Что такое предпринимательские способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, неявляющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал».

Работа содержит 1 файл

Что такое предпринимательские способности.docx

— 96.10 Кб (Скачать)
align="justify">     Оборотные производственные фонды  классифицируются по следующим элементам:

     Производственные  запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др.

     Незавершенное производство и полуфабрикаты  собственного производства (НЗП). Незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке.

     Расходы будущих периодов – это затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах.

     Фонды обращения - это совокупность всех средств, функционирующих в сфере обращения.

     Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости. На рис. 1 приведены состав и примерная структура оборотных средств на машиностроительном предприятии.

     В структуру оборотных  средств входят: сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта, незавершенное производство, расходы будущих периодов, денежные средства в расчетах и т.п. Наиболее высокая доля приходится на производственные запасы (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты) и незавершенное производство.

     

      
Рис. 1 Состав и структура оборотных  средств
 

     ВЫВОД по пункту 2.2:

     Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят  от его обеспеченности оборотными средствами. Недостаток средств, авансируемых на приобретение материальных запасов, может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы. Излишнее отвлечение средств в запасы, превышающие  действительную потребность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию.

     Поскольку оборотные средства включают как  материальные, так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности  использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия.

Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества. Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы. Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества. Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания. Однако преобладание крупных предприятий, управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие дифференцированного подхода в определении места и роли различных предприятий в экономике страны снижало эффективность деятельности существующих малых предприятий. Фактическое отсутствие естественного конкурентного механизма функционирования предприятий в экономике обедняло советский товарный рынок. Такое положение наряду с другими социально-экономическими проблемами привело к необходимости использования кооперативной формы в качестве малого предпринимательства в условиях реформирования экономики в 80-е годы. Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 год). В ноябре 1986 года и мае 1988 года закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 год). В этом законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм. С принятием этого закона начинает расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства, которое однако не получило широкого развития. В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию. В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На этом съезде был организован «Союз кооперативов СССР в сфере производства и услуг». Союз определил своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее. Необходимость ограждения кооперации от случайных и недобросовестных людей, преступных элементов, ринувшихся в новую экономику ради наживы, — была выдвинута как одна из важнейших задач этого процесса. Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. Складывается впечатление, что «одна рука созидала, а другая разрушала». В самом деле, с одной стороны, предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, с другой стороны, существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений, прежде всего, мелкого частного хозяйства. С одной стороны, наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства). С другой стороны, имело место отсутствие гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя. Ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики. В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования. Конечно, притеснение кооперативов в тот период можно объяснить и тем, что они продемонстрировали в некоторых случаях нечистоплотность в хозяйственной деятельности, приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными перспективами и т.п. Однако во многом это объяснялось объективными причинами — не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе. Аналогичную участь постигла и индивидуальная трудовая деятельность. Для функционирования индивидуальной трудовой деятельности (ИТД) как важнейшей формы малого предпринимательства необходима развитая рыночная экономическая система, которой в конце 80-х — начале 90-х еще не сформировалось, да и не могло сформироваться. Начало 90-х годов характеризуется дальнейшим ростом внимания широкой общественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства как важнейшего фактора формирования рыночных отношений. Появляется ряд основополагающих документов: Постановление СМ СССР №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 г. № 404. Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства. Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода на внешний рынок, что способствует появлению оффшорных предприятий; предусматриваются ряд льгот по материально-техническому снабжению для малых предприятий. В результате предпринятых государством мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере. Такие хозяйственные преобразования позволили удовлетворить спрос населения на дефицитные тогда товары широкого потребления, бытовые услуги и общественное питание. Тем не менее, на малые предприятия начинает оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% НДС, 35% налог на прибыль, от 50% и выше — на коммерческий кредит. Еще одной характерной чертой этого, в общем-то, благополучного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство прошло следующие этапы. ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1992—1994 гг. Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г., Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась. Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг. К концу 1993 года в России было зарегистрировано и действовало 15 кредитных союзов, объединяющих более 3,5 тыс. человек. Во Владимире и Владимирской области их было 5, в Кемеровской области — 2, в Москве — 2, в Екатеринбурге — 2, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Челябинске, Туапсе — по одному. Эти кредитные союзы регистрировались на основе Закона РФ «О потребительской кооперации». Общая сумма всех вкладов превышала 40,5 млн. руб., ссуды пайщикам — 40 млн. руб. В этот период закладываются интересные перспективные начинания в разных регионах страны. С 1992 года успешно функционирует в Приволжье России Международный торговый караван «Великий Российский путь» как специфическая форма поддержки малых предприятий, направленная на развитие инфраструктуры малого предпринимательства, позволяющая восстанавливать и расширять хозяйственные связи поволжских регионов с другими субъектами федерации, странами СНГ и зарубежными странами. В результате доля малых предприятий этого региона (всего Поволжского) в общем числе малых предприятий страны составляет более 12%. Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела. Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой. Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны создавать инфраструктуру — благоприятные условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных внешних факторов и условий. В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с 1996 года — 1,0%. Деятельность этого Фонда направляется на «содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки, создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов». Фонд должен принимать участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральной, отраслевых и региональных программ и проектов развития малого бизнеса.

