Характеристика объектов управления муниципальной собственностью. Определение балансовой и ликвидационной стоимости имущества предприя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.1

Работа содержит 1 файл

45106.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

1. Характеристика объектов  управления муниципальной собственностью

 

В соответствии со статьей 8 Конституции  Российской Федерации в Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности  муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.1

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса  Российской Федерации: "имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью".2

Г.Н. Чеботарев определяет "право муниципальной собственности в объективном смысле как институт отрасли муниципального права, охватывающий систему норм права, регулирующих отношения присвоенности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц". Право муниципальной собственности, по его же мнению, в субъективном смысле обозначает "юридически обеспеченное господство муниципального образования над имуществом, которое выражается во владении, пользовании, распоряжении им и устранении всех иных лиц от вмешательства в такое господство"3.

Характерными особенностями муниципальной  собственности являются:

  • непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества;
  • воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;
  • отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности;
  • муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

Наличие муниципальной собственности  – одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.4

В качестве субъектов муниципальной  собственности выступают городские  и сельские поселения, другие муниципальные  образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

Круг объектов права муниципальной  собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесены объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, например, боевое оружие.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

  • средства местного бюджета,
  • муниципальные внебюджетные фонды,
  • имущество органов местного самоуправления,
  • муниципальные земли и другие природные ресурсы,
  • муниципальные предприятия и организации,
  • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
  • муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
  • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,
  • другое движимое и недвижимое имущество.5

Статья 9 Конституции России выделяет в числе возможных объектов муниципальной  собственности землю и природные ресурсы.6 Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.

Исходя из анализа существующих классификаций объектов муниципальной  собственности, выделим критерии классификации муниципальной собственности (таблица 1).

 

Таблица 1

Классификация объектов муниципальной  собственности7

Критерии классификации

Виды объектов муниципальной собственности

Видовой состав

- материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты);

- нематериальные 

Назначение

- для осуществления хозяйственной  деятельности;

- для обеспечения выполнения  управленческих и иных нехозяйственных  функций

Режим функционирования

- находящиеся в муниципальной  казне и непосредственно управляемые самим собственником;

- находящиеся в муниципальной  казне и передаваемые в аренду;

- переданные на праве хозяйственного  ведения муниципальным унитарным  предприятиям;

- переданные на праве оперативного  управления муниципальным учреждениям;

- находящиеся в безвозмездном  пользовании 

Функциональное назначение, т.е. сферы  удовлетворяемых общественных потребностей

- объекты социальной сферы и  ЖКХ;

- транспорт и связь;

- торговля, бытовое обслуживание, строительство;

- недвижимость, прежде всего земельные ресурсы

Характер выражения объектов

- стоимостной;

- вещественный

Степень доходности

- доходообразующие;

- самофинансируемые;

- бюджетообременительные

Происхождение

- естественные или природные;

- искусственные, т.е. созданные  человеком

Степень готовности к эксплуатации

- готовые к использованию;

- предназначенные для реконструкции  и капитального ремонта;

- незавершенные строительством


 

Развернутая классификация объектов муниципальной собственности в  зависимости от режима функционирования представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования8

 

Также можно условно классифицировать все объекты муниципальной собственности на три группы, определенные ниже. Данная классификации впервые была введена в городе Денвере, штат Колорадо, США.

Классификация покрывает только недвижимое имущество, так как предполагается, что движимое имущество, как правило, входит в имущественные комплексы  с недвижимостью и поэтому  разделяет ее судьбу. Она ни в коем случае не является самоцелью, однако она нужна для того, чтобы выработать различающиеся бюджетные и договорные политики для каждой группы. Другими словами, классификация – это основа для дальнейших шагов по финансированию и содержанию объектов, итак объекты можно классифицировать по группам:

Группа "А", "Основные объекты" – объекты, используемые для обеспечения функций управления и жизнеобеспечения муниципального образования. Например, само здание исполнительного органа местного самоуправления и объекты инженерной инфраструктуры могут быть отнесены к этому типу.

Объекты, связанные с предоставлением  тех услуг, которые государственное  законодательство или местное сообщество определяют в качестве обязательных. Так, образовательные школы, объекты для оказания базовых медицинских услуг и объекты базовой инженерной инфраструктуры (дороги, каналы, водопроводные линии) часто рассматриваются как относящиеся к этой группе. В то же время, рекомендуется не включать в данную группу такие объекты, как учреждения системы высшего образования (филиалы университетов, колледжи), специализированных образовательных (например, музыкальные школы) и специализированных медицинских услуг (кардиологическая клиника), которые выходят за рамки обязательного списка услуг, являющихся обязанностью властей муниципального образования.

Группа "Б" "Дополнительные объекты" – объекты, используемые для осуществления функций и услуг, не включенных в список обязательных, но признаваемых местным самоуправлением в качестве социально или политически важных. Примеры объектов из этой группы – здания и помещения, используемые для оказания специализированных медицинских услуг, городские парки. Такие объекты не являются жизненно необходимыми для функционирования муниципального образования, и в связи с тем, что местный бюджет ограничен, такие объекты не финансируются в полной мере.

