Франчайзинговые формы предпринимательства: мировой опыт и практика применения этой формы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Любой вид бизнеса можно построить по франчайзинговой схеме. Международная ассоциация франчайзинга выделяет более 70 отраслей и секторов экономики, в которых можно использовать подобные схемы. Это бухгалтерский учет, ремонт автомобилей, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечения, прокат специального оборудования и многое другое.

Содержание

Введение.
Часть 1.
1.1 Что такое франчайзинг?
1.2 История
1.3 Использование франчайзинга в мире
Часть 2
2. 1 Виды франчайзинга.
2.1.1 Франчайзинг товара
2.1.2 Производственный франчайзинг
2.1.3 Сервисный франчайзинг
2.1.4 Франчайзинг бизнес-формата
2.2 Формы франчайзинга
2.2.1 Прямой франчайзинг
2.2.2 Последовательный франчайзинг
2.2.3 Субфранчайзинг
2.2.4 Мастер-франчайзинг
Часть 3.
3.1Использование франчайзинга в России.
3.2 «Скрытый» франчайзинг в России.
3.3 Франчайзинг в торговле одеждой и обувью
3.4 Франчайзинг на рынке ресторанных услуг
3.5Российская ассоциация франчайзинга (РАФ)
3.6 Юридическая специфика
3.7 Дополнительные сведения
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Государственный университет

Высшая  школа экономики 
 
 
 
 

Курсовая работа на тему: «Франчайзинговые формы предпринимательства: мировой опыт и практика применения этой формы в России  ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2007-04-15 г.

 

Содержание:

Введение.

Часть 1.

1.1 Что такое  франчайзинг?

1.2 История

1.3 Использование  франчайзинга в мире 

Часть 2

2. 1 Виды франчайзинга.

2.1.1 Франчайзинг  товара 

2.1.2 Производственный  франчайзинг 

2.1.3 Сервисный  франчайзинг

2.1.4 Франчайзинг  бизнес-формата 

2.2 Формы франчайзинга

2.2.1 Прямой франчайзинг

2.2.2 Последовательный  франчайзинг

2.2.3 Субфранчайзинг

2.2.4 Мастер-франчайзинг 

Часть 3.

3.1Использование  франчайзинга в России.

3.2 «Скрытый»  франчайзинг в России.

3.3 Франчайзинг  в торговле одеждой и обувью

3.4 Франчайзинг на рынке ресторанных услуг

3.5Российская  ассоциация франчайзинга (РАФ)

3.6 Юридическая  специфика

3.7 Дополнительные  сведения 

Заключение.

 

     

Введение.

Франчайзинг часто  оказывается лучшим путем к успеху для будущего предпринимателя. Банкротства  здесь случаются намного реже, чем в других видах бизнеса, поскольку более крупная организация защищает франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов. По статистике, после года работы среди франчайзи ушедших с рынка или разорившихся в 4-5 раз меньше, нежели среди обычных предпринимателей.

Любой вид бизнеса  можно построить по франчайзинговой  схеме. Международная ассоциация франчайзинга выделяет более 70 отраслей и секторов экономики, в которых можно использовать подобные схемы. Это бухгалтерский учет, ремонт автомобилей, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечения, прокат специального оборудования и многое другое.

В последние  годы франчайзинг развивается особенно быстро. В Германии насчитывается  сегодня 800 франчайзинговых систем с 37 100 операторами, при том что в 1987 году их было 180 и 9000 соответственно. Многие давно существующие фирмы в рамках реорганизации или расширения своей деятельности все активнее используют франчайзинговые схемы. В России франчайзинг находится на начальном этапе своего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1.

1.1 Что такое франчайзинг?

