История развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Содержание

Ведение……..3
Сущность предпринимательства…………………………4
Этапы развития предпринимательства в России………………………5-7
Приватизация в России………………………………………………8-11
Политика по отношению к предпринимательству………………...12-13
Общественная поддержка предпринимательства……………………14
Заключение……………..15
Список используемой литературы…………16

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Чувашский филиал, Московского государственно – экономического института. 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

     История развития предпринимательства в  России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил:

     Иванов  Денис 

  1. Ведение……..3
  2. Сущность предпринимательства…………………………4
  3. Этапы развития предпринимательства в России………………………5-7
  4. Приватизация в России………………………………………………8-11
  5. Политика по отношению к предпринимательству………………...12-13
  6. Общественная поддержка предпринимательства……………………14
  7. Заключение……………..15
  8. Список используемой литературы…………16

 

      Введение. 

     Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

     Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

     Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

     Таким образом, предпринимательство выполняет  не только экономические функции, оно  теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности  общества. Знание состояния и тенденций  развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

 

      Сущность предпринимательства. 

     Предпринимательство - одна из важнейших составляющих  экономики.  В  странах рыночной экономики предпринимательство получило  широкое  распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм  организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и  собственников.  В связи с приватизацией за государством  осталась  лишь  часть  организаций и предприятий, а остальные  перешли  в  частное  владение.  Основную   часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

     Главной задачей предпринимателя является управление предприятием,  которое  включает в  себя  рациональное  использования  ресурсов,  организацию   процесса   на инновационной основе и  хозяйственном  риске,  а  также  ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает  не  только  деятельность участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие в общественном  хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные  признаки. Совокупность таких условий   составляет   среду предпринимательства, важнейшими элементами  которой  являются  экономическая свобода  и  личная  заинтересованность.   Экономическая   свобода   является определяющим  признаком  предпринимательской  среды.   Для   предпринимателя наличие экономической свободы – это не  только  возможность  заниматься  тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но  и морально-этическая  санкционированность  предпринимательской   деятельности.

     Личная  заинтересованность выступает  движущим  мотивом  предпринимательства, поэтому  обеспечение  условий   для   присвоения   полученных   результатов, извлечения   и   накопления   дохода    является    определяющим    условием предпринимательской среды.

 

      Этапы развития предпринимательства в России. 

     Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

     В рассматриваемый период, особенно в  первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности  государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

     Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).

     В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.

     Приняты также законы "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", "Об ограничении монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.

     Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

     Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.

     1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость.

     19 мая 1990 г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.

     Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили примерно 80 бирж.

     Однако  надо отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.

     В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.

     Освобождение  цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приватизация  в России. 

     Уже говорилось, что в 1991 году был принят закон " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

     В большинстве случаев приватизация, осуществленная в России оказалась  фактически всего лишь формой для  создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений  собственности, когда госаппарат, банки и администрация предприятий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей государственной собственности.

     Трудовой  коллектив если и получал в  свои руки определенную долю акций, то они либо являлись " безголосыми", либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за фирмой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания коллективного присвоение к распоряжению средствами производства.

     Если  говорить о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991г.) образование предприятий с различными формами собственности, в государственной программе приватизации 1992 года правительством России предусматривалось образование на базе государственных предприятий только АО открытого типа.

     Обосновывалось  такое решение тем, что во-первых, создание АО закрытого типа ведет  к формированию коллективной собственности, каковая объявлялась заведомо неэффективной, и, во-вторых, АО закрытого типа не оставляют  никаких долей государственной  собственности для "народной приватизации" при помощи ваучеров. Такие подходы к приватизации представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам "цивилизованных стран". Действительно, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций в Англии и во Франции образовались именно АО открытого типа. Но ведь эта хозяйственная форма как раз и предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массы предприятий, то они являются товариществами с ограниченной ответственностью, или АО закрытого типа. В США, например, доля АО закрытого типа среди американских корпораций достигает 99,6 - 99,7 %.

     Приходится констатировать, что поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивая лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской или трудовой активности.

     Были  установлены три варианта льгот  трудовым коллективам при акционировании государственных предприятий. Не рассматривая в деталях содержание каждого  варианта, отметим только главное: варианты были составлены таким образом, чтобы предотвратить концентрацию контрольного пакета акций в руках трудового коллектива. Ни по одному из вариантов льгот при акционировании не создавались возможности для передачи предприятий в коллективную собственность.

Информация о работе История развития предпринимательства в России