Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:24, реферат

Описание работы

Тем не менее очень многие преподаватели до сих пор не решаются начать такую деятельность. Ведь у нее есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, индивидуальному предпринимателю не нужна лицензия на образовательную деятельность, да и бухгалтерский учет вести значительно проще. С другой стороны, преподавателей волнует, не будут ли они нести более тяжелое налоговое бремя по сравнению с образовательными организациями - юридическим лицами?
В этой статье мы расскажем о нюансах индивидуальной педагогической деятельности, а также о налогах, которые должен уплачивать предприниматель.

Работа содержит 1 файл

Индивидуальный стиль педагогической деятельности.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Налог на добавленную стоимость

     С 1 января 2001 года все индивидуальные предприниматели, согласно статье 143 Налогового кодекса РФ, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Исключение составляют лишь лица, переведенные на единый налог на вмененный доход (в части, подпадающей под действие данного налога).

     Индивидуальные  предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также остались плательщиками НДС. Ведь до сих пор действует Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222. А в нем сказано, что налог на добавленную стоимость не уплачивают только организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

     Обратите  внимание: услуги в сфере образования  освобождаются от НДС, только если их оказывают некоммерческие образовательные  организации (подп.14 п.2 ст.149 НК РФ). Следовательно, на индивидуальных предпринимателей эта  льгота не распространяется. В этом случае индивидуальные предприниматели находятся в менее выгодном положении, чем юрлица.

     Правда, они могут получить освобождение, воспользовавшись правом, которое предоставляет  статья 145 Налогового кодекса РФ. Но для этого преподавателю надо соблюсти следующее условие: сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС и налога с продаж не должна превышать у них 1 000 000 руб.

     Пример 1

     Индивидуальный  предприниматель обучает дошкольников английскому языку. Он же продает им и учебники.

     В декабре 2001 года выручка от продажи  книг составила 50 000 руб., а от оказания образовательных услуг - 240 000 руб. (включая  НДС - 40 000 руб.).

     В январе и феврале 2002 года учебников  индивидуальный преподаватель не продавал, а плата за обучение составила 300 000 руб. (включая НДС - 50 000 руб.) и 360 000 руб. (включая НДС - 60 000 руб.) соответственно.

     В марте 2002 года индивидуальный предприниматель  обратился в налоговую инспекцию, чтобы получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, ссылаясь на статью 145 Налогового кодекса РФ.

     У налоговой инспекции нет оснований  для того, чтобы отказать преподавателю  в этой льготе.

     Ведь  выручка без учета НДС и  налога с продаж за три предшествующих последовательных календарных месяца у него составила 800 000 руб. Таким образом, с 1 марта 2002 года преподаватель может не уплачивать НДС в течение следующих 12 календарных месяцев, то есть до 1 марта 2003 года.

     А если в течение этого периода  у педагога выручка без учета НДС и налога с продаж за какие-либо три последовательных календарных месяца превысит 1 000 000 руб., тогда с 1-го числа месяца, в котором это произошло, и до конца освобождения ему придется платить НДС.

     Однако  для того, чтобы получить право на данную льготу, индивидуальному предпринимателю нужно подать в инспекцию соответствующее заявление. Сделать это надо до 20-го числа того месяца, начиная с которого он претендует на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. В течении 10 дней со дня представления заявления (и соответствующих документов) налоговый орган выносит соответствующее решение. В нашем примере предприниматель должен подать заявление не позднее 20 марта 2002 года.

     Но  лучше не затягивать с заявлением о получении льготы. Дело в том, что пока индивидуальный предприниматель  не получит разрешения на освобождение от НДС и будет по-прежнему составлять счета-фактуры, выделяя в них суммы этого налога, то впоследствии с даты освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика он не сможет зачесть налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг). Таким образом, выделенный в счетах-фактурах НДС придется в полном объеме уплатить в бюджет.