Суть франчайзинга состоит в продаже своего бизнеса  под общим именем как можно  большему числу предпринимателей или  компаний. Во франчайзинге участвуют  две стороны: правообладатель г  франчайзер, который сдает или отдает на определенных условиях свой брэнд и систему ведения дела, и один из операторов сети г франчайзи, приобретающий этот брэнд и технологию. Франчайзи получает возможность вести собственный бизнес, пользуясь уже раскрученным брэндом, с соответствующей рекламной и маркетинговой поддержкой. Неизбежная при этом потеря индивидуального лица и доли самостоятельности компенсируется большей надежностью развитого бизнеса.

У франчайзера  две основные выгоды: возможность  дополнительно заработать на стоимости контракта-франшизы, оборудования, продаже продукта или услуги и на продвижении брэнда. Чем больше франчайзи, тем больше узнаваемость, а значит, больше доверие. К примеру, знаменитый бутербродно-салатный Subway, открывший больше полутора десятка тысяч своих точек по всему миру, не владеет ни одной из них г все кафе в собственности франчайзи.

Такое сотрудничество выгодно для обеих сторон. Франчайзер помогает франчайзи занять долю рынка, передает ему свой фирменный стиль, логотип, обеспечивает всесторонней помощью и поддержкой. При этом франчайзи является независимым предпринимателем, административно напрямую не подчиняется франчайзеру, так что успех дела зависит в первую очередь от него самого. После открытия бизнеса франчайзер продолжает консультировать франчайзи по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга.

Право пользования  конкурентными преимуществами, которые  предоставляются независимому предпринимателю, ограничено со стороны франчайзера  правом отдавать распоряжения, опекой и контролем. Франчайзинг представляет собой стабильные долгосрочные договорные отношения между франчайзером и сетью франчайзи, в рамках которых правообладатель разрабатывает бизнес-концепцию. Это производственная или сервисная программа, которая включает рекламу, брэнд, производственную и маркетинговую технологии, оформление помещений и обучение персонала. Вкладом франчайзи в это партнерство являются работа, капитал и информация.  
 
 

1.2 История

Франчайзинг возник в 1851 году. Компания Singer, не имея финансовых возможностей для создания сети собственных дилеров на других территориях, стала продавать права на распространение своей продукции независимым продавцам. Компания начала заключать контракты на франчайзинг, что дало возможность с большей легкостью осваивать новые территории, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска. Такие договоры явились прообразом современных франчайзинговых соглашений.

В 1880 году европейские  города стали предоставлять монопольные  франшизы уличным перевозчикам, а  также франшизы на эксплуатацию канализационной системы и использование воды, газа, позднее и электричества.

В 1890 с 1900 годы нефтеперерабатывающие  и автомобильные компании стали  развивать дистрибьюторскую сеть. Однако тогда франчайзингом называлось только распространение прав на торговлю продукцией производителя.

После Второй мировой  потребность в товарах и услугах  увеличилась. Франчайзинг оказался идеальной моделью бизнеса для  быстрого развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного  питания. Тогда произошел качественный скачок в развитии франчайзинга как очень перспективной формы ведения бизнеса. Именно

в 1950 годы Рэй  Крок, продавец аппаратов для производства молочных коктейлей, посетил паркинг-ресторан быстрого обслуживания, управляемый  братьями Макдональдами, и выкупил права на франшизу их бизнеса.2

Однако не обошлось без кризиса. В 1960с70-е годы разразились  многочисленные скандалы, которые на некоторое время скомпрометировали  идею франчайзинга. Первой причиной стало  то, что некоторые авантюристы создавали франчайзинговые компании с целью собрать деньги и исчезнуть. Второй г появление нежизнеспособных фирм, которые быстро разорялись и разоряли массу дочерних фирм. Результатом подобных мошеннических операций стало осознание необходимости законодательно упорядочить ведение бизнеса по таким схемам. Создание Международной (IFA) и Европейской (EFF) ассоциаций франчайзинга способствовало правовой защите системы франчайзинга. Что, в свою очередь, вызвало франчайзинговую революцию, открыв франчайзингу путь к 70 областям бизнеса: от ремонта автомобилей и пекарен-кондитерских до картинных галерей и оздоровительных центров. Baskin Robbins и McDonald's г наиболее очевидные примеры успешности предприятий данного типа.