В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП). В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов. Убедившись в эффективности складывающегося партнерства, ЕБРР неоднократно увеличивал объемы кредитных линий. К 1997 году в орбиту кредитования включены филиалы банка в Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Юрге и головной офис в Кемерове. Это — весьма положительное явление, учитывая специфические сложности очень важного экономического региона страны. ЕБРР на предоставление в рамках Программы кредитования российскому малому бизнесу аккредитовал «СБС-Агро». ЕБРР четко определил критерии, которым должны соответствовать претенденты на получение кредита. Кредиты не предоставляются малому предприятию, если его деятельность связана с производством экологически вредной продукции, алкоголя и табачных изделий, организацией игорных домов (и вообще популяризацией азартных игр), а также с финансовыми операциями и военным производством. Предусмотрены и финансовые условия кредитования. Под кредит необходимо предоставить обеспечение, в качестве которого может выступать оборудование заемщика, товары на складе, ценные бумаги, депозиты, драгоценные металлы или гарантии третьих лиц. Стандартная процентная ставка по предоставляемым «СБС-Агро» кредитам составляла 17—18% годовых в валюте. К середине 1997 года «СБС-Агро» прокредитовал 600 проектов на сумму 18 миллионов долларов США. Основная доля кредитов была предоставлена на открытие пекарен, магазинов, мясоперерабатывающих цехов, парикмахерских, стоматологических кабинетов, ателье, спортивных, тренажерных залов, несколько меньше — на развитие полиграфического бизнеса, автосервиса, открытие прачечных и ресторанов, около 10% — на наукоемкие производства. Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Острой общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов. Кроме того малые предприятия России просто до сих пор еще не готовы брать кредиты, так как многие из них не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога и т.п. На протяжении всего периода легализации малого предпринимательства наблюдалась борьба за его курирование и, прежде всего, за распределение государственных средств на его поддержку. Многочисленные государственные ведомства, государственные и общественные организации не стремились объединить свои усилия по поддержке малогопредпринимательства. Не было выработано механизма практической реализации предлагаемых направлений деятельности. Единая программа и соответственно система государственной поддержки малого предпринимательства в РФ до середины 1994 года отсутствовала. Картина будет не полной, если не отметить, что наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны. ВТОРОЙ ЭТАП: 1995—1998 гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области. Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия. В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в табл. 1. Таблица 1 Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в 1995 г. Отрасль   Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел.   Отраслевая структура занятости на МП, в %  Удельный вес в общей численности занятых в отрасли, в %

ВСЕГО  8944,8  100  15,7

Промышленность  2589,7  29,0  15,6

Сельское  хозяйство  93,4  1,0  1,3

Строительство  2624,4  29,3  48,5

Транспорт и связь  185,0  2,1  3,9

Торговля  2235,0  24,6  46,4

Общая коммерческая деятель- ность по обеспечению функ- ционирования рынка  320,8  3,6  93,9

