Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад

Описание работы

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Работа содержит 1 файл

диплом по малому бизнесу.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

      Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 88-ФЗ "Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства".

      Здесь необходимо обратить внимание на термин "кредитные организации". Понятие его дано в п. 1 ст. 1 Закона о банках: "Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество".

      Кредитные организации могут существовать либо в форме банков, либо в форме небанковских кредитных организаций. Отличие между ними состоит в наборе тех банковских операций, которые вправе выполнять банк или небанковская кредитная организация.

      Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Закона о банках). Таким образом, Закон о банках не предусматривает каких-либо исключений для банков на занятие кредитованием, т.е. любой банк может заниматься кредитованием субъектов МП.

      Особый статус имеет Банк России. Правовое положение его регулируется специальным актом - Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 18 июля 2005 г., далее - Закон о Банке России)*(227). Ограничение компетенции Банка России выражено в ст. 49 данного закона, согласно которой Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и в регионах, где отсутствуют кредитные организации). Следовательно, Банк России не может непосредственно выдавать кредиты субъектам МП за некоторыми исключениями.

      Понятие небанковской кредитной организации дано также в ст. 1 Закона о банках - это "кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России". Таким образом, регулирование деятельности небанковских кредитных организаций осуществляется в основном Банком России.

      Исходя из нормативных актов Банка России, можно выделить три вида небанковских кредитных организаций:

      - небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции (НДКО);

      - небанковские кредитные организации, осуществляющие операции по расчетам (НКО);

      - организации инкассации.

      Правовое положение первого вида регулируется положением Банка России от 21 сентября 2001 г. N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции"*(228). Такие организации вправе осуществлять следующие виды операций:

      - привлечение депозитов (при этом существуют два ограничения: депозиты могут привлекаться только от юридических лиц и только на определенный срок, т.е. исключаются депозиты до востребования);

      - размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

      - куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной форме (данный вид операций может осуществляться НДКО только от своего имени и за свой счет);

      - выдачу банковских гарантий;

      - сделки, отнесенные Законом о банках к числу прочих сделок, которые вправе осуществлять кредитные организации.

      Вторая и третья группы небанковских кредитных организаций регулируются положением Банка России от 8 сентября 1997 г. N 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации"*(229). Согласно п. 3 данного положения "расчетные небанковские кредитные организации вправе предоставлять кредиты клиентам - участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам в порядке, определенном Типовым положением Банка России о деятельности соответствующих расчетных небанковских кредитных организаций и (или) их уставом, на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности".

      Небанковские кредитные организации, осуществляющие операции по расчетам, вправе совершать следующие виды банковских операций:

      - открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

      - осуществление расчетов по поручениям юридических лиц по их банковским счетам.

      Организации инкассации вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

      Из анализа указанных положений Банка России можно прийти к выводу, что кредитованием могут заниматься только первые два вида небанковских кредитных организаций, т.е. осуществляющие депозитные и кредитные операции и операции по расчетам. Организации инкассации не могут осуществлять кредитные операции.

      Таким образом, ст. 11 Закона N 88-ФЗ распространяется не на все кредитные организации.

      Определение круга кредитных организаций, на которые распространяется указанная статья, всегда имело большое практическое значение, особенно в период становления банковского законодательства. Речь идет о том, что на момент принятия Закона N 88-ФЗ, использовавшего термин "кредитная организация", в законодательстве такой термин отсутствовал. Он употреблялся только в юридической доктрине. До 3 февраля 1996 г. в банковском законодательстве использовался термин "кредитное учреждение", перешедшее от советского законодательства. То есть на протяжении полугода не было четких правовых оснований для реализации ст. 11 Закона N 88-ФЗ, касающейся льготного кредитования малого бизнеса.

      Кроме того, даже после введения понятия кредитная организация, в нормативных актах того времени не было четкого разграничения между понятиями "банк", "кредитная организация", "небанковская кредитная организация". Нередко под кредитными организациями подразумевались только банки. В частности, в ныне отмененной Инструкции N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций"*(230) термин "кредитная организация" содержался лишь в названии данного документа. В этой инструкции речь шла исключительно о банках. Первоначальная редакция части 2 ГК РФ содержала следующее положение: "Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов". Таким образом, даже ГК РФ допускал подмену этих понятий.

      Причиной вышеуказанных разночтений являлись неточные формулировки ст. 5 Закона о банках, где перечислялись банковские операции и сделки. Во-первых, банковские операции не были как-либо отделены от банковских сделок, что не позволяло провести четкое различие между этими понятиями. Во-вторых, перечень банковских операций и сделок не был исчерпывающим, что затрудняло отделение банковской деятельности от небанковской. На практике это создавало условия для осуществления банковской деятельности организациям, не имевшим специального разрешения (лицензии) на осуществление банковских операций*(231).

