Что определяет торговую деятельность как предпринимательскую? Указать присущие предпринимательству признаки, проявляющиеся в торговой

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом коммерческой деятельности являются коммерческие процессы, которые по характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций можно подразделить на технологические и коммерческие или чисто торговые. Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой форм стоимости и собственника, т.е. с куплей-продажей товаров. К ним также можно отнести и отношения по изучению покупательского спроса, организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламированию товаров, оптовую закупку товаров.

Содержание

Что определяет торговую деятельность как предпринимательскую?
Указать присущие предпринимательству признаки, проявляющиеся в торговой деятельности.
Задача.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
 

Западно-Уральский  институт экономики  и права

Негосударственное образовательное  учреждение

Лицензия  № 24-0153 от 26.04.2000г.

Свидетельство о государственной  аккредитации № 25-1070 от 19.07.2000г. 
 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 
 

ПРЕДМЕТ:  Коммерческое право. 

      ТЕМА: Что определяет торговую деятельность как предпринимательскую?

      Указать присущие предпринимательству  признаки, проявляющиеся  в торговой деятельности.

                    Выполнила: Абросина Екатерина

                    Александровна,

                    студентка 6-го курса

                    Проверила: Рождественская Лилия Александровна,

                    канд.юр.наук, доцент 
                     
                     
                     

г.Пермь,  2003 г.

 

Оглавление: 

  1. Что определяет торговую деятельность как предпринимательскую?
  1. Указать присущие предпринимательству признаки, проявляющиеся  в торговой деятельности.
  1. Задача.
  1. Список  использованной литературы.

 

Что определяет торговую деятельность как  предпринимательскую?

 

    Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть следующие  вопросы. Что собой представляет торговая (коммерческая) деятельность? Что понимается под предпринимательской деятельностью? Какова же сущность и соотношение в целом понятий: торговая деятельность и предпринимательство?

    Что собой представляет торговая (коммерческая) деятельность?

    «Сам  термин «торговля» (лат. commercium) имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль национального хозяйства, в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Представляется, что коммерческая деятельность связана именно со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли».1

      Существует несколько видов торговли. Основными являются внутренняя и внешняя торговля. Первая совершается в пределах определенного государства, между местными производителями; вторая – между различными государствами. Внешнюю торговлю можно подразделить на экспорт – между отечественными производителями и иностранными потребителями; и на импорт – между иностранными производителями и отечественными потребителями; выделяют также транзит.

    Необходимо  также различать оптовую и  розничную торговлю. Оптовая торговля состоит в купле-продаже товаров  между юридическими лицами. Продажа  производится партиями, и товар, как  правило, приобретается непосредственно  у производителей. Розничная торговля заключается в продаже потребителю предметов потребления в размерах, соответствующих его ежедневным потребностям. К разновидностям розничной торговли иногда относят мелочную, или лоточную торговлю, но ее выделяют из розничной по незначительному размеру оборотного капитала.

    Торговая  деятельность коммерческих организаций и учреждений охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организацию учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, торговая деятельность коммерческих организаций и учреждений включает в себя установление договорных связей с покупателями, проведение оптовой и розничной продажи товаров, управление товарными запасами, формирование необходимого ассортимента, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие коммерческие операции.

    Объектом  коммерческой деятельности являются коммерческие процессы, которые по характеру выполняемых  в сфере товарного обращения  функций можно подразделить на технологические и коммерческие или чисто торговые. Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой форм стоимости и собственника, т.е. с куплей-продажей товаров. К ним также можно отнести и отношения по изучению покупательского спроса, организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламированию товаров, оптовую закупку товаров.

    Технологические процессы связаны с движением  товара как потребительной стоимости  и являются продолжением процесса производства в сфере обращения. Ими являются хранение, перевозка, упаковка, фасовка, сортировка и др.  

    Что понимается под предпринимательской деятельностью?

    Институт  предпринимательской деятельности как разрешенного и поощряемого  государством занятия - достаточно новое  явление в российском праве последних десятилетий. 

    Еще совсем недавно предпринимательская деятельность воспринималась, как спекуляция, и в Уголовном кодексе (ст. 153 УК РСФСР) за нее была предусмотрена уголовная ответственность. Однако с принятием Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который впервые дал определение предпринимательства и перечислил его основные признаки, отношение к предпринимательской деятельности изменилось кардинально. Итак, в соответствии с данным Законом предпринимательство – самостоятельная деятельность, осуществляемая в целях системного получения прибыли, осуществляемая под свою ответственность. Но данное определение не является полным, так как в нем не содержится главное – не перечислены сферы предпринимательской деятельности.

    С 1995г. действует Гражданский кодекс, который в ст. 2 восполняет пробел и содержит наиболее полное определение предпринимательской деятельности. Итак, в настоящее время предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Однако, и данное определение не совершенно. Например, до сих пор ведутся споры, что следует понимать под систематичностью извлечения прибыли.