ЖКХ, бытовое  обслуживание  106,8  1,2  4,7

Наука и научное обслуживание  231,9  2,6  15,8

Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства  приводит следующие данные. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия  с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий  стало более 842 тыс. с численностью занятых 8 618 300 человек. Большая часть  малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного  питания — 43%, строительство и  промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования  юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды малых предприятий должно быть значительно больше. И тем  не менее с учетом временно занятых  и членов семей почти 15—18% населения  России было связано с деятельностью  малых предприятий. Направленность деятельности государства в области  малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства  РФ от 18.12.1995 г. № 1256). Цель этой Программы  заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства  в производственной, инновационной  и других сферах экономики. Эта Программа  выдвигает следующие задачи: создание правовых, экономических и организационных  условий для устойчивого развития малого предпринимательства; целенаправленное формирование системы государственной  поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий  в производственной, инновационной  и социальной сферах для обеспечения  рынка отечественными товарами и  услугами; поддержка деловой и  инновационной активности, развитие конкуренции на рынке товаров  и услуг; инициирование финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов, поиск  новых источников финансирования предпринимательской  деятельности, прежде всего, за счет собственных  возможностей эффективно развивающихся  малых предприятий; широкое распространение  типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных  разработок в 1994–1995 годах. Исходя из цели и основных задач в Программе  предусматриваются основные мероприятия, направленные на выполнение всей Программы. Общий объем финансирования на 1996 г. был определен в размере 883,35 млрд. руб., в том числе 707 млрд. руб. — средства от приватизации объектов федеральной собственности должны были поступить в Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, чего на практике в полном объеме не произошло. По данным ГКРП России, в течение 1996–1997 гг. разрабатывалось более 40 законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых предприятий. Среди них: «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», проекты Федеральных законов «О торгах на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд», «О лизинге», «О системе гарантий и поручительств в сфере малого предпринимательства», «Об обществах взаимного кредитования». Предпринимались попытки по поддержке малого предпринимательства в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области. По оценкам экспертов, в инновационной сфере функционирует около 120 тыс. малых предприятий с численностью занятых 2,3 млн. чел. Как и во всем мире, часть из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились и устойчиво функционирующие 3–4 года малые предприятия. Тем не менее предпринимаемые меры коренным образом не изменили состояние инновационной деятельности. По-прежнему оставляет желать лучшего ее результативность. Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность на малых промышленных предприятиях, являются недостаток ее собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия инвестиций и кредитования. Наметилось некоторое ухудшение положения и в строительстве, причем здесь основными проблемами становятся, во-первых, неплатежеспособность заказчиков, необеспеченность финансированием, недостатком заказов на работы, а, во-вторых, недостаточное внимание к жилищному и промышленному строительству. В этот период определенные усилия предпринимались и по формированию инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства. В первом полугодии 1997 года на развитие инфрастуктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфрастуктуры Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа. После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий в феврале 1996 года выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие: упрощение процедуры регистрации; введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых компаний, обслуживающих малый бизнес; перечисление на создание новых рабочих мест 40% бюджета Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года); создание гарантийного фонда, в который ежегодно будет отчисляться не менее 200 млн. долларов для инвестиций в российский малый бизнес со стороны иностранных кредитных организаций. Большие надежды возлагались и на Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 года № 222-Ф3, принятого в развитии Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе МП равна 20%. В столице была принята Московская Программа развития малого предпринимательства на 1996—1997 годы, в которой определены следующие приоритеты:

производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных  товаров;

производство  товаров народного потребления;

производство  лекарственных препаратов и медтехники;

оказание  различных видов услуг;

общественное  питание;

строительство;