     Необходимо  отметить: до 1 января 2002 года реализация научной и учебной книжной  продукции освобождалась от НДС.

     А с начала 2002 года, согласно  Федеральному закону от 28 декабря 2001 г. N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", продажа таких книг облагается по ставке 10 процентов.

     Повторимся: в силу статьи 169 Налогового кодекса  РФ индивидуальные предприниматели  должны исполнять обязанности плательщика НДС и составлять счета-фактуры.

     При реализации организациями розничной  торговли и общественного питания  товаров за наличный расчет, а также  другими организациями работ  и платных услуг непосредственно  населению вместо счетов-фактур допускается выдавать кассовый чек или иной документ установленной формы. Ведь в этом случае считается, что требования по выставлению счетов-фактур будут выполнены (п.7 ст.168 НК РФ).

     Исходя  из этого, следует вывод, что Налоговый  кодекс разрешает заменять счета-фактуры первичными учетными документами только юридическим лицам. А индивидуальные предприниматели формально всегда обязаны составлять счета-фактуры при реализации образовательной услуги и не могут заменить их кассовыми чеками или бланками строгой отчетности. Тем не менее заметим, что ответственность за отсутствие счетов-фактур статьей 120 Налогового кодекса РФ предусмотрена только в отношении организаций и что возмещать "входной" НДС населению не требуется.

     Единый  налог на вмененный доход

     Однако  индивидуальная педагогическая деятельность становится более выгодной, если преподаватель  перейдет на уплату единого налога на вмененный доход.

     В соответствии с подпунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" индивидуальные предприниматели, которые консультируют, занимаются обучением, репетиторством, преподаванием или иной деятельностью в области образования, являются плательщиками данного налога.

     Порядок уплаты единого налога на вмененный доход достаточно прост, не требует ведения бухгалтерского учета по установленным формам.

     Кроме того, если правильно планировать  свою деятельность (в частности, объемы образовательных услуг, от которых  зависят доходы), то она будет выгодной. Дело в том, что размер единого налога на вмененный доход не зависит от реального дохода преподавателя и устанавливается в твердых суммах.

     Правда, есть риск неверно оценить спрос  на ту или иную услугу и не заработать более суммы, которая вменяется в качестве налоговой базы. Заметим, что налоговая база в каждом регионе своя и устанавливается региональным законом о налоге на вмененный доход.

     Например, в Нижегородской области действует  постановление областной администрации  от 27 мая 1999 г. N 144 "О введении единого налога на вмененный доход для предпринимателей, оказывающих услуги в области образования на территории Нижегородской области". Оно устанавливает, что базовая доходность для лиц, оказывающих платные образовательные услуги, за календарный месяц составляет 10 минимальных размеров оплаты труда.

     Таким образом, в Нижегородской области  предполагается, что осуществляя  индивидуальную педагогическую деятельность, предприниматель зарабатывает в  месяц всего лишь 1000 руб.

     Тем не менее базовая доходность увеличивается на 50 процентов, если индивидуальный предприниматель - кандидат наук, и на 100 процентов - если он доктор наук.

     Если  же образовательную деятельность ведет  студент вуза, то базовая доходность уменьшается на 50 процентов.

     Кроме того, сумма единого налога увеличивается или уменьшается на повышающие или понижающие коэффициенты базовой доходности. В свою очередь, они зависят от численности населенных пунктов и видов деятельности в сфере образования. Так, для городов Нижегородской области с населением от 100 тысяч до 1 миллиона человек действует понижающий коэффициент 0,8. А для населенных пунктов с численностью до 10 тысяч человек - 0,5. Если педагог обучает иностранным языкам, то его базовая доходность увеличивается в два раза. Когда готовят к поступлению в вузы, коэффициент равен 1,6, в другие учебные заведения - 1,2.

     Вмененный доход - потенциально возможный валовой  доход налогоплательщика за вычетом  потенциальных затрат. Возможный  валовой доход налогоплательщика  рассчитывают с учетом всех факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. В свою очередь, для этого используют статистические данные налоговых проверок, государственных органов и независимых организаций.

