Безопасность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности России встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения об экономической безопасности России
1.1 Понятие экономической безопасности государства
1.2 Основные факторы определяющие уровень экономической безопасности России
1.3 Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики
Глава 2. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления
2.1 Наиболее значимые угрозы национальной безопасности России
2.2 Пути обеспечения экономической безопасности России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическая безопасность России.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

 

Как видно из публикаций отечественных  авторов, для оценки уровня экономической  безопасности объекта иногда используются математические методы расчета на основе конкретных данных. Не все показатели состояния экономической безопасности могут быть выражены количественно, но они отражают те свойства исследуемого объекта, которые невозможно определить эмпирически. Цифровые индикаторы необходимы для определения состояния экономики  в целом или ее отраслей. Однако для определения уровня экономической  безопасности более важны не сами показатели, а их предельные или  пороговые значения, превышение которых  ведет к формированию опасных  для экономики тенденций (угроз). Приближение количественных показателей  экономической безопасности к их пороговым значениям свидетельствует  о нарастании социальной напряженности  в обществе, превышение пороговых  значений - о переходе общества в  состояние возможных социальных конфликтов.

 

В современной России некоторые  индикаторы экономической безопасности находятся в пределах нормы, другие поднялись (упали) до порогового уровня, а некоторые этот уровень превысили.

 

Одни внутренние угрозы экономической  безопасности проявились вскоре после  дефолта 1998 г., другие обозначились сравнительно недавно, а третьи еле различимы, но они могут обрушиться на экономику  страны в ближайшие 12 - 15 лет, если заблаговременно  не принять меры. Попытаемся определить наиболее опасные из них.

 

В 1998 г. почти все основные показатели экономики России достигли нижних значений. Экономический спад вышел за границы обычных для  рыночной экономики циклических  колебаний. Дефолт 1998 г. стал признаком  не только развала финансовой системы  страны, но и деиндустриализации ее экономики. Многие промышленные предприятия, и до этого из-за хронического дефицита финансовых средств применявшие бартерный расчет, остановили производство и были вынуждены уволить своих работников. Страну охватила безработица. Проявились и другие негативные последствия дефолта, в том числе недоверие многих россиян к правительству.

 

После дефолта в течение  полутора лет Россия находилась в  шоковом состоянии, но с 1999 г. начался  рост экономики в результате увеличения объемов экспорта природных энергоносителей, в частности сырой нефти. Рост экономики продолжался с 1999 по 2004 г. и был вызван высокими мировыми ценами на нефть и природный газ. На начальной стадии роста на экономику  положительно воздействуют высокие  цены - начался переток капитала из нефтяной отрасли в другие отрасли  промышленности и торговлю, появились  высокооплачиваемые рабочие места, возросла покупательная способность  городского населения. Масштабы внутреннего  рынка постепенно расширялись, государственные  финансы были относительно упорядочены, оживилось потребительское кредитование, был принят Федеральный закон  «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». На этом фоне даже банковский кризис 2004 г. не оказал негативного воздействия  на народное хозяйство: после потрясений 90-х годов российская экономика  обрела некоторый запас прочности, ставший фактором укрепления и экономической  безопасности страны.

 

С 1999 по 2004 г. рост российской экономики был наиболее динамичным за весь послевоенный период. В эти  годы ВВП России вырос на 40 %, достигнув 600 млрд. долл. США, причем в 2003 и 2004 г. его  рост составлял 7 % в год. Сегодня  Россия в мировом рейтинге - седьмая  по объему ее ВВП и третья по золотовалютным резервам (9, с. 3).

 

Качественные преобразования в российской экономике этих лет  во многом обусловлены развитием  крупного бизнеса. До дефолта в экономике  страны преобладали бизнес-группы, представлявшие собой совокупность предприятий из разных секторов и отраслей экономики. Между интегрированными предприятиями свободно перемещались финансовые, технологические и людские ресурсы, часто даже из далеких друг от друга отраслей. Негибкая структура таких бизнес-групп исключала производственную специализацию. После дефолта на передний план экономической жизни страны выдвигаются компании (или корпорации), созданные по западным образцам. Они или создают продукцию определенного назначения, или выстраивают свое производство от добычи сырья через изготовление полуфабрикатов к выпуску готовой продукции. Специализация компаний способствует повышению роста производительности труда и качества продукции. Торгуя на международных рынках, компании способствовали сближению экономики России с мировой экономической системой. Однако масштабы проникновения российских компаний в мировую экономику оказались небольшими. Экономическая безопасность страны на этом этапе укреплялась через принятие крупным бизнесом правил игры на международных сырьевых и товарных рынках, а также через его производственную специализацию, повышение качества выпускаемой продукции в соответствии с международными стандартами.

