данным БО с пересчетом на количество МП по Мосгорстату составила 295 млрд. руб., что на 37% в номинальных и на 25,5% в сопоставимых ценах больше, чем в 2005 году. По предварительным прогнозам сумма налогов от всей совокупности МП Москвы в 2007 году будет в диапазоне 326 - 371 млрд. руб., т.е. возрастет на 11-26% в номинальных ценах. Наибольшая доля (37%) налоговых отчислений приходится на МП ЦАО.  
 
Сумма налоговых отчислений в городской бюджет от МП Москвы в 2007 году может достигнуть значения не менее 65,5 млрд. руб., что обеспечит прирост данного показателя на 4% в сопоставимых ценах (с учетом ИПЦ Москвы в 2007 году 8% согласно ППМ №449-ПП). Наиболее вероятный темп прироста налоговых отчислений от МП в городской бюджет в 2007 году в сопоставимых ценах – 9%.  
 
ВДС МП Москвы на конец 2006 года составила 1021 млрд. руб. с учетом ФОТ по данным БО с пересчетом на МГС, что на 37% в номинальных и 26% в сопоставимых ценах больше, чем по состоянию на конец 2005 года. Можно предположить, что на конец 2007 года ВДС МП будет лежать в интервале от 1 110 млрд. руб. до 1 168 млрд. руб. (с учетом суммы ФОТ по разным источникам). Доля ВДС, произведенной МП, в ВРП Москвы в 2005 году составляла 18,6%. 37% произведенной ВДС приходится на МП ЦАО. Мосгорстат не дает оценки ВДС МП Москвы.  
 
Суммарные инвестиции в основные средства МП по данным БО на протяжении 2002-2004 годов показывали четкую тенденцию спада. Однако уже в 2005 году инвестиции выросли на 38% в номинальных ценах. В 2006 году данная тенденция продолжилась и инвест,,, ,, иции выросли на 64% в номинальных и 50% в сопоставимых ценах и достигли 108 млрд. руб. Однако в 2, 007 году воз, , ,,, ,, , , , , м, ожно снижение значения данного показателя до 96 млрд. руб. Наиболее вероятное значение суммы инвестиций в основные средства в 2007 году достигнет значения в 114 млрд. руб.  
 
Мосгорстат дает оценку инвестиций в основной капитал МП. По состоянию на 01.10.2007 года сумма инвестиций составила 5,3 млрд. руб. В 2006 году значение суммы инвестиций было на уровне 10 млрд. руб. Отличия в значениях показателей инвестиций по данным Мосгорстата и данным бухгалтерской отчетности обусловлены различными подходами к формированию и обработке первичной информации от МП.  
 
Для обеспечения большей наглядности на рис. 10.1 приведен портрет МП Москвы. Все показатели были приведены к нормированному значению единичного вектора. Для каждого из 8-ми рассматриваемых показателей единичный вектор подбирался таким образом, чтобы доля показателей в 2007 году составляла 0,89 долей максимального значения за весь наблюдаемый период по каждому показателю. В табл. 10.2. приведены значения показателей в натуральном выражении, а в табл. 10.3. – в долевом. Значения показателей в 2007 году рассчитаны по методу наименьших квадратов, т.е. по наиболее пессимистичному варианту сценария.

 

Как видно из рис. 10.1. значения показателей результатов деятельности МП Москвы стабильно растут. С 2004 года наибольший прирост наблюдался по показателю чистой прибыли. Однако в 2006 году присутствовал небольшой спад по данному показателю. В целом в 2006 году наблюдается значительный прирост по всем финансово-экономическим показателям (кроме чистой прибыли). В то же время количественные показатели (численность занятых и количество МП) на протяжении 2002-2006 гг. растут с темпом около 4% в год.

 

На рис. 10.1. все показатели указаны без учета ИП.

 

 
 
 
 
Выводы  
 
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.  
 