      Кроме того, Закон о банках разрешал выполнять отдельные банковские операции организациям, не являющимся банками, определив их как "другие кредитные учреждения". При этом само понятие кредитного учреждения в законе не раскрывалось. Поэтому спорным являлся вопрос о причислении тех или иных организаций к числу небанковских кредитных организаций. К ним относили страховые компании, ломбарды, инвестиционные фонды, благотворительные фонды, брокерские и дилерские фирмы, лизинговые фирмы, факторинговые фирмы и т.д.*(232) Такая ситуация создавала возможности для появления различного рода организаций, название которых имело мало общего с их реальной деятельностью.

      После внесения изменений в ст. 5 Закона о банках, можно провести четкое различие между банковскими операциями и сделками. Это позволяет отличать банки от небанковских кредитных организаций, а последних от иных организаций.

      Вышеизложенное свидетельствует о том, что реализация ст. 11 Закона N 88-ФЗ с момента принятия сталкивалась с трудностями из-за несовершенства банковского законодательства. И в настоящее время банковское законодательство не отличается стабильностью, а по некоторым вопросам оно находится на стадии становления, как и законодательство о МП. Поэтому целесообразно в предложенном выше акте "О финансировании и кредитовании субъектов малого предпринимательства" четко определить круг кредитных организаций, на которые распространяется законодательство о льготном кредитовании малого бизнеса.

      Существуют особенности малого бизнеса, делающие его привлекательным для банковского кредитования. Одной из таких особенностей является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов зависимость МП от заемных средств, в том числе от кредитов банка. Это объясняется многими факторами: объективной ограниченностью свободных финансовых ресурсов, ускоренной оборачиваемостью оборотных средств, меньшими возможностями для долгосрочного планирования движения денежных потоков. В последние годы постоянно усложняются технологии финансового менеджмента, маркетинга, бухучета. Невозможность содержания в штате высококвалифицированных специалистов в этих областях определило усиление спроса со стороны субъектов МП и на консультационную поддержку со стороны обслуживающего банка.

      Наиболее важным, на наш взгляд, является следующее преимущество. Оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки. Проанализировать его намного проще, чем в случаях с холдингами, где множество "дочек" и одни могут иметь прибыль, другие - убытки, и в результате трудно понять, что же на самом деле происходит с финансовыми потоками внутри холдинга.

      Тем не менее в коммерческих банках кредитуется всего 1% малых предприятий*(233). Более чем 90% малых предприятий не могут начать работу без заемных средств. Однако только треть предпринимателей, обратившихся за кредитом, получают его*(234).

      Таким образом, взаимоотношения российских банков и субъектов МП носят на первый взгляд парадоксальный характер. С одной стороны, банки должны быть заинтересованы в предоставлении кредитов субъектам МП, поскольку получают за них проценты, т.е. прибыль, но, тем не менее, они кредитуют малые предприятия весьма неохотно. С другой стороны, малые предприятия очень нуждаются в кредитах, но избегают обращаться за ними в банк. Исследование, проведенное в России ОЭСР, показывает, что более 70% малых и средних предприятий финансируются за счет своих собственных или иных ресурсов, таких, как кредиты поставщиков*(235). Результаты исследования, проведенного Ассоциацией региональных банков России (в исследовании участвовало 85 банков из 36 регионов), позволяют обобщить практику кредитования малого бизнеса*(236).

      Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю приходится 57,9% их совокупного кредитного портфеля. У предпринимателей, выбравших другое поле деятельности, шансов меньше. Малые предприятия промышленности получают лишь 10% от общего объема кредитов, предприятия в сфере услуг - 8,7%, строительства - 5%, науки 1,5%, жилищного строительства - 0,7%, другие, в том числе и в сельском хозяйстве, - 16,2%. Причем за последние три года в таком отраслевом предпочтении мало что изменилось.

      Проблемы существуют и у тех, кто кредиты выдает, и у тех, кто их хочет получить.

      Банки не заинтересованы в выдаче кредитов субъектам МП по целому ряду причин.

      Во-первых, для банков работа с малыми предприятиями, которые берут небольшие кредиты, неэффективна. Рассмотрение большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке для банков нерентабельно. Это связано с отсутствием отработанных технологий по кредитованию малых предприятий. Банку гораздо проще оформить один кредит или кредитную линию на сумму несколько миллиардов рублей или десятков миллионов долларов, чем возиться с маленькими кредитами. Связано это с тем, что банки используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков. Кредитование малого бизнеса осуществляется быстрее в тех банках, где используется экспресс-анализ, скорринг (определение вероятности возврата кредита заемщиком с помощью электронной экспресс-оценки платежеспособности клиента). К сожалению, для небольших банков это дорогое удовольствие.

Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты