Характеристика основных методов оценки предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:05, доклад

Описание работы

Оценка бизнеса основана на использовании трех подходов: затратного, доходного и сравнительного. Каждый подход предполагает применение особых приемов и методов, основывается либо на прошлых достижениях, либо на настоящем соложении фирмы, либо на ожидаемых доходах в будущем.
Задачей в данной работе является рассмотрение основных методов оценки предприятия, базирующихся на сравнительном подходе.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………...
2
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика сравнительного подхода.….
4
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..…...….
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………..
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………...…..…………...
16

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 34.54 Кб (Скачать)

Основным отличием данного метода от метода рынка капитала является то, что первый определяет уровень  стоимости контрольного пакета акций, тогда как второй — стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета акций.  

Метод отраслевых соотношений разработан американскими специалистами и используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий.

В его основе лежит информация о  величине чистого годового дохода или  годовой выручки, исходя из которой  определяется стоимость предприятия.

В зависимости от сферы деятельности, предприятия в среднем продаются:

- бухгалтерские фирмы продаются за 50% от суммы годовой выручки;

- рекламные агентства продаются за 70% от суммы годовой выручки;

- автозаправочные станции — от 150% до 200% среднемесячной выручки;

- предприятия розничной торговли — за 75-150% суммы чистого годового дохода, стоимости оборудования и запасов;

- рестораны – от 25 до 50% годовой выручки;

- туристические агентства — от 4 до 10% от годовой валовой выручки;

- страховые агентства – от 100 до 200% от суммы годовых страховых  сборов;

- машиностроительные предприятия  — за 150-250% суммы чистого годового дохода и стоимости запасов. 

Широко известно также "золотое  правило" оценки предприятий для  некоторых промышленных отраслей экономики: покупатель не заплатит за предприятие  более четырехкратной величины среднегодовой  прибыли до налогообложения. 

Оценка рыночной стоимости активов  предприятия при банкротстве  должна осуществляться с преимущественным применением сравнительного (рыночного) подхода, поскольку она проводится для цели реализации объекта оценки.  

Что же касается ликвидационной стоимости, то в общем случае она определяется обычно как рыночная стоимость объекта  за вычетом скидки на вынужденный (ускоренный) характер продажи. Последняя может  определяться различными способами  и составляет обычно от 20 до 50%. Ситуация банкротства и ликвидации предприятия  является чрезвычайной, и вероятность  позитивного решения проблемы неплатежей, обычно связанной с этой ситуацией, зависит от ценности имущества данного  предприятия. Решение не только проблемы неплатежей, но и многих социальных вопросов для работников предприятия  в определенной степени зависит  от ценности имущества ликвидируемого предприятия.

Оценка ликвидационной стоимости  предприятия в ситуации банкротства  имеет ряд особенностей, обусловленных  в основном характером самой ситуации. Эти особенности должны учитываться  экспертом-оценщиком, заказчиком и  другими сторонами, заинтересованными  результатами оценки. 

В частности, этот вид оценки относится  к так называемым активным видам, когда на основе полученных результатов  многими заинтересованными сторонами  принимаются соответствующие управленческие решения. К активным видам относятся  оценки, связанные с конкретными  сделками купли- продажи, страхования  и др. 

Необходимо отметить также высокую  степень зависимости третьих  сторон от результатов оценки ликвидационной стоимости предприятия. В большинстве случаев пользователем ее результатов является лишь заказчик, с которым эксперт-оценщик постоянно контактирует, согласовывает цены, функции, предложения, консультируется и т. д.

В ситуации банкротства заказчиками  и пользователями оценки являются, как правило, разные субъекты. Ими  обычно бывают третьи стороны (кредиторы, инвесторы, судебные органы), которые  не имели отношения к постановке задачи оценки и постоянно полагаются на ее выводы в случае принятия управленческих решений. Они не имеют постоянного  контакта с экспертом-оценщиком  и, не зная условий задания на оценку, могут негативно интерпретировать результаты этой оценки, выполненные  экспертом.

Ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую  собственник предприятия может  получить при ликвидации и раздельной распродаже его активов. 

