История предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 09:53, реферат

Описание работы

История предпринимательства – тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Современная историческая наука проявляет большой интерес к развитию предпринимательства, имеет свои задачи. Они заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе исторических фактов в их хронологической взаимосвязи.

Содержание

1. История возникновения и сущность предпринимательства.
2. Виды и формы предпринимательства.
3. Сущность коммерческого и финансового предпринимательства.
4. Современные формы предпринимательской деятельности в России.
5. Развитие малого предпринимательства в России. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.

Работа содержит 1 файл

предпринимательство (2).doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Малый бизнес играют большую роль в национальной экономике. Он во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике  проявляется в следующем:

Во-первых, предприятия малого бизнеса вносят значительный вклад в экономику страны. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%, тогда как  в России этот показатель не превышает 12%. Доля занятого населения в предприятиях малого бизнеса в странах Европейского союза – более 80 %.

Во-вторых, малый бизнес способствует формированию конкурентной среды для крупных предприятий. Существование региональных и местных рынков, огранивает монополии и толкает производителей на создание конкурентоспособного товара за счет снижения цен, улучшения качества, диверсификации производимой продукции. Что, несомненно, положительно сказывается на потребителях.

В-третьих, происходит ускорение научно-технической революции за счет организации мелкосерийного и опытного производства, поиска разработок и внедрение новых идей.

Общеизвестно утверждение о значимости малого предпринимательства для развития и становления рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни, частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Низкая платежеспособность населения делает невыгодным, а часто невозможным развитие малых предприятий. Но можно утверждать и другое: колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто досадно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики, и для политической стабильности государства. Для спасения ситуации не достаточно улучшить законы, принять одну или несколько программ - поздно. Для спасения ситуации необходимо коренное изменение государственной политики в сфере отношений с российским производителем вообще и с малым бизнесом в частности.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг.,  в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так, в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

      Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

      Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

      Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;

      Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

      Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

      Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

      Лекарственных препаратов и медицинской техники;

      Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

      Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

              Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

   Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы:

      самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

      специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

      финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП

      учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

      создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП.

      государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

По результатам социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы малого бизнеса в России:

налоги, законодательство;

инфляция;

экономическая ситуация в целом;

поставки, дефицит;

трудности получения и высокая ставка за кредит;

неплатежеспособность партнеров, клиентов;

несовершенство банковской системы;

политическая ситуация, бюрократия;

недостаток производственных площадей, офисов;

действия правительства, властей;

коррупция, взятки;

недостаток материальной базы;

финансовая политика государства;

действия Банка России;

сбыт, поиск клиентов, потребителей;

высокие цены на сырье и материалы;

монополия государства, госпредприятий;

трудности с арендой;

разрыв экономических связей;

недостаток культуры, опыта;

необязательность партнеров;

проблемы собственности;

кадровые проблемы;

недостаток собственных средств и инвестиций;

нерентабельность производства;

громоздкая отчетность;

отсутствие льгот;

рэкет;

конкуренция;

несовершенство рынка;

недоверие западных партнеров;

отрицательное отношение к предпринимателям.

Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют о том, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще (малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике), которое позволяет предпринимательству стать ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий — в получении льготных кредитов дли осуществления конкретных проектов.

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

      формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

      создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

      установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической отчетности;

      поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

      организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются:

      оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

      финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

      предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

      льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;

      предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне это Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ и их органы на местах.

Непосредственно участвует в поддержке и развитии малого предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Информация о работе История предпринимательства