Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:39, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного изучения существующих взглядов и представлений, действующего законодательства, обобщения опыта в отношениях, возникающих при осуществлении правовой защиты прав субъектов предпринимательства, изучить формы и способы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Способы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей
Глава 2. Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей
2.1 Внесудебные формы защиты
2.2 Судебные формы защиты
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

Деятельность  третейских судов направлена, прежде всего, на примирение сторон. Как правило, решение по существу спора принимается  только тогда, когда третейский суд  убеждается в невозможности достижения мирового соглашения между участниками  спора[40].

На мой  взгляд, важной чертой третейского  суда является то, что одним из принципов  его работы является принцип конфиденциальности, а, как показывает практика, конфиденциальность вообще очень важна в предпринимательской  деятельности, а при рассмотрении споров особенно. Если государственный  суд только в исключительных случаях  объявляет судебное заседание закрытым, то принцип конфиденциальности третейского  разбирательства означает, что если стороны не предусмотрели иного, то дело должно быть рассмотрено в  закрытом заседании. Но не только в  этом выражается принцип конфиденциальности. В законодательство включена норма, устанавливающая свидетельский  иммунитет третейских судей. Это  означает, что третейский судья не может быть допрошен по тем обстоятельствам, которые ему стали известны в  ходе рассмотрения спора[41]. Причём свидетельский иммунитет третейского судьи действует как в рамках гражданского, так и в рамках административного и уголовного дела.

Существуют  как международные коммерческие суды, так и внутренние третейские суды. Их деятельность регулируется различными законами – Федеральным законом  от 24 июля 2002 года «О третейских судах  в Российской Федерации» и Законом  РФ от 07 июля 1993 года «О международном  коммерческом арбитраже». Некоторые  авторитетные российские третейские суды совмещают функции как внутренних, так и международных третейских судов. Так, например, Третейский суд  при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате рассматривает споры, как  между российскими предпринимателями, так и споры российских и иностранных  коммерсантов.

Третейские  суды могут создаваться в двух формах. Наибольшее распространение  получили постоянно действующие  третейские суды. Чаще всего они  создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, саморегулируемых организациях предпринимателей, общественных объединениях, создаваемых представителями бизнеса. Постоянно действующие третейские суды действуют на постоянной основе, имеют свои регламенты, положения, списки третейских судей, штатных технических сотрудников.

Другая форма  создания третейского суда – создание третейского суда для разрешения конкретного спора. Юристы называют такие суды ad hoc.[42] Суды ad hoc создаются исключительно с целью рассмотрения одного спора и с его разрешением прекращают своё существование. Как правило, правила разбирательства и процедуры рассмотрения спора в таких судах создаются самими участниками спора. Эти правила должны быть в обязательном порядке согласованы между сторонами. Это вполне естественно, очевидно, что без согласовательных процедур спор не может в данном случае быть рассмотрен.

Третейские  суды, являясь по сути частными судами, наделены и определёнными публично значимыми функциями. В частности, третейский суд, если стороны не договорились об ином, вправе по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, какие он считает необходимым. В этом случае в процедуре принятия обеспечительных мер участвует государственный суд, который принимает окончательное решение об обеспечительных мерах на основании заявления заинтересованной стороны и решения третейского суда.

Весьма важными  являются требования к профессиональной квалификации третейских судей. Если дело рассматривается единолично, то третейский судья в обязательном порядке  должен иметь высшее юридическое  образование. В том случае, если спор рассматривается коллегиально, высшим юридическим образованием должен обладать как минимум председатель состава  третейского суда, рассматривающего дело. Установление данной нормы необходимо, так как разрешение споров в третейском суде является правоприменительным  процессом, в связи с чем правоприменитель (в данном случае эту функцию выполняет третейский судья) должен иметь необходимые познания о праве.

Главное требование, которому должен отвечать третейский судья – это его возможность  и способность обеспечить беспристрастное, независимое, справедливое и законное разрешение переданного ему на рассмотрение спора. Не случайно в старину единственным постоянным качеством, которое должно было присутствовать в третейском суде, заключалось «в названии их добрыми  людьми»[43].

При формировании состава третейского суда должна быть обеспечена независимость третейского  суда от участников спорных правоотношений и от учредителей этого суда.

Действующее законодательство устанавливает требование о том, что число третейских судей, рассматривающих дело, должно быть нечётным. Установление этого правила  объясняется тем, что третейские судьи, рассматривающие дела обладают равными правами в принятии решения, и в случае если спор будет решаться чётным количеством судей, то возможность принятия решений может оказаться парализованной.

В соответствии с законодательством состав третейских судов может быть сформирован  тремя способами. Во-первых, формирование состава третейского суда может  производиться по правилам, установленными самими сторонами. Во-вторых, в постоянно  действующем третейском суде порядок  формирования состава третейского  суда может быть установлен правилами  этого суда. В-третьих, если стороны  не установили правил формирования состава  третейского суда, а правила постоянно  действующего третейского суда не содержат соответствующих нормативных предписаний, то порядок формирования состава  третейского суда производится в  соответствии с правилами, установленными в п. 4 ст. 10 Закона о третейских судах. Причём приоритет остаётся за правилами, установленными самими сторонами.