В процессе эволюции современный франчайзинг прошел через два основных этапа: этап традиционного франчайзинга, использовавшегося в трех отраслях г продажа автомобилей и бытовой техники, розлив и продажа прохладительных напитков, реализация нефтепродуктов; и этап франчайзинга бизнес-формата, который характеризуется тем, что сделки по франчайзинговым схемам начинают регламентироваться ассоциациями франчайзинга различных стран. 
 
 
 
 

1.3 Использование франчайзинга в мире

На данный момент основными экспортерами франчайзингового бизнеса по всему миру являются США, Канада, Япония, Австралия, лидер Европы с Германия, Великобритания и Франция.

Бесспорный мировой  лидер и родоначальник современного франчайзинга г США. На 1997 год доля франчайзинговых компаний превышала 40% общего объема торговли на американском рынке. Объем розничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга, в США составил более $1 трлн. В первые пять лет ведения бизнеса в США прекращают свое существование 85% обычных компаний и 15% франчайзинговых предприятий. В США насчитывается около 75 000 франшизных точек, а на одного франчайзера их приходится в среднем 230.

В Европе лидирует Германия г там 530 франчайзеров лицензировали 22 000 дочерних компаний. А в роли аутсайдера выступает Дания г там насчитывается 98 материнских компаний и 2000 франчайзи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2

2. 1 Виды франчайзинга.

Франчайзинг в  зависимости от направления бывает четырех видов:

  • франчайзинг товара,
  • производственный франчайзинг,
  • сервисный франчайзинг,
  • франчайзинг бизнес-формата.

2.1.1 Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Схема отношений при этом проста (рис. 4).3 

Розничная торговля

 
 

производитель

  

Или

 

                Оптовая торговля
                производитель
                Розничная торговля
 

Или 

производитель оптовая торговля Розничная торговля
 
 

Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера. Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обес-печивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта.

Поскольку в  подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной.

В тех случаях, когда торговое предприятие специализируется на отдельной группе товаров, франчайзинг товара имеет право на жизнь, так как продавец организует продажу товара конкретной фирмы и имеет возможность привести свой имидж в соответствие с имиджем производителя и быть узнаваемым на рынке аналогичных товаров. Примером эффективной работы в этом направлении может служить компания «Дженерал моторс», которая до настоящего времени является лидером автомобильной промышленности.

Можно привести пример и из российской практики. К  сожалению, он имеет негативный характер. К 1997 г. крупнейшим производителем машин АвтоВАЗом был полностью утрачен контроль на рынке в связи с отсутствием единой маркетинговой и ценовой политики, произвольным поведением посредников и дилеров. Разброс цен у дилеров составлял порядка 2 тыс. долл., в ряде случаев дилеры продавали машины дешевле заводской цены, что, естественно, привело к большим сложностям со сбытом продукции.

Может быть применен в системе сбыта нефтепродуктов, особенно при выделении автозаправочных станций из более крупных сбытовых структур. Хотя в связи с изменением предпочтений потребителей к системе услуг, оказываемых на АЗС, применение чистого франчайзинга товара в этой отрасли ограничено. Наиболее эффективной формой отношений здесь будет франчайзинг бизнес-формата, о котором речь пойдет ниже. Франчайзинг в нефтеперерабатывающей промышленности наиболее распространен в Австралии.

Франчайзинг товара может быть также использован при продаже косметики и фирменной одежды. Примером товарного франчайзинга в России является компания «Ле Монти». Однако в России в условиях повсеместного использования различных заметных и вексельных схем оплаты продукции франчайзинг товара вряд л и получит широкое практическое применение. 
 

Информация о работе Франчайзинговые формы предпринимательства: мировой опыт и практика применения этой формы в России