Группа "В" "Избыточные объекты" – объекты, используемые для осуществления тех функций и услуг, которые не были включены ни в перечень обязательных, ни в перечень социально или политически важных. К этой группе следует отнести все остальные объекты, в частности, имеющиеся коммерческие и нежилые объекты. 9

Важное обстоятельство, связанное с применением данной классификации на практике, состоит в том, что разделение объектов между группами "Б" и "В" является местным политическим решением, и оно может быть разным в разных муниципальных образованиях. Например, один муниципалитет может решить, что он обязан оказывать поддержку плавательному бассейну или кинотеатру, и отнесет их к группе "Б", а другой муниципалитет решит, что он не обязан поддерживать такие объекты, и отнесет их к группе "В".

Нужно также иметь в виду, что ситуация с муниципальной собственностью динамична, так как потребности населения в общественных услугах и возможности муниципального образования меняются со временем, да и местная политика в данной сфере тоже может меняться. Поэтому классификация объектов по трем группам может со временем видоизменяться, и объекты будут переходить из группы в группу.

Что практически надо сделать, чтобы разработать классификацию объектов муниципальной недвижимой собственности?

1. Провести  полную и четкую инвентаризацию  всех объектов недвижимости, включая  все дополнительные и вспомогательные  помещения.

2. Составить  список функциональных обязанностей муниципального образования, основанный на законе и на понимании руководства, какие из обязанностей действительно должны быть их функциями. Поскольку законодательство до сих пор недостаточно четко предписывало, какие функции местного самоуправления являются обязательными, какие дополнительными, то эти решения во многом остаются на усмотрение органов местного самоуправления.

3. Составить  инвентаризационный перечень всех  объектов с указанием той функциональной  группы, к которой относится каждый объект.

4. Исходя  из реальной практики, обозначить  финансовые источники содержания  и эксплуатации каждого объекта.

5. Сверить,  соответствуют ли друг другу  предлагаемая классификация каждого  объекта и источники финансирования  его содержания и эксплуатации.10

Анализируя  эти задачи видно, что для их решения  нужны финансовые, временные и  трудовые ресурсы. Поэтому, прежде чем ожидать положительного результата от использования муниципального имущества, органы местного самоуправления и уполномоченные органы должны проделать немалую работу, для того чтобы стать полноправным собственником и распоряжаться имуществом с точки зрения эффективности.

 

2. Определение балансовой и ликвидационной стоимости имущества предприятия

Стоимость – затраты факторов производства, овеществленные в данном объекте. Оценка стоимости – определение ценности объекта в конкретный момент времени в соответствии с выбранным стандартом стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная и др. вид стоимости).11

Определяемая  стоимость имущества может быть различной. Вид определяемой стоимости обуславливает цель оценки, а метод оценки – реализацию цели оценки. Согласно федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", стоимость бывает: рыночная, стоимость объекта с ограниченным рынком, стоимость замещения, воспроизводства, инвестиционная, для целей налогообложения, ликвидационная, утилизационная, специальная и т.д.12

Под балансовой стоимостью понимается стоимость материальных и нематериальных активов, по которой они принимаются к учету. Иными словами, это стоимость имущества, которая отражена в балансе предприятия. Для более точного отражения балансовой стоимости применяется амортизация.

Имущество может быть принято на баланс предприятия по первоначальной стоимости и по восстановительной. Первоначальная балансовая стоимость будет включать затраты на приобретение, строительство, ввод в эксплуатацию новых производственных или непроизводственных активов.

Восстановительная стоимость подразумевает  стоимость приобретения имущества  по рыночным ценам на определенную дату. Если сумма первоначальной стоимости определяется как совокупность затрат, то восстановительная стоимость рассчитывается, исходя из анализа среднерыночных цен. Восстановительная стоимость часто корректируется в результате переоценки.

Балансовая стоимость постоянно  уточняется, в связи с тем, что  имущество предприятия изнашивается, т.е. учитывается его амортизация. Поэтому балансовая стоимость активов  определяется как разница между первоначальной стоимостью принятого на баланс имущества и суммой начисленной амортизации.

Необходимость определения балансовой стоимости имеет место в акционерных  обществах. Если сделка, связанная с  отчуждением или приобретением  имущества, составляет более 25 процентов стоимости балансового имущества, она считается крупной. Решение по такой сделке принимается собранием директоров или общим собранием акционеров. В случае неправильного определения балансовой стоимости в этом случае, сделка может считаться недействительной.

Необходимо помнить, что балансовая стоимость активов предприятия  должна определяться на дату совершения сделки. В акционерных обществах  довольно проблематично составить  баланс на промежуточную дату, поскольку  большинство операций совершается в конце отчетного периода. Поэтому российским законодательством предусмотрено определение балансовой стоимости активов, в целях принятия решения о размере сделки, на последнюю отчетную дату (месяц или квартал).13

Ликвидационная стоимость имущества – стоимость имущества при его вынужденной продаже. Это денежная сумма в виде разницы между доходами от ликвидации объекта и расходами на ликвидацию.14

Информация о работе Характеристика объектов управления муниципальной собственностью. Определение балансовой и ликвидационной стоимости имущества предприя