Экономическая сущность малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:36, доклад

Описание работы

Малое предприятие — предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.
Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др.

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность малых предприятий.docx

— 14.69 Кб (Скачать)

Экономическая сущность малых предприятий

Метки: Предпринимательство, Экономика, Предприятие, Рынок, Прибыль

Малое предприятие  — предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность  за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения  с целью присвоения прибыли.

Производными  целями деятельности малых предприятий  есть производство товаров и услуг  высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др.

Мали предприятия  могут быть разных форм собственности, прежде всего частной (трудовой и  капиталистической) и коллективные. В Стране наибольшая доля малых предприятий  в 1998 г. была с коллективной (свыше 15 тыс.) и частной (основанной на собственной  и чужой работе - свыше 6,3 тыс.) собственностью. В США почти 60% ферм ведут хозяйственную  деятельность без найма рабочей  силы. В Стране малые предприятия с частной формой собственности присвоили 24% балансовой прибыли, а с коллективной - 75%, причем последние