Ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 01:03, реферат

Описание работы

Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре. Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

ГОУ  ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ

 УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Ценности» 

по дисциплине «Организационное поведение»  
 
 

Работу выполнил:                                                       Баутин К.О.  группа 1-АУ

                                                                                      Антикризисное управление 

Работу  проверил:                                                              Романчин В.И. 
 
 
 
 

г. Орел 2010 г.

      Ценности

      Изначально  ценности как критерии, мерила красоты  или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого  закрепляются в общественном сознании и культуре. Ценности, выраженные в  форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Именно когда речь идет об осознанности, от рефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак, личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

      Личностные  ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного  индивида, так и ценности, которые  объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей.

      Родители, друзья, учителя, социальные группы могут  влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая  система ценностей личности формируется  в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

      Психолог  М. Рокич определил ценности как  глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных  ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость. Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл. 1.

      Другая  классификация ценностей разработана  в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов: 

      • теоретический интерес в обнаружении  правды путем аргументирования и  систематических размышлений;

      • экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;

      • эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;

      • социальный интерес к людям и  любви в качестве отношений между  людьми;

      • политический интерес в обладании  властью и влиянии на людей;

      • религиозный интерес в единении и понимании космоса.

        Таблица 1

      

      Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)

      В 1990 г. исследователи выделили еще  несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:

      • выполнение (упорство) – завершать  начатое и усердно работать для  преодоления жизненных трудностей;

      • помощь и забота – заботиться и  помогать другим людям;

      • честность – говорить правду и  делать то, что считаешь правильным;

      • справедливость – быть беспристрастным судьей.

      Выделяют  ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания  физической и умственной активности людей. Известный социолог профессор  С. С. Фролов относит к ним следующие  ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

      Влияние личностных ценностей на поведение  человека зависит от степени их ясности  и непротиворечивости. Размытость ценностей  обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать  влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

      Критериями  ясности личностных ценностей являются:

      • регулярные размышления о том, что  важно и неважно, хорошо и плохо;

      • понимание смысла жизни;

      • способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;

      • открытость сознания для нового опыта;

      • стремление понять взгляды и позиции  других людей;

      • открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;

      • последовательность поведения, соответствие слов и дела;

      • серьезное отношение к вопросам ценностей;

      • проявление твердости и стойкости  по принципиальным вопросам;

      • ответственность и активность.

      Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте. Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.

      Несовпадение  систем ценностей иногда вызвано  тем, что люди растут и формируются  как личности в разные периоды  времени и в разных социально-экономических  условиях. Культурные корни также  могут быть источником несовпадения систем ценностей. Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой. При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе. Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления.

      Изменение ценностей является сложной задачей  для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в  противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов  работы и семьи). К способам, с  помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры

Информация о работе Ценности