Оценка ликвидационной стоимости  производится в следующих случаях:

    • при оценке доли собственности, составляющей контрольный пакет акций;
    • прибыль предприятия от производственной деятельности невелика по сравнению со стоимостью ее чистых активов;
    • принято решение о ликвидации предприятия;
    • предприятие находится в состоянии банкротства.

 

 При упорядоченной  ликвидации распродажа активов осуществляется в течение разумного периода, для того чтобы можно было получить высокие цены от продажи активов. У наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около двух лет. Он включает в себя время подготовки активов и продажи, доведения информации о продаже  до потенциальных покупателей, на обдумывание  решения о покупке, аккумулирование  финансовых средств на покупку, собственно покупку, перевозку и т. д. 

Упорядоченной ликвидации активов  соответствует понятие "упорядоченная  ликвидационная стоимость предприятия".  

В отличие от упорядоченной существует принудительная ликвидация, когда активы распродаются так быстро, как это  возможно, часто одновременно и на одном аукционе. Принудительной ликвидации соответствует принудительная ликвидационная стоимость. 

В случае принятия решения о прекращении  существования предприятия определяется ликвидационная стоимость прекращения  существования активов предприятия. При этом активы не продаются, а списываются  и уничтожаются, а на данном месте  строится новое прогрессивное предприятие, способное дать значительный экономический  или социальный эффект. Здесь стоимость  предприятия представляет собой  отрицательную величину, так как  требует от владельца предприятия  определенных затрат на ликвидацию активов.

При расчете ликвидационной стоимости  в случае ликвидации предприятия  к скорректированной рыночной стоимости  необходимо прибавить затраты на его ликвидацию. Они включают в  себя комиссионные риэлторов, оценщиков  и юристов, административные издержки по поддержанию работы предприятия  вплоть до завершения его ликвидации, выходные пособия и выплаты, расходы  на перевозку проданных активов  и др.

При расчете ликвидационной стоимости, вырученной от продажи активов, денежная сумма, очищенная от соответствующих  затрат, дисконтируется на дату оценки по соответствующей ставке, учитывающей  связанный с этой продажей риск. Как правило, ликвидационная стоимость  предприятия как целого меньше, чем  сумма выручки, полученная от раздельной распродажи его активов. 

При формулировании окончательного вывода о ликвидационной стоимости предприятия  необходимо проанализировать еще раз  факторы, имеющие отношение к собственно имуществу, и расходы, связанные с уровнем управления предприятием.

Если банкротство предприятия  обусловлено низким уровнем управления, то это обстоятельство не должно негативно  отразиться на ликвидационной стоимости  предприятия. 

Если причинами банкротства  являются высокая степень износа активной и пассивной частей активов  предприятия, его местоположение, то эти факторы существенно снизят уровень ликвидационной стоимости  предприятия.

При оценке ликвидационной стоимости  необходимо разобраться в причинах банкротства, прежде чем формулировать  окончательное мнение об оценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев поставленную задачу, приходим к выводу, что сравнительный подход к оценке предприятия базируется на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопоставимых предприятий, которые основываются на основных методах: метод парных продаж; рынка капитала; сравнительного анализа продаж; отраслевых соотношений.

Сравнительный подход является одним из трех подходов, используемых в оценочной практике. Оценщик использует в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприятия (акции). Важнейшим условием применения сравнительного подхода является наличие развитого фондового рынка, а также доступность и достоверность рыночной информации.

Выведение итоговой величины стоимости предприятия осуществляется в три этапа: выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемому объекту; согласование предварительных результатов; корректировка итоговой величины стоимости.

Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности. Аналог объекта оценки - это сходный  по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам  другой объект, цена которого (стоимость  акций) известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях. Точность оценки зависит от качества собранных данных, включающих физические характеристики, время продажи, местоположение, условия  продажи и финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Баяндин Э., Шахвердова А., Оценка  и управление стоимостью компании, 2003.

2. Красовский В.М., О.В. Шепель, Особености  применения методов сравнительного  подхода в оценке бизнеса, 2004.

3. Федотовой М.А. Грязновой А.Г,  Оценка бизнеса. 2000.

4. Щербаков В.А., Щербакова Н.А., Оценка  стоимости предприятия (бизнеса), 2006.

 

 


Информация о работе Характеристика основных методов оценки предприятия