    Среди отмеченных признаков, содержащихся в  определении предпринимательской  деятельности, необходимо различать  общие (родовые), присущие любой свободной (частной) деятельности, в т.ч. предпринимательской (это ее самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (это ее направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации).

    В определении перечислены следующие сферы предпринимательской деятельности – продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг (торговля, посредничество, строительство, страхование, инвестиции и любые иные виды деятельность, не противоречащие закону). 

    Какова  же сущность и соотношение в целом  понятий: торговая деятельность и предпринимательство?

    Первичным из них, безусловно, является предпринимательство, предполагающее наличие лица – предпринимателя, располагающего определенными средствами (капиталом) и организующим какую-либо деятельность. Это лицо, как правило, обладая предпринимательской правоспособностью (к аккумулированию капитала и ресурсов, способностью к принятию решения, новаторству и риску), самостоятельно или совместно с другими учреждает юридическое лицо, организует дело, создает возможности для предпринимательской деятельности, совершает любые не противоречащие закону сделки, участвует в обязательствах.

    Функции коммерческой деятельности состоят  в эффективном продолжении всей предпринимательской деятельности. Торговая деятельность состоит, с одной стороны, в эффективном функционировании любого объекта предпринимательской деятельности, а с другой – имеет самостоятельное значение. Она присутствует везде, где осуществляется процесс обмена (купли-продажи) реальных стоимостей (товаров, услуг, денег, технологий и др.).

    «Торговая и предпринимательская деятельность как системное явление обладает собственными внутренними импульсами развития (конкуренция), системой обеспечения и воспроизведения (прямые и обратные связи субъектов хозяйствования), инфраструктурой (биржи, банки, информационные системы, аудиторские компании), системой управления (менеджмент), системой изучения поведения контрагентов (маркетинг), системой оценки результатов своей деятельности (деньги)».2 

    Таким образом, можно сделать вывод, что торговая (или коммерческая) деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности и, следовательно, ей присущи все основные признаки предпринимательства.

 

Указать присущие предпринимательству признаки,

проявляющиеся в торговой деятельности. 

    Из  определения данного в ст. 2 ГК РФ можно выделить 4 основных признака предпринимательской деятельности. Рассмотри подробнее каждый из них.

  1. Предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность. Этот признак указывает на волевой источник предпринимательской деятельности. Граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность.

    Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению. Она не управляется непосредственно каким-либо органом публичной власти, однако, не исключает общего ее регулирования со стороны государства. Так, в ст. 8, 34 Конституции РФ, ст. 18, 49 ГК РФ гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из ст. 1, 13, 16 и других ГК следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, - нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы предпринимателя. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК.

    Таким образом, законодательство «конструирует право на предпринимательскую деятельность как частноправовую возможность лица, обеспечивающую ему известную сферу свободы и неприкосновенности. Это право гарантирует защиту предпринимателя от посягательств не только государства, но и других частных лиц. В отношении последних также при наличии к тому оснований может быть учинен соответствующий иск для защиты нарушенного права на предпринимательскую деятельность. Право на свободу предпринимательства – это элемент правоспособности частного лица, обеспечиваемой обязанностью всякого и каждого, в том числе государства».3 Во-вторых, предпринимательская деятельность – это деятельность, осуществляемая лицом на свой риск. Действительно, свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействий). Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской.

  1. Деятельность предпринимателя направлена на приобретение и использование каких-либо благ, удовлетворяющих потребности человека, а именно имущественных благ – прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске.

    Коммерческий  риск – это нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных имущественных последствий деятельности предпринимателя. Причины таких неблагоприятных последствий могут быть различными: объективными или субъективными.

    Если  причины объективны, независимы от предпринимателя или других лиц (стихийные бедствия и др. чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), то предприниматели должны учитывать эти обстоятельства и заранее принимать необходимые меры по устранению или уменьшению своих возможных имущественных потерь. К таким мерам может относиться страхование коммерческого риска. Наряду со страхованием конкретных коммерческих рисков в страховых организациях предприниматели могут, а в случаях, предусмотренных законом – обязаны заниматься страхованием путем создания за счет части собственной прибыли резервного (страхового) фонда, предназначенного для покрытия любых непредвиденных расходов.

    С коммерческим риском тесно связаны  неблагоприятные последствия предпринимательской  деятельности, вызванные субъективными  причинами, например, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств предпринимателем или его контрагентами по договору. В этом случае наступает имущественная ответственность предпринимателя либо его контрагента, что выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для соответствующего лица и обусловлено правонарушением с его стороны.

Информация о работе Что определяет торговую деятельность как предпринимательскую? Указать присущие предпринимательству признаки, проявляющиеся в торговой