История возникновения корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить корпорации в мире и России.
Задачи курсовой работы:
-Изучить сущность международных корпораций;
-Изучить структуру международных корпораций;
-Изучить тенденции развития международных корпораций;
-Изучить развитие корпораций в России.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения и развития корпораций 3
1.2. Сущность и основные причины возникновения международных корпораций 3
1.2 Разновидности международных корпораций и их роль в глобализации мировой экономики 5
1.3. Зарубежный опыт правового регулирования корпораций 8
2. Проблемы становления и развития корпораций в России 15
2.1. Правовое регулирование корпораций в РФ 15
2.2. Состояние и проблемы развития корпораций в России 22
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

1. История возникновения и развития корпораций.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

В советский период вопросам деятельности юридических лиц и, в частности, корпорациям, уделялось достаточно много внимания. Правовое регулирование  сталкивалось с такими проблемами, как многоукладность экономики, интенсивность развития товарного  оборота, сочетание методов централизованного планового регулирования, администрирования и деятельности, строящейся на договорной основе.

С переходом к новой экономической  политике вновь был актуален вопрос о правовой форме различных юридических  лиц и их объединений.

Перед законодателем встал ряд  вопросов, ранее ему не известных: определение четких правовых рамок  деятельности частных предприятий  в условиях плановой экономики; установление правовых форм взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов промышленности; выявление таких форм организации и деятельности государственных предприятий, которые позволили бы последним наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры и т. п.

Юридические лица приобретали права  в соответствии со ст.ст. 13 и 14 ГК РСФСР 1922 г., а с организационной точки зрения опять-таки делились на корпорации и учреждения. В то же время законодатели и ученые рассматривали такие организационно-экономические объединения как тресты20 и синдикаты21. В 1921-1922 гг. тресты характеризовались как хозяйственные и правовые самостоятельные организации, а их юридическая природа "превалировала над социально-экономической природой22". Затем, в связи с усилением плановых и регулирующих начал, тресты 1927 г. признавались уже прежде всего хозяйственными органами государства, выполняющими плановые задания. Тресты не строились по признаку корпоративности, в целом ими признавалось какое-либо имущество, находящееся в управлении органов (народных комиссариатов, ВСНХ), действующих на правах юридических лиц.

Синдикаты возникли почти одновременно с трестами и представляли собой  объединения предприятий с основной задачей ~ объединение торговой деятельности государственных трестов. С точки  зрения организационно-правовой формы  синдикаты рассматривались и как товарищества с переменным составом, и как акционерные общества. Однако ГК РСФСР 1922 г. внутрисиндикатские отношения непосредственно не регулировал.  
С 1923 года на синдикаты стали возлагать три главных задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов (оперативное начало); устранение конкуренции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке (конвенционное начало); проведение общегосударственной линии в сфере определенной отрасли промышленности, связь с народным хозяйством в целом (публичное начало).

К середине 20-х годов широкое  распространение в литературе получила так называемая корпоративная концепция  внутрисиндикатских отношений: отношения  между трестом и синдикатом регулируются не свободной волей сторон, а уставом и основанными на нем корпоративными актами и в конечном итоге ~ волей государства.

Синдикаты формировались и функционировали  на основе элементов корпоративного права. С внутренней стороны синдикатские объединения являлись товариществами, а вовне представляли собой юридические лица ~ корпорации, управляемые на основе утвержденного устава. Корпоративность означала смешанный, публично-частный характер организации синдиката. Она органически вписывалась в систему переходного хозяйства, построенную на сочетании публично-правовой природы государственных предприятий с используемыми частноправовыми структурными приемами и формами. Но концепция корпоративного права подверглась критике в литературе уже с самого начала ее распространения, т. к. признание корпорацией той или иной хозяйственной организации означало обособление ее в автономную единицу, что было неприемлемым для существовавших тогда хозяйственных принципов.

Таким образом, появление концепции  корпоративного права в значительной мере было обусловлено ситуацией, в которой развиваласьсиндикатская форма. Эта концепция позволяла в известной степени гибко сочетать элементы централизованного руководства ("плана") с автономией хозяйственных объединений ("рынка"), не только синдикатских, но и акционерных обществ, кооперации и пр.

В условиях централизованной плановой системы управления идея создания крупных  структур корпоративного типа получила свое дальнейшее развитие: введение комплексной  организации управления взаимосвязанными производствами на определенной территории (совнархозы); создание государственных комитетов межотраслевого значения, различного рода объединений ~ производственных, научно-производственных, торгово-производственных, агропромышленных и территориально-производственных комплексов.

Однако в условиях централизованной административной системы управления, господства государственной собственности  невозможно было обеспечить интеграцию промышленного и финансового  капиталов.  
Современная теория российского гражданского права определяет, что составной частью предмета гражданско-правового регулирования являются корпоративные отношения: отношения, связанные с управлением имуществом корпораций определенными лицами для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте23. Данные отношения строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников. Следовательно, корпоративные правоотношения возникают на основе участия (членства) субъектов в корпорациях.

Корпоративные (членские) правоотношения в свою очередь близки к обязательственным, т. к. тоже имеют относительный характер. Но первые возникают только между участниками конкретной организации корпоративного типа, круг субъектов обязательственных правоотношений не ограничен.

Различны также и основания возникновения правоотношений: в корпоративных ~ это участие в учредительном договоре, вступление в кооператив, приобретение права собственности на акции и т.п.; в обязательственных ~ гражданско-правовой договор, причинение вреда и иные основания, указанные в ГК РФ.