инновационная и природоохранительная деятельность. В 1996 году на поддержку предпринимательства  выделено 235 млрд. руб. Доля налоговых  поступлений от малых предприятий  в некоторых префектурах достигает 80%. Правительство Москвы принимает  решение создать специальный  гарантийный фонд в размере 20 млрд. руб., который компенсировал бы разницу  процентов по кредитам, выдаваемым начинающим предпринимателям. 1-го сентября 1996 года мэр Москвы выдвинул предложение  о возрождении ремесленничества в столице. Все малые предприятия  Москвы (любой формы собственности) уравнены с государственными предприятиями  по оплате коммунальных услуг, пожарной сигнализации, телефонной связи. В первые два года малые предприятия освобождаются  от налогов на имущество полностью, в третий год — на 50%, в четвертый  — на 25%. Предприятия, производящие технологическое оборудование для  пищевой промышленности, освобождаются  от налога на прибыль от продажи  продукции. Имеют свой интерес к  развитию малого бизнеса в столице  и иностранные инвесторы. Например, планируются значительные инвестиции в строительство малых гостинец, в информационную систему Москвы, в создание крупных оптовых рынков, в обустройство кольцевой дороги (имеется в виду строительство  целого комплекса гостинец, небольших  ресторанов, автомобильных стоянок). В этот период продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции  и развития. Так, в орбиту его деятельности по поддержке малого предпринимательства  включается осенью 1996 года банк «Российский  кредит». Этот банк подписал кредитное  соглашение по программе «Малый бизнес в России». Соглашение дает возможность  всем, кто работает в сфере малого бизнеса, получить кредит по ставкам  ниже рыночных. Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере. К середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий. Фонд содействия профинансировал следующие  проекты малых предприятий: Фармакология и медицинская техника — 24% производство повязки «Свиндерм» для лечения ожогов и ран без рубцов; производство компьютерного оптического томографа для диагностики микронеоднородностей биоткани; производство высокоточных коррегирующих очковых линз со сложной поверхностью; производство силиконовых протезов грудных желез; производство кардиомониторов; переносные термоконтейнеры для временного хранения крови и ее транспортировки. Станкостроение и приборостроение — 12% производство высоко-частотных гидромолотов; производство цифрового пирометра для тепловой диагностики и дефектоскопии; производство установки для вакуумно-плазменного напыления; производство малогабаритных широкоуниверсальных металлообрабатывающих станков ЕРТЭН; упаковочное оборудование. Экология — 16% создание комплекса приборов экологического мониторинга воздушного бассейна; производство комплекса средств защиты от электромагнитных излучений; производство энергетических установок мощностью от 2 до 50 квт, работающих от энергии ветра; производство мембранных приборов для очистки воды; производство дозиметров; создание стендов тонкой очистки жидкости; производство опреснителя морской воды. Электроника — 6,4% производство солнечных аккумуляторных батарей для бытовой техники; производство модемов и видеотерминалов; производство монохромотических генераторов субмиллиметрового диапазона с электронной перестройкой частот; производство радиостанции УКВ-диапазона. Новые материалы — 3% производство суспензионного пенополистирола; производство изделий из дисперсно-упроченной меди; производство алкоксидов металлов. Товары народного потребления. Сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность — 24% пошив специальной одежды; внедрение технологии выпуска масла китайского лимонника; внедрение технологии переработки топинамбура. Строительство — 4% создание арочных теплиц; производство строительных материалов «стоунит»; производство виброимпульсного смесителя приготовления бетона. Авиастроение — 1% сертификация одноместного самолета; создание самолета-амфибии «Аккорд». Другие проекты — 7,6% производство ленточных проводов и жгутов на их основе.На финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми предприятиями, расходуется около 80% бюджета Фонда содействия. Остальные средства направляются на финансирование следующих программ: создание сети инновационно-технологических центров — 9%, участие в выставках, рекламе товаров и услуг малых инновационных предприятий — 1%, финансирование поисковых исследований в интересах малых предприятий — 2%, развитие инфраструктуры трансферта технологий — 0,5%, вовлечение студенчества в инновационное предпринимательство — 0,5%, поддержка консультационно-учебной деятельности. Бюджетный голод сказался и на финансировании Фонда содействия. Из запланированных 115 млрд. руб. бюджетных средств Фонд в 1996 году получил 49 млрд. руб., а это, конечно, сказалось на эффективности деятельности Фонда, что выразилось в падении числа финансируемых проектов с 30—35 из 100 до 20. Однако второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Во многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей. Другой особенностью экономической жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию. Еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий. Очень острой остается проблема получения кредитов, которые жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге задачи Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами не решены. Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса. Место и роль малого предпринимательства определялась тем, что малые предприятия уже прошли определенный путь развития и переболели «детскими болезнями роста». Все эти годы они учились самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка, в некоторых случаях сумели вырабатывать правильную конкурентоспособную стратегию поведения. Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную политику. Можно наблюдать сдвиги и в общей культуре ведения бизнеса. Происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране. О вкладе малых предприятий в экономический потенциал страны в предкризисный 1998 год говорят следующие показатели. Они в 1996 году произвели продукции и услуг более чем на 300 триллионов рублей (7% от всего объема, а с учетом предоставляемых услуг и выполняемых работ предпринимателями без образования юридического лица — почти 10%). В 1996 г. бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет — 15,4 трлн. руб. Высок процент (86%) собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых предприятий в ВВП составляет около 12%. По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности за последние годы произошел рост производства на 0,8%. Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находится на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства. ТРЕТИЙ ЭТАП: 1999—2001 гг. Для современного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда. В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого разрабатываются следующие первоочередные законы: Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности. Закон о фондах поддержки малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм. Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивого правового поля и льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает реализацию схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействовать продвижению ценных бумаг на фондовый рынок. На новом этапе функционирования малого предпринимательства будет продолжена работа по обеспечению защиты интересов работников. В сфере трудовых отношений на малых предприятиях накопилось немало проблем. Дополнения в трудовом законодательстве призваны строить трудовые отношения на цивилизованном основании, что в свою очередь позволит снять определенное негативное отношение к этому сектору экономики. Целый пакет поправок касается упрощения системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, а также совершенствования порядка выделения финансовых средств на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Весь комплекс задач, означенный в Программе, вытекает из акцента на повышение качества и эффективности мер государственной поддержки. Стержневой задачей среди прочих можно считать отработку и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий, которые обеспечат интеграцию финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему страны. Эту задачу в условиях дефицитности бюджетов всех уровней планируется решать на основе привлечения внебюджетных источников. Этот принципиальный подход к развитию малого предпринимательства на ближайшее будущее предполагает следующие приоритеты: Во-первых, планируется реструктуризация банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с субъектами малого бизнеса. До сих пор на практике получить кредит было очень трудно. Если в странах с развитой рыночной экономикой кредит предоставляется долгосрочный, то у нас — краткосрочный (не более одного месяца) при предоставлении залога (недвижимости) и высокой процентной ставки. Высокая доля банкротств малых предприятий заставляет внешних инвесторов вообще не предоставлять ссуды или предоставлять под высокий процент на очень жестких условиях возврата. В результате получается, что частные источники финансирования, как правило, недоступны малому бизнесу. Во-вторых, необходимо создание гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий. Требует усиления деятельность федеральных и региональных фондов поддержки малого предпринимательства на залогово-гарантийном обеспечении перспективных предприятий. Вообще целесообразно переходить от прямого кредитования малого предпринимательства к гарантии. Возможно создание гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу отечественного малого бизнеса с учетом иностранного капитала. Перспективным инвестором малого предпринимательства должно стать крупное производство — промышленные гиганты. Государству необходимо всячески стимулировать такого рода финансирование, предоставляя льготные условия функционирования фондов, создаваемых для целей финансирования малого бизнеса крупными промышленными гигантами с помощью субподрядных, контрактных, арендных отношений. В результате возросла бы конкуренция между малыми предприятиями за контракты с корпорациями. В-третьих, перспективно и современно широкое использование различных форм финансирования лизинга и схем проведение лизинговых операций. Главное и основное преимущество лизинга в том, что, начиная свое дело, предприниматель может располагать лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию в этом случае предоставляется необходимое оборудование. Это — особо актуально, так как многие малые предприятия все еще остаются предприятиями с примитивными средствами производства. Способствовать оснащению малых предприятий современным оборудованием и технологиями легче и надежнее всего с помощью лизинга. В-четвертых, снять многие проблемы кредитования малого бизнеса могло бы создание системы специальных банков — местных, муниципальных, при деятельном участии государства. Не открыты у нас в стране широкие возможности и для кооперативных банков и обществ взаимного кредитования. Государству необходимо создавать условия для самоорганизации кредитных ассоциаций малых предприятий и других форм накопления и целевого использования временно свободных средств малых предприятий. Необходимо также освободить от налогов средства, перечисляемые в общества взаимного кредитования. Для того, чтобы облегчить финансовое обеспечение малого предпринимательства, необходимо обратить внимание на