 

В начале 2005 г. проявился кризис экспортно-сырьевого роста российской экономики. Причины его - в дисбалансе между гипертрофированно разросшимися нефтяной и газовой отраслями промышленности и слаборазвитыми несырьевыми отраслями, многие из которых не сумели восстановиться после кризиса 1998 г. Обозначились и главные проблемы, возникшие вследствие структурного неравновесия экономической системы. Оказалось, что экономический рост на основе экспорта сырья не способствует решению фундаментальных проблем экономики; экспорт сырья тормозит появление конкурентоспособных компаний в несырьевых отраслях промышленности; концентрация внимания государственных органов на экспорте сырья отвлекает их от вопросов развития инфраструктуры, необходимой для бизнеса. Рыночные институты в экономике оказались малоэффективными, результатом этого стали невосприимчивость экономики к инновациям, медленные темпы развития малого и среднего бизнеса, неконкурентоспособность некоторых представителей крупного бизнеса даже на внутреннем рынке. Это свидетельствует о том, что одной из главных внутренних угроз экономической безопасности России стал чрезмерный, превышающий все допустимые пороги структурный перекос экономики в сторону топливно-сырьевой и технологически связанных с ней отраслей (8, с. 23).

 

Другой, не менее опасной  внутренней угрозой экономической  безопасности России является хроническая  инфляция, проявляющаяся в росте  цен на товары повседневного спроса, автомобильный бензин, тарифы ЖКХ  и др. В 2007 г. она оставила 10,9 %. Инфляция в России имеет преимущественно  немонетарный характер и потому почти  не поддается сдерживанию традиционными  средствами финансовой политики. Центральный  банк РФ пытается тормозить инфляцию укреплением рубля, но это ослабляет  конкурентные позиции российских товаропроизводителей на международных рынках. К сожалению, существующая финансовая система страны не может преобразовывать сбережения россиян в инвестиции. Вероятно, первопричиной инфляции является то, что поступающие в страну нефтедоллары из-за структурного дисбаланса экономики  стимулируют на внутреннем рынке  спрос, но не предложение. Постоянно  растущий спрос при небольшом  предложении создает перекос  на внутреннем рынке.

 

В качестве первоочередных мер  по сдерживанию существующей в России инфляции можно было бы предложить контроль со стороны государственных  органов тарифов естественных монополий, розничных цен на нефтепродуктовом и аграрном рынках, более продуманное  таможенное регулирование.

 

Не менее угрожающим для  экономической безопасности России является состояние ее финансовой системы. Сегодня совокупный объем ее ресурсов (включая активы банков и страховых компаний, капитализацию рынков акций и облигаций) угрожающе мал - около годового объема ВВП страны, в то время как в Великобритании, например, он составляет около семи годовых ВВП, в Германии, Франции и Японии - около шести годовых ВВП, в Китае - свыше трех ВВП, Бразилии - два ВВП. Столь малый объем ресурсов финансовой системы свидетельствует о том, что она неразвита и малоэффективна, а без нее устойчивая рыночная экономика невозможна.

 

В настоящее время российские банки недостаточно обеспечены ресурсами, кроме того, спектр оказываемых ими  услуг очень узок в сравнении  с западными банками, а быстрота расчетов не достигает нормы для  западных банков. Главной угрозой  экономической безопасности страны является многолетний вывоз коммерческими  банками капитала за рубеж. Например, к середине 2004 г. коммерческие банки  привлекли из-за рубежа 22,4 млрд. долл. США, а вывезли из России 62,1 млрд., в 2005 г. было вывезено около 38 млрд. долл., что также превысило допустимый порог. В настоящее время самым  действенным рычагом экономического роста могут быть только инвестиции, но инвесторам необходимы стабильность и предсказуемость страны, в экономику  которой их призывают вкладывать средства. Инвестиционную привлекательность  определяют такие фундаментальные  факторы, как качество исполнения правовых норм, уровень защиты прав собственника, характер и степень административного  давления властей на бизнес, проявления коррупции и преступности, степень  правовой защищенности миноритариев. К сожалению, Россия не обладает должной  привлекательностью. В ноябре 2005 г. была предпринята попытка выйти  из инвестиционного кризиса, правительством был создан инвестиционный фонд, которому были выделены 69,7 млрд. руб. Часть его  средств будет направлена на финансирование национальных проектов, но критерии выбора объектов финансирования не были четко  определены.

 

На наш взгляд, в целом  инвестиционный климат в стране стал менее благоприятным. Темпы роста  инвестиций в основной капитал, в 2003 и 2004 г. достигавшие 12 % годовых, в 2008 г. составили не более 7 % (3, с. 52). Государство  воздерживается от крупных инвестиций в экономику, подавая негативный пример потенциальным частным инвесторам.

 

Перед государством стоят  вполне определенные задачи: стимулирование и регулирование развития отечественного предпринимательства, создание экономической  мотивации общества, стимулирование развития новых технологий или их импорт. При этом введенной в 2005 г. 10%-ной импортной льготы явно недостаточно. Можно использовать пример Японии и  Республики Корея, которые для обеспечения  роста экономики импортировали  только новейшие технологии, но отказывались ввозить готовые к употреблению товары. Государство должно определить приоритетные отрасли экономики  и с них начинать реформы, оказывать  им финансовую помощь и тем самым  стимулировать частных инвесторов. Такой инвестиционной политики придерживается сегодня Китай.

 

Наиболее губительное  воздействие на экономику оказывает  коррупция. Некоторые предприятия  вынуждены функционировать вне  правового поля. Экономика вне  правового регулирования сама может  стать угрозой экономической  безопасности России.

 

Наибольшему коррупционному давлению подвергаются малый и средний  бизнесы, хотя в основном от них зависят  общественные настроения и рост национальной экономики. Независимые предприятия  имеют ряд преимуществ перед  крупным бизнесом: оптимально соответствуя масштабам человеческой личности, они  предоставляют больше возможностей для проявления инициативы и творчества, способны быстро перестраивать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка, обладают особой восприимчивостью к инновациям.

 

С точки зрения обеспечения  экономической безопасности регионов, городов и поселков наиболее перспективным  видом малого бизнеса являются небольшие  фирмы, занимающиеся инновационными разработками. Как правило, они специализируются на выполнении заказов крупных компаний, государственных и муниципальных  организаций. Таких фирм в России пока немного, и государство должно оказывать им существенную поддержку. Другой популярный вид малого бизнеса - сервисное обслуживание населения. Это предприятия автосервиса, ремонта  бытовой техники, квартир и другой недвижимости, нотариальные и адвокатские  конторы, грузоперевозчики, частнопрактикующие врачи и учителя. Задача государства - создавать им если некомфортные, то по крайней мере нормальные условия работы. Природа малого бизнеса такова, что он не может успешно развиваться без поддержки государства.

 

Однако в России развитие малого бизнеса часто тормозится государством, особенно местными властями. Муниципалитеты в лучшем случае равнодушны к нему, поскольку они почти  не получают от него налоговых отчислений, так как основная часть налогов  перечисляется в федеральный  бюджет. По оценке Всемирного банка  и Международной финансовой корпорации на 2008 г. Россия занимает семьдесят  первое место в мировом рейтинге стран (всего 155), привлекательных для  бизнеса (3, с. 55). Основные параметры  оценки: быстрота регистрации новых  предприятий, возможности получения  кредитов и лицензий, вопросы найма  и увольнения персонала. Оказалось, что российским предпринимателям сложнее  всего получить лицензию и кредит. «Главной проблемой кредитования является отсутствие де-факто кредитных бюро, причем система сбора информации о заемщиках не заработает и в 2009 году. Что касается лицензий, то процедура  их получения занимает в среднем 22 этапа и рекордные 528 дней - дольше только в Иране и Кот-Д'Ивуаре».

 

С развитием малого и среднего предпринимательства также связана  экономическая безопасность регионов России. Если государство не займется созданием инфраструктуры, способствующей ведению всех видов бизнеса, в  восточных регионах страны, иссякнут людские, финансовые и природные  ресурсы. Необходимо срочно заняться проблемами экономики восточносибирских регионов, поскольку в этих регионах не развиваются  местная промышленность и инфраструктура, а также низкие уровень жизни  населения и рождаемость, высок  отток населения в западные регионы (2, с. 17). Необходимо срочно начинать фундаментальные  структурные реформы экономики, чтобы заставить работать на страну не только сырьевые, но и прежде всего  человеческие ресурсы. В некоторых  отраслях промышленности начинать придется практически с нуля, поскольку  вхождение России в мировую экономическую  систему на достойных условиях потребует  возобновления индустриализации в  стагнирующих отраслях, создания адекватной инфраструктуры, поиска новых стимулов для реализации невостребованного  до сих пор творческого потенциала россиян.

 

2.2 Пути обеспечения экономической  безопасности России

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика  особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как  показывает мировой опыт, в такие  периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла, например, в США в период глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризовалась  падением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорением людей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил  о начале «нового курса», основными  направлениями которого были:

Информация о работе Безопасность предпринимательства