     Как же рассчитать единый налог на вмененный  доход, который должен уплачивать педагог за календарный месяц? Воспользуемся следующей формулой:

       V = С x (К1 x К2) x 15%,

     где 15% - ставка единого налога на вмененный  доход; V - сумма налога; С - базовая доходность на одного преподавателя, ведущего предпринимательскую деятельность; К1, К2 - повышающие (понижающие) коэффициенты.

     Единый  налог уплачивается ежемесячно как  авансовый платеж, равный 100 процентам  суммы налога за календарный месяц. Если же налог внести авансом за 3, 6, 9 или 12 месяцев, то при уплате он уменьшается на 2, 5, 8 и 11 процентов соответственно.

     Индивидуальные  предприниматели, которые перешли  на единый налог на вмененный доход, уже не платят налог на доходы от предпринимательской деятельности (налог с заработной платы по месту  основной работы взимается в прежнем порядке) и налог на имущество физических лиц.

     Пример 2

     Кандидат  педагогических наук зарегистрировался  в качестве индивидуального предпринимателя  и за плату готовит абитуриентов к поступлению в техникум. Свою деятельность он ведет в городе Дзержинске Нижегородской области численностью населения 300 тысяч человек.

     Сумма единого налога на вмененный доход  составляет:

     1000 руб. x 1,5 x (0,8 x 1,2) x 15% = 216 руб.,

     где 1000 руб. - базовая доходность; 1,5 - коэффициент  увеличения ставки базовой доходности для лиц, имеющих ученую степень кандидата наук; 0,8 - понижающий коэффициент, установленный для данного типа населенного пункта; 1,2 - повышающий коэффициент для данного вида деятельности.

     То  есть предполагается, что учитель  зарабатывает 1440 руб. в месяц, с которых в качестве единого налога на вмененный доход он обязан уплатить 15 процентов (216 руб.).

     Если  каждый обучающийся платит по 100 руб. в месяц, то, чтобы получить указанный  доход, преподавателю нужно набрать  группу из 15 человек. Тогда после  уплаты налога доход учителя составит 1224 руб.

     При этом сумма налога не изменится, если доход преподавателя увеличится. Например, если он наберет 10 групп.

     С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный  закон от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Этот Закон обязал плательщиков единого налога на вмененный доход уплачивать и единый социальный налог. Но для них ставка этого налога снижена до 15 процентов.

     Правда, порядок исчисления соцналога для  таких предпринимателей законодательством  пока не установлен. Поэтому им нужно  будет уплачивать этот налог на общих  основаниях.

     Практически это означает, что педагогам, осуществляющим индивидуальную деятельность, придется начислять налог на разницу между своими доходами и расходами, которые связаны с их извлечением.

     А для этого им все-таки придется вести  книгу учета.

     Так уж повелось, что плату за образовательные  услуги преподаватели берут "черным налом". Однако знайте, что это может привести не только к штрафам, но и к возбуждению уголовного дела по статье 198 Уголовного кодекса РФ.

     А.Б. Вифлеемский,директор центра экономики  образования,к. э. н.

     Т.О. Федорова,ведущий специалист-ревизор службы документальных проверок 

     МОУ ДОД «ТАВРИЧЕСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

       МОУ ДОД «Таврический Дом детского  творчества» является многопрофильным  учреждением дополнительного образования  детей Таврического муниципального  района Омской области.

       Основным видом деятельности является реализация программ дополнительного образования детей различной направленности, ориентированных на развитие личности ребенка и его социализацию, организация и проведение досуговых мероприятий.

     Школа-парк (М.А. Балабан)

     Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS.

     Прообразом  организации процесса в Школе-парке  являются открытые студии в Древней  Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества в продуктивное среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.

Информация о работе Индивидуальный стиль педагогической деятельности