1. Малый бизнес Москвы на протяжении последних лет стабильно развивается. Предварительный прогноз показателя количества малых предприятий г. Москвы и численности занятых на них работников выявляет положительные тенденции. В ближайшие годы можно ожидать некоторые структурные изменения в секторе малого бизнеса в связи с уменьшением количества МП, применяющих основную систему налогообложения, и увеличением количества индивидуальных предпринимателей и МП, применяющим упрощенную систему налогообложения. Реальная структура малого бизнеса может еще больше измениться с вступлением в силу с 01.01.2008 года Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».  
 
2. Малые предприятия г. Москвы оказывают существенное влияние на формирование общего благосостояния города. На настоящий момент они обеспечивают более 2-х млн. рабочих мест, что составляет примерно одну треть от общей численности занятых в экономике по Москве. С учетом ИП субъекты малого предпринимательства обеспечивают около 42% общей численности занятых в экономике города. Валовая добавленная стоимость, производимая МП, формирует порядка 20-25% ВРП города (без учета ИП).  
 
3. 2006 год подтвердил тенденцию постепенного превышения темпов прироста расходов над темпами прироста доходов МП, что в свою очередь привело к снижению показателя чистой прибыли МП Москвы на фоне положительной динамики развития остальных финансово-экономических показателей.  
 
4. В последнее время наблюдается постепенное увеличение сектора финансовой деятельности малого предпринимательства Москвы, что проявляется в возрастании доли доходов от неосновных видов деятельности в сумме совокупных доходов МП и в снижении доли прибыли от продаж в совокупной сумме чистой прибыли МП Москвы.  
 
5. Финансово-экономические показатели состояния малых предприятий г. Москвы формируют во многом успешные прибыльные предприятия (87% суммы выручки всей совокупности МП, 84 % произведенной ВДС, 82% налоговых отчислений, 61% инвестиций в основные средства). Убыточные предприятия также вносят существенный вклад в результаты деятельности всей совокупности МП. В случае создания более благоприятных условий для МП, показывающих нулевую чистую прибыль (примерно четверть от всей совокупности МП), финансовая результативность деятельности малых предприятий Москвы значительно возрастет.  
 
6. Наибольшее количество предприятий в настоящий момент приходится на сферу торговли (около половины всей совокупности МП Москвы). Как наиболее крупное данное направление формирует большую часть основных финансовых результатов деятельности МП Москвы, однако по средним показателям на одно предприятие показывает одни из наиболее низких значений. Остальные виды деятельности оказывают не столь существенное влияние на всю совокупность МП Москвы. В ближайшие годы изменений в структурном соотношении сфер деятельности МП не предвидится, в настоящее время только закладываются предпосылки к этим изменениям. При эффективной государственной поддержке приоритетных направлений деятельности в ближайший период может произойти увеличение их доли в финансово-экономических показателях деятельности предприятий малого бизнеса.  
 
7. Основными проблемами МП Москвы являются высокая арендная плата за помещения, высокие ставки налогов и рост цен на энергоносители, сырье и тарифы. Кроме того порядка 60-70% МП испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых средств, однако часто не имеют возможность взять кредит из-за отсутствия залогового обеспечения.  
 
8. Наибольшее количество (более трети) малых предприятий сосредоточено в Центральном административном округе. На их долю приходится более половины чистой прибыли МП Москвы и более одной трети произведенной валовой добавленной стоимости, полученных налоговых отчислений и суммы инвестиций в основные средства МП Москвы.  
 
9. Имеются значительные расхождения в оценке показателя инвестиций в основные средства МП по данным бухгалтерской отчетности и по данным Мосгорстата. Проблема формирования подходов к оценке показателя инвестиций в основные средства МП Москвы требует дальнейшего изучения и согласования с органами статистики.  
 
10. Для выявления точек роста, а также получения представления о факторах, влияющих на развитие МП, необходимо проведение дополнительных более детальных исследований по основным показателям результатов деятельности МП, применительно к малым обособленным группам с использованием Терминала анализа данных и подготовки принятия решений на базе модернизированной агрегированной ситуационно-факторной модели состояния малого бизнеса Москвы.

© НП "Московский центр развития предпринимательства"

Информация о работе Анализ финансово-экономического состояния малых предприятий г. Москвы