следующее. Финансовая поддержка, субвенции должны быть гибкими, дифференцированными. Приоритетным должно стать стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере высоких технологий. Малые предприятия в своей деятельности должны более эффективно использовать и внутренние источники финансирования, такие как прибыль и амортизационные отчисления. В-пятых, в сфере торговли и услуг значительное распространение получила система договорных отношений — франчайзинг — форма хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса, которая весьма эффективно используется в рыночной экономике всех развитых стран. В-шестых, современный этап развития малого предпринимательства предполагает участие малых предприятий в поставке продукции для государственных нужд. Приоритетным здесь может быть стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере высоких технологий. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» выдвигает материальное производство как важнейшую сферу деятельности малых предприятий. Причем ставится задача по содействию их инновационной деятельности и устанавливается, что государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющих производственную и инновационную деятельность в машиностроении и металлообработке; микробиологической, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности; в электронной промышленности; в деревообрабатывающей промышленности; стройиндустрии, а также в пищевой промышленности, переработке, хранении и упаковке сельскохозяйственной и пищевой продукции; производстве товаров народного потребления. Инновационное предпри- нимательство — это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции и выход экономики из тяжелейшего кризиса. Однако инновационная деятельность предпринимателя в современных условиях оставляет желать много лучшего, так как она невозможна без инвестирования этой деятельности. Государство предпринимает определенные попытки оздоровления ситуации в этой области. Так, уточнена схема смешанного инвестирования для привлечения инвестиций в инновационные проекты, определено участие государства в процессе инвестирования в форме разделения рисков инноваций и предоставления необходимых гарантий, разработана программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности. Понимание необходимости инновационного предпринимательства приводит к активному внедрению в практику хозяйствования венчурного капитала — эффективной действенной формы инвестирования инноваций. Следующим важнейшим направлением новой Программы является внедрение в хозяйственную практику эффективных мероприятий по научно-методическому и кадровому обеспечению, а также взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды. Остается актуальным международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. Спектр деятельности в этом направлении очень богат. Прежде всего, предусматривается совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса на основе изучения и использования опыта зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Представляет большой научный и практический интерес опыт государственной поддержки малого предпринимательства в таких западноевропейских государствах, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, где использование финансовых технологий всегда было важнейшей составляющей их успешного развития. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства предполагает весьма активное участие в различных международных проектах, с учетом которых возможно выполнение предусмотренных мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса. Развитие прогрессивных финансовых технологий малого предпринимательства, совершенствование нормативного и правового обеспечения, повышение эффективности использования инфраструктуры малого бизнеса и информационных систем, проведение мониторинга малого предпринимательства в регионах и различных секторах экономики и др. планируется осуществлять с учетом проекта Всемирного банка «Развитие политики регулирования малых и средних предприятий в РФ», финансирование которого будет осуществляться за счет гранта Правительства Японии, а также в рамках реализации плана действий рабочей группы по малому бизнесу Российско-Американской межправительственной комиссии. Международным сотрудничеством в области малого предпринимательства предусмотрено широкое использование проектов ТАСИС, среди которых: «Техническое содействие развитию малого и среднего предпринимательства и предпринимательской деятельности в бывших моногородах РФ», «Реформа налогообложения», «Развитие сети информационного обеспечения региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса», «Техническое содействие в создании Ресурсного центра малого предпринимательства». Программа микрофинансирования, осуществляемая структурами ЕБРР, в том числе Российским банком проектного финансирования, будет направлена на разработку и применение современных форм сотрудничества с отечественными и зарубежными банками и инвестиционными фондами в области финансирования малого предпринимательства, а также создание национальной системы финансирования малого бизнеса на основе предоставления гарантий и развитие механизмов и структур микрокредитования и страхования малых предприятий. Направления развития малого предпринимательства определены, сформулированы приоритеты государственной поддержки на ближайшее будущее. Программа предусматривает восстановление утраченного в результате августовских событий 1998 г. потенциала отечественного малого предпринимательства. Государственной поддержкой будет охвачено до 250 тыс. малых предприятий, число рабочих мест в этой сфере вновь будет доведено до 8,5 млн. человек, а доля малого предпринимательства в ВВП будет состав

Информация о работе Что такое предпринимательские способности