При разрешении спора третейский суд не связан теми строгими формальными правилами, которые  характерны для государственного судопроизводства. Третейское разбирательство производится прежде всего по правилам, которые устанавливаются обеими сторонами при достижении соглашения о передачи дела на рассмотрение третейского суда. Если же стороны не установили правил рассмотрения споров, действуют правила постоянно действующего третейского суда, в котором происходит судебное разбирательство. Правила постоянно действующего третейского суда обычно устанавливают дополнительные требования к процедурам третейского разбирательства. Например, регламент третейского суда саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» предусматривает, что исковое заявление и приложенные к нему документы представляют в суд в пяти экземплярах[44].

Правила третейского  разбирательства, установленные сторонами  не могут противоречить тем положениям Закона о третейских судах, которые имеют обязательный характер и не могут быть изменены соглашением сторон. Например, не может быть изменена приведённая выше норма о нечётном количестве судей. Стороны не могут заключить соглашение о том, что к правоотношениям между сторонами, являющимися субъектами гражданского права России, не применяются нормативные правовые акты Российской Федерации. Третейский суд может прибегать к правилам, которые установлены гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством.

Решение третейского  суда является актом юрисдикционного органа, разрешающего гражданско-правовой спор. Будучи актом правоприменения решение третейского суда должно быть законным и обоснованным. Решение по делу является актом, которым завершается третейское разбирательство по существу.

Несмотря  на схожесть между решением третейского  суда и решением государственного суда как актами юрисдикционных органов существует ряд различий между такими актами[45]. Во-первых, решение третейского суда не является общеобязательным актом. Во-вторых, принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда. В-третьих, по формально-юридическим признакам решение третейского суда отличается от решения суда государственного тем, что оно не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Как правило, решения, принимаемые третейским судом, исполняются добровольно. Но законодательство не исключает возможности оспаривания  решения третейского суда в государственном  суде. Однако полномочия государственного суда, в котором оспаривается решение  третейского суда, при проверке этого  решения ограничены. Государственный  суд вправе проверять решение  третейского суда только по формальным основаниям. При рассмотрении заявления  об отмене решения третейского суда арбитражный суд не вправе пересматривать решение по существу[46].

В том случае если решение третейского суда не исполняется добровольно, законодательство допускает возможность его принудительного  исполнения. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется через государственный суд, который  прежде чем разрешить принудительное исполнение, осуществляет проверку решения  третейского суда. Однако и в этом случае полномочия государственного суда ограничены только формальными основаниями[47].

Моментом  вступления решения третейского  суда в законную силу считается следующий  день после даты вынесения этого  решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным  коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается  следующий день после истечения  срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения  должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка  урегулирования спора, определенного  законом или договором, иск оставляется  без рассмотрения[48].

Ещё раз хочется  подчеркнуть, что основная цель третейского  разбирательства - достижение мирового соглашения сторон. Это положение  часто закрепляется в регламентах  третейских судов в качестве одной  из целей (например, § 15 Регламента Третейского  суда при Союзе юристов) или же в качестве основной цели (пункт 6.5 Регламента Сибирского третейского суда).

Интересное  мнение высказано А.Сергеевым, председателем  третейского суда АО “Автосельхозмаш-холдинг”. В своей статье “Третейский суд: опыт работы” он предлагает «ради интересов дел, ради интересов предприятий, организаций, ради того, чтобы избавить арбитражные суды от обязанности выдавать приказы по делам третейских судов, рассмотрение которых по существу ими не производилось», в порядке эксперимента разрешить одному или нескольким постоянно действующим третейским судам выдавать исполнительные документы по рассмотренным спорам[49]. По мнению А.Сергеева это даст возможность предприятиям и организациям быстрее восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы, повысит эффективность деятельности постоянно действующих третейских судов, позволит значительно сократить количество обращений в арбитражные суды по делам третейских судов, если эти обращения будут касаться только вопроса правомочности принятия к рассмотрению третейским судом конкретных дел. Интересная на первый взгляд инициатива, тем не менее, вряд ли может быть реализована. Ведь третейский суд не является государственным органом, в то время как исполнительный лист – это документ, по которому «даётся старт» исполнительному производству, фактически действиям государства по принуждению к исполнению решения суда. Вполне резонно, что выдача исполнительного листа по решениям третейских судов возможна только после проверки законности этих решений судами государственными, в частности арбитражными судами.

Таким образом, необходимо отметить, что сущность внесудебного порядка защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей состоит в том, что предприниматель  может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно  нарушителю, не обращаясь с иском  в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований предпринимателей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, нарушителю добровольно удовлетворить  обоснованные требования, позволяя быстро восстановить нарушенное право.

Предприниматель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно  нарушителю права. Причём претензионная  форма защиты нарушенного права  часто является обязательным досудебным действием.

Решение бесспорных дел возложено на нотариат, который  обеспечивает защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей путём совершения нотариальных действий от имени государства.

Важную роль в защите нарушенных прав и законных интересов предпринимателей играет прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением законности, в том числе, в сфере предпринимательской  деятельности.

Субъекты  предпринимательской деятельности так же могут отстаивать свои нарушенные права и законные интересы в третейских судах. Разрешение споров в третейских судах происходит, как правило, значительно быстрее, чем в судах государственных, и направлено на примирение сторон.

Какую бы из внесудебных форм защиты нарушенных прав и законных интересов ни избрал бы субъект предпринимательства, он не может быть лишён права обратиться с исковым заявлением в суд.

 

2.2 Судебные формы  защиты прав и  законных интересов  предпринимателей

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов  по защите нарушенных или оспариваемых прав[50]. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.

Информация о работе Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей