Антимонопольной регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:12, реферат

Описание работы

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане.

Работа содержит 1 файл

антимонополия.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

 Монополия сопряжена с целым  букетом  резко  отрицательных  последствий  для экономики   страны:   недопроизводство,   завышенные   цены,   неэффективное производство.  Клиента  фирмы-монополиста  вынужден  мириться   с   высокими ценами,  соглашаться  с  плохим   качеством   продукции,   ее   устарелостью (замедлением технического  прогресса),  отсутствием   сервиса   и   другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то,  что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.   Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров  на  пути  в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок  не  в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию  может  лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не  случайно, в наше время нет ни одной  развитой  страны  (и  Россия  в  этом  смысле  не составляет исключения), где  бы  отсутствовало  специальное  антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за  его исполнением. Вместе с тем проведение антимонопольной  политики  сопряжено  с  рядом объективных  трудностей.  Как  уже  отмечалось,  для  отраслей,  в   которых возможно  установление  монополистической  структуры,   характерен   большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних  долгосрочных  издержек достигается при очень больших объемах  производства.  Малое  производство  в потенциально  монополистических  отраслях   крайне   неэффективно.   Собирая автомобили  на  крошечных  предприятиях  нельзя  добиться  столь  же  низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа. Можно  говорить  о  невозможности, превращения монополизированной отрасли  в  отрасль  совершенной  конкуренции как   об   общем   правиле.  Преобразованиям   такого   рода   препятствует положительный эффект масштаба. Даже если  государство  настоит  на  своем  и вопреки росту издержек будет принудительно  насаждать  мелкое  производство, искусственно     сформированные     карликовые     предприятия      окажутся неконкурентоспособными в международном плане. Рано  или  поздно  их  задавят иностранные гиганты. Обычная    цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами  как  таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений/ Основной путь борьбы с негативными  сторонами  естественных  монополий состоит в  государственном  контроле  за  ценообразованием  на  естественно монопольные товары и за объемом их производства (скажем,  путем  определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране может принести и реформирование структуры естественных монополий.  Дело  том, что  в  России  в  рамках  единой  корпорации  часто  объединяется  как производство естественно-монопольных благ, так и  производство  таких  благ, которые эффективней изготовлять в  конкурентных  условиях.  Это  объединение носит,  как  правило,  характер  вертикальной   интеграции.   В   результате образуется  монополист-гигант,  представляющий  целую   сферу   национальной экономики.   РАО «Газпром»,  РАО «ЕЭС  России»,  Министерство  путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений.  В  состав  РАО  «Газпром»  наряду  с Единой   системой   газоснабжения  России   (т.е.   естественно-монопольным элементом)  входят   геологоразведочные,   добывающие,   приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры,  объекты  социальной  сферы (т.е. потенциально конкурентные  элементы).  В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы,  информационная  система),  так  и немонопольные   виды   деятельности   (подрядно-строительные   и   ремонтные организации,  предприятия  общепита).  РАО   «ЕЭС   России»   объединяет   и электросети, и  электростанции.  Поэтому  существует  возможность  развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где  она  может быть достигнута.  В отличие от  естественной,  искусственная  (или  предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях,  где  единственный  производитель  не обладает   повышенной   эффективностью   по    сравнению    с    несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа  рынка  поэтому не  является  неизбежным  для  такой  отрасли,  хотя  на  практике  может  и сложиться, если будущему монополисту удасться устранить конкурентов. В   случае   искусственного    монополизма    основным    направлением антимонопольной  политики   является  противодействие   формированию   таких монополий, а порой и  разрушение  уже  сложившихся.  Для  этого  государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные  меры  (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто  очень  крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за  попытку  сговора  с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е.  принудительное  раздробление монополиста на несколько независимых фирм. Это закон РФ  "О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности   на   товарных рынках". 1991Законом установлен государственный контроль  за  созданием,  слиянием, присоединением,  преобразованием,  ликвидацией  хозяйствующих  субъектов,  а также за  соблюдением  антимонопольного  законодательства  при  приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале  предприятия,  принудительном разделении   хозяйствующих    субъектов.    Предусмотрена    ответственность предприятий   и    должностных    лиц    за    нарушение    антимонопольного законодательства. Какую политику  проводит  государство по  отношению к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной  стороны,  фирмы — естественные монополисты, как  любые  монополисты,  устанавливают  высокие монопольные  цены,  сокращая  объем  производства  продукции,   и   получают сверхприбыли.  С  другой  стороны,  как  указывалось  выше,  конкуренция   в отраслях  с  естественной  монополией  экономически  неэффективна.   Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры  к  ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены  на их  продукцию  Значительное  внимание  уделяется  борьбе  с   ограничивающей конкуренцию   практикой   местных   властей.   В    условиях    нестабильной экономической  ситуации  в  стране  региональные   власти   часто   пытаются незаконными методами поддержать свои  предприятия.  Например,  под  тем  или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей.  Это создает местным  производителям  монопольное  положение,  что,  естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем,  как  и в других областях современной российской экономики и  политики,  центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко  не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.     В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

Информация о работе Антимонопольной регулирование в России