Цикл жизни предприятия и тенденции ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Сущность понятия цикла жизни предприятия, подходы к его определению…………………........................................................................ 5
2. Характеристика этапов жизненного цикла предприятия………………. 11
3. Проблемы и тенденции развития предприятия по стадиям жизненного цикла....................................……………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………...… 31
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая жц.doc

— 191.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цикл  жизни предприятия и тенденции  ее развития

Курсовая  работа по курсу

Основы  предпринимательства 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Сущность понятия цикла жизни предприятия, подходы к его определению…………………........................................................................      5
2. Характеристика  этапов жизненного цикла предприятия……………….   11
3. Проблемы и  тенденции развития предприятия по стадиям жизненного цикла....................................…………………………………….    21
Заключение………………………………………………………………...… 31
Список  литературы………………………………………………………… 33
 
 

     Введение

 

     Учитывая зависимость  любой организации от многих внешних  и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии.

     Выявленная  закономерность нашла свое отражение  в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация  принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.    То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла  до  исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.

     Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».

 

     Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет  без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней  среде предприятия погибают. В  то же время компании, руководство  которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

     Объектом  исследования данной работы является изучение понятия «цикл жизни предприятия»; рассмотрение различных подходов к определению этапов жизненного цикла предприятия; подробное описание основных стадий эволюции компании; обозначение тенденций развития, проблем и способов их решения на каждом этапе жизненного цикла предприятия.  

     Актуальность  данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию.

     1. Сущность понятия цикла жизни предприятия, подходы к его определению

     1.1  Понятие жизненного цикла организации

     Тематика  жизненного цикла предприятия начинала разрабатываться исследователями как расширение и адаптация концепции жизненного цикла продукта из теории маркетинга к анализу развития предприятий, однако в дальнейшем стала полноценной областью разработки самостоятельных подходов и теорий. Сам термин «жизненный цикл предприятия» в большинстве источников энциклопедического характера принято трактовать как «период деятельности предприятия». Вместе с тем, следует понимать, что сам по себе термин «цикл» предполагает возможность неоднократного повторения явлений схожего характера с определенной периодичностью. И, несмотря на то, что каждое предприятие имеет свой уникальный путь, можно определенно говорить о наличии различимых закономерностей развития, которые и позволили исследователям обратить внимание на возможность существования жизненного цикла предприятия.

     Зарубежные  исследования по проблеме жизненного цикла предприятия (corporate life cycle) характеризуются широким охватом различных аспектов деятельности компаний и в значительной мере устоявшимся методологическим (и терминологическим) аппаратом, что в первую очередь относится к вопросу определения перечня стадий жизненного цикла. В большинстве случаев в современных исследованиях используется стандартный подход к выделению указанных этапов (иногда с несущественными отклонениями, обуславливаемыми спецификой конкретного исследования и требованиями детализации анализа). Чаще всего используются способы разбиения жизненного цикла, подразумевающие выделение от 3 до 5 его стадий. Заметно менее однозначно исследователями решается вопрос определения критериев, на основе которых могут делаться выводы о принадлежности конкретного предприятия к той или иной стадии жизненного цикла. Далее будут рассмотрены отдельные подходы к анализу жизненного цикла предприятия (выделение стадий и установление критериев), использующиеся в работах зарубежных исследователей.

     В теории жизненного цикла фирмы, предложенной в работе Д. Мюллера (16), приводится сценарий, типичный (по мнению автора) для развития большинства компаний. Согласно этой теории главным препятствием для создания нового предприятия является проблема неопределенности. Фирмы возникают в условиях неопределенности в случаях, если индивид или группа индивидов понимают, что имеют специфичные знания или навыки, которые могут позволить им создать инновационный продукт, новую технологию сбыта или высокоэффективную организационную структуру для своей фирмы. Этот этап условно обозначается как зарождение предприятия. Дальнейшим шагом в реализации идеи является привлечение необходимых финансовых ресурсов с возможным входом в собственность стратегических инвесторов. В случае если лежащая в основе нового предприятия идея оказывается рыночно удачной, фирма входит в стадию расширения. Первый этап расширения, характеризующийся бурным ростом, в большинстве случаев вызывает у инвесторов желание реинвестировать большую часть полученной прибыли, а иногда и привлечь дополнительный заемный капитал. По мере приспособления конкурентов компании и внедрения в деятельность инновационной идеи, дававшей компании конкурентное преимущество, снижается рентабельность ее деятельности. В ряде случаев на этом этапе компания также сталкивается с проблемой насыщения рынка. В такой ситуации менеджер, максимизирующий благосостояние акционеров, начинает выплачивать дивиденды. По мере постепенного снижения рентабельности предприятия помимо прибыли начинает постепенно изыматься и основной капитал. После того, как капитал компании уравнивается с ее внешними обязательствами, идея предприятия становится полностью выработанной, и оно перестает существовать.

     В исследовании Дж. Агарони, Х. Фалька и  Н. Иехуды (14) со ссылкой на подход, сложившийся в рамках теории жизненного цикла предприятия, выделяются четыре основные стадии развития:

     1. Зарождение (startup)

     2. Рост (growth)

     3. Зрелость (maturity)

     4. Спад (decline, stagnation)

     При этом отмечается, что основные различия в тенденциях развития предприятия на различных стадиях заключаются в таких характеристиках, как степень неопределенности, с которой сталкивается компания, структура активов и наличие возможностей для осуществления инвестиций.

 

 Г. Липпитт и  У. Шмидт разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе, основанную на принципе управленческого участия. Они предложили три стадии  развития корпораций:

  • рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
  • юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
  • зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.

     Л.Грейнер при создании своей модели опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.

     Таким образом, жизнь организации состоит  в продвижении компании через  стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция – бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.

     В модели У. Торбета организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.

     Ф. Лиден предложил подход к определению жизненного цикла на основе наличия определенного типа функциональных проблем. На различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.

     Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация  и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.

     На  втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.

     Третья  стадия характеризуется приданием  особого значения постановке целей  и получению прибыли.

     На  четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов  и институализации структур.

     Организационная структура, по мнению этих исследователей Д. Кац и Р. Кан, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого рассматриваются три основные стадии развития организации:

  • стадия простых систем;
  • устойчивая стадия организации;
  • стадия разработки структур.

     Представление социальной организации в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.

     В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные  модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности  деятельности организации и определении  ее критериев на различных стадиях.

     Наряду  со сравнительно упрощенным подходом к моделированию жизненного цикла предприятия существуют теории и модели, предлагающие более детализированное его разбиение на разнородные стадии. Более высокая детализация разбиения может быть необходима при принятии управленческих решений, консультировании предприятий по вопросам их организационной структуры, распределения полномочий, выбора механизмов осуществления внутрифирменных взаимодействий. Среди моделей, предлагающих углубленный анализ особенностей функционирования компаний на различных этапах жизненного цикла, следует выделить модель И. Адизеса (12), описанную в книге «Corporate Life Cycles». В своем исследовании автор проводит аналогию эволюции организации со схожими биологическими процессами, происходящими в развитии живых организмов, что позволяет характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую. Процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный и заранее предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы. Однако исследователем выявлено основное отличие организационного развития от биологического: в состоянии расцвета организация может находиться долгое время при условии обеспечения верного стратегического и тактического управления. Помимо этого организация может восстановиться и продолжить свой рост, даже если в настоящее время находится на стадии спада при условии внедрения принципиально нового стиля руководства, при необходимости – смены ориентиров, ценностей, установок и т.д.

Информация о работе Цикл жизни предприятия и тенденции ее развития