Гражданский кодекс РФ такую организационно-правовую форму юридического лица, как корпорация, не закрепил (ст. 50 ГК РФ). Поэтому использовать понятие корпорации как одну из разновидностей юридического лица ~ невозможно.

В связи с этим достаточно часто происходит отождествление понятий "корпорация и акционерное общество", "корпорация и финансово-промышленные группы", "корпорация и холдинг", что, следовательно, ведет и к смешению понятий "акционерное общество"24, "холдинг"25, "финансово-промышленная группа"26 (хотя и есть попытки, правда не во всем удачные, юридически закрепить определения последних двух организационно-экономических объединений). Т. е" к сожалению, на практике происходит некая путаница при использовании понятий организационно-правовых форм юридического лица (в частности, акционерное общество) и организационно-экономического объединения (например холдинг, финансово-промышленная группа, концерн и пр.).

Известно достаточно много признаков  классификации юридических лиц, в том числе Гражданский кодекс РФ (далее ГК) рассматривает два признака ~ по совокупности прав, которые сохраняют за собой учредители (участники) организации, и по целям деятельности (п. 2 ст. 48, ст. 50). Нас же интересует деление юридических лиц по порядку создания его имущественной базы ~ на корпорации и учреждения.

"Корпорации представляют собой  добровольные объединения физических  и (или) юридических лиц, организованные  на началах членства их участников".

Учреждения ~ организации, создаваемые  одним или несколькими лицами и не имеющие членства, т. е. строго фиксированного участия. Следует учесть, что в современном российском гражданском праве приводится следующее определение учреждения (п. 1 ст. 120 ГК):

организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. К организациям корпоративного типа относятся:

  • хозяйственные товарищества и общества (ст.ст. 66-106 ГК);
  • производственные и потребительские кооперативы (ст.ст. 107-112, ст. 116 ГК);
  • общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 17 ГК);
  • некоммерческие партнерства (ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях")29;
  • объединения (ассоциации и союзы) юридических лиц (ст.ст. 121-123 ГК).

Необходимо отметить, что все  перечисленные организации корпоративного типа обладают своим обособленным имуществом на праве собственности.

К учреждениям (или организациям унитарного типа) относятся:

  1. государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст. 113-114 ГК);
  2. федеральное казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ);
  3. фонды (ст.ст. 118-119 ГК; ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях");
  4. автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях");
  5. учреждения (ст. 120 ГК; ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Перечисленные учреждения обладают обособленным имуществом как на праве собственности (фонды, автономная некоммерческая организация), так и на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) и на праве оперативного управления (учреждения, федеральные казенные предприятия).

Не так давно, а именно 08 июля 1999 г., были внесены дополнения в  Федеральный закон "О некоммерческих организациях"31 (ст. 7-1), определяющие новую форму некоммерческих организаций: государственную корпорацию. В настоящее, время государственная корпорация ~ это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной  корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

В связи с указанными дополнениями в законодательство возникли проблемы отнесения новой формы некоммерческой организации к корпорациям или  к учреждениям.

Учитывая, что корпорация за рубежом  может быть и организацией одного лица (о чем говорилось выше), в нашей стране уже создавались корпорации, являвшиеся государственными предприятиями (например, Российская финансовая корпорация, Государственная инвестиционная корпорация ~ в 1993 г.).

 Однако подчеркнем, что ныне действующий ГК РФ такой возможности уже не допускает.

Таким образом, хотя корпорации могут  быть коммерческими и (или) некоммерческими  организациями, цели их деятельности ~ предпринимательскими (получение прибыли) и (или) непредпринимательскими (цели, служащие общим нуждам населения), все же считаем, что государственные корпорации следует отнести к организациям типа учреждений, т, к. указанные корпорации изначально создаются одним лицом, в результате чего не соблюдаются принцип членства в данной организации и принцип действия ее на началах коммерческого расчета.

Также необходимо обратить внимание на не вполне удачное название новой  формы некоммерческой организации, приводящее к возможному смешению понятий.

Принцип специальной правоспособности всегда был основополагающим принципом советского законодательства о юридических лицах, С первых лет советской власти он вводился поэтапно в отношении разных юридических лиц, например, в отношении государственных предприятий ~ учреждений этот принцип был закреплен в начале 1923 г.

Далее ст. 21 Закона РСФСР (1999 г.) "О  предприятиях и предпринимательской  деятельности" устанавливала, что  предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные  его уставом, если они не запрещены  законодательством. В то же время российское Положение об акционерных обществах 1990 г. впервые закрепило принцип общей правоспособности применительно к акционерным обществам, где было указано, что деятельность общества не ограничивается оговоренной в уставе, и сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными. В настоящее время ГК РФ установил принцип общей правоспособности для коммерческих организаций кроме унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом.

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки и страховые организации), могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям, установленным учредительными документами.

В российском понимании корпорация ~ это сложное организационное  образование, состоящее из производственных и функциональных единиц, связанных  в рамках единого процесса управления производством и капиталом. Определить и охарактеризовать деятельность отечественных корпораций возможно через характеристики их составляющих организационно-правовых форм юридического лица.

 

2.2. Состояние и проблемы  развития корпораций в России

 

В группе развивающихся стран Россия, как всегда, оказалась в положении совершенно особенном. На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. По своим историческим корням, вкладу в мировую цивилизацию, промышленному и интеллектуальному потенциалу Россия должна была занять место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной директивной экономики         пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленные группы.

Информация о работе История возникновения корпораций