История развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
От древнейших времен до появления капитализма ……………..…………4
Капиталистическое предпринимательство………………………………….9
3. Развитие предпринимательства в Беларуси…..……………………...……14
Заключение…………………………………………………………..…………..28
Список использованных источников…………………………….……………29

Работа содержит 1 файл

предпринимательство.docx

— 39.25 Кб (Скачать)

       Наряду  с промышленным капиталом широкое  развитие получает торговый и ссудный капитал. Товарно-денежные отношения резко поднимают роль и значение денег, которые в полной мере обретают свои функции меры стоимости, средства обращения, платежа и образования сокровищ. Они становятся воистину мировыми деньгами.

       Именно  наличие капитала дает право его собственнику — предпринимателю владеть, распоряжаться и пользоваться произведенным товаром или услугой и получать при этом прибыль. Под прибылью здесь понимается разность между средствами, вложенными в дело и извлеченными в результате предпринимательской деятельности (разность между выручкой и затратами). Прибыль — важнейший стимул предпринимателя. «История американского бизнеса, его основная предпосылка говорит о том, что главной заботой бизнесмена является получение прибыли. Все его другие побуждения представляются лишь второстепенными», — пишет известный американский ученый-экономист Б. Селичмен в книге «Сильные мира сего».

       Главной фигурой рыночной экономики становится предприниматель-бизнесмен, тот, кто на базе принадлежащей ему собственности создает новые товары и услуги и извлекает при этом прибыль.

       Возникает капиталистический рынок — совокупность социально-экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Основой рыночных отношений становится экономическая свобода, т. е. для предпринимателя — выбор: что, кому, где и по какой цене производить и продавать, а для потребителя — что, где, у кого и по какой цене покупать. Этому соответствуют равноправные отношения предпринимателя и потребителя товаров, конкуренция между предпринимателями в борьбе за кошелек потребителя, свобода выбора рабочим места работы и условий труда.

       Таким образом, в центре рыночной экономики  оказываются человек-потребитель  и производитель товаров с  его интересами, а главной ее задачей  становится наилучшее удовлетворение потребностей человека. Свидетельством успешности такого удовлетворения и является получение прибыли предпринимателем. Следовательно, прибыль не только стимул для предпринимателя, но и важнейший показатель успешности его деятельности в интересах человека и общества.

       Сферой  рыночной деятельности предпринимателя  становится как создание товаров  и услуг, так и их реализация, прежде всего — торговля. Предпринимательство  охватывает и такие области жизненного цикла товаров, как исследование и проектирование, необходимое для их создания, транспортировка, эксплуатация и потребление, восстановление и утилизация.

       Понятие «предпринимательство» все более  обретает современный смысл. Уже в толковом словаре В. Даля (1863—1866 гг.) написано: «Предпринимать означает затевать, решать, исполнять какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного»; предприимчивый означает — «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на деле этого рода». С этого периода предпринимательство неразрывно связывается с наличием и использованием капитала, а предприниматель отождествляется с капиталистом.

       Мощный  толчок развитию предпринимательства  дала промышленная революция XVIII в., знаменовавшая переход к крупным предприятиям. Вместо ремесленника, мастера-виртуоза центральной фигурой стал наемный рабочий, часто не имеющий достаточной квалификации. Английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо уделяла значительное внимание вопросам управления в новых условиях: фабричному разделению труда, организации производственного контроля и т. д.

       Большой интерес к управлению трудом людей  на капиталистической фабрике проявляли социалисты-утописты, в частности Роберт Оуэн. Он обращал особое внимание на то, что мы сегодня называем «человеческим фактором». Оуэн не ограничивался чистой теорией. В начале XIX в. на своей текстильной фабрике он провел смелый эксперимент, в ходе которого на предприятии было организовано питание рабочих, а в заводском поселке построена новая школа и проведено благоустройство. Наши сегодняшние устремления к сильной социальной политике имеют, таким образом, глубокие исторические корни и достойных предшественников. Оуэну принадлежит и попытка использовать для повышения производительности труда моральные стимулы: естественное желание человека быть не хуже остальных он реализовал в организации на производстве здорового соревнования: у лучших рабочих на станках появлялись красные ленты, у средних — зеленые, у плохих — желтые.

       Предпринимательская деятельность побуждает бизнесменов  к постоянному поиску форм и способов ведения дела. Наряду с индивидуальными  и семейными капиталистическими предприятиями  с середины ХVI в. в Европе появляются объединения владельцев капитала — акционерные компании, предшественниками которых были торговые общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания. В дальнейшем акционерная фирма проникала и в другие отрасли экономик.

       Объединение капиталов в акционерные общества давало возможность умножить усилия для решения крупных предпринимательских задач.

       Вместе  с тем продолжает развиваться  и мелкий бизнес — предприятия  с численностью работающих до нескольких сот человек. Они пользовались государственной поддержкой и льготами в области налогообложения, кредитования и др.

       Организуется  банковская система, основу которой  составляют частные коммерческие банки. Они принимают деньги на хранение, выплачивая за это определенный процент, одновременно ссужают деньгами под более высокие проценты своих клиентов-предпринимателей. Возникают и так называемые банковские дома, или «деловые банки», занимающиеся куплей-продажей, а порой и выпуском ценных бумаг. Особые банки — их называют ипотечными — осуществляют операции с недвижимостью: строениями, жильем, землей, дорогами и т. п. В конце XVII в. возникли первые акционерные банки. Наиболее крупный размах банковские операции получили в Англии, где капитализм как общественный строй победил раньше, чем в других европейских странах. Большинство современных принципов банковского дела зародилось именно в Англии. Мир обязан этой стране появлением в 1694 г. прототипа современных банкнот, которые в ХХ в. окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты, а также векселей – долговых расписок. В 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVII- начале XIX в. акционерная форма организации банковского дела получила широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм начала распадаться на сотни, тысячи паев вкладчиков-владельцев акций.

       В ХVIII в. произошло разграничение собственников капитала и тех, кто стал управлять им. Для успеха предприятию уже было недостаточно только заинтересованности его владельца, необходимы были исключительные способности, которыми этот владелец часто не обладал. В этих условиях было неизбежно появление нового типа предпринимателя, имеющего способности для организации предприятия и управления им, и новой профессии - менеджер, или организатор и руководитель крупного производства.

       После второй мировой войны у банков появились такие мощные конкуренты, как страховые компании. Они сосредоточили  свою деятельность на предприятиях и  частных лицах, стремящихся обезопасить  себя от различных форс-мажорных обстоятельств.

       Не  менее прибыльным на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых  компаний. Первые занимались по заказу поручителей выгодным размещением  акций их предприятий и скупкой  акций прибыльных фирм. Холдинговыми называют компании, владеющие контрольным  пакетом акций других фирм.

       Пирамиду  разновидностей бизнеса венчают  гигантские транснациональные корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом. Эти корпорации производят тысячи видов продукции, имеют имущество, оцениваемое как  минимум в сотни миллионов  долларов, обеспечивают работой десятки  тысяч  людей, контролируют огромный оборот капитала. Транснациональные  корпорации (ТНК), среди которых такие  известные автомобильные гиганты, как «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер» (США), «Тойота» и «Ниссан» (Япония) и другие, уже давно вышли за рамки бизнеса в обыденном понимании. ТНК – это практически бизнес государства.

3. Развитие предпринимательства в Беларуси

         Что касается предпринимательства,  то история его становления  в Беларуси прошла через различные  этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из  районов черты оседлости и  характеризовалась низким уровнем  наделения крестьян землей. Отсутствие  полезных ископаемых, высокая плотность  населения при недостаточности  обеспечения землей привели к  тому, что масса крестьян наполнила  среду мелких товаропроизводителей.

         В результате национализации, проведенной  в 1917-1921 гг., господствующее положение  занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в  1921 г. указывалось на необходимость  дальнейшего развития  кустарной  промышленности. Но уже с 1927 г.  Советское правительство провело  ряд экономических и административных  мер, направленных на  вытеснение  частного капитала. Запрещалась  всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов  одежды, обуви и др. Запрет распространился  на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое  положение было до 1987 г., когда  был введен в действие закон  СССР «Об индивидуальной трудовой  деятельности». 

         В 1990 г. Республика Беларусь  получила статус независимого  суверенного государства. Для  того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990  г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

         Закон 1991 г. «О предпринимательстве»  открыл широкие возможности для  осуществления хозяйственной деятельности  физических лиц – частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г.  РБ слово «частный» заменено на «индивидуальный»).

         Согласно статье 1 Закона, предпринимательство  - инициативная самостоятельная  деятельность граждан, направленная  на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая от своего  имени на свой риск под свою  имущественную ответственность  или от имени и под имущественную  ответственность юридического лица.

         В 1993 г. принимаются законы  «О приватизации и разгосударствлении  государственной собственности»,  «Об АО, ООО, ОДО», в 1994 г. –  новый уголовный кодекс, в котором  целая глава посвящена преступлениям  в сфере предпринимательства  и экономики. Таким образом,  предпринимаются шаги по формированию  законодательной базы рыночной  экономики. 

         По состоянию развития предпринимательства  в Беларуси на начало 2003 г. в  негосударственном секторе экономики  насчитывается более 230 тыс. субъектов  хозяйствования. В структуре юридических  лиц большая доля приходится  на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские  хозяйства, 2% - частные банки и  страховые организации. 

         В заключение данного вопроса  необходимо отметить, что сегодня  предпринимательство в Беларуси  развивается с большими трудностями.  Наблюдается тенденция ухода  предпринимателей в неофициальный  сектор и за границу (в основном В Россию). К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:

     ·  усложненная процедура регистрации  предпринимательских структур;

     ·  отсутствие стартового капитала;

     ·   установленный уровень фискальных  изъятий практически лишает предпринимательство  собственных оборотных средств; 

     ·  административные барьеры  - действия органов исполнительной  власти, выраженные в виде принятия  разного рода нормативных и  распорядительных документов, которые  противоречат законодательству  РБ и общегосударственным нормативным  актам.

Заключение 

       Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также  как функция управления этим процессом  имеет свою историю и динамику развития.

Информация о работе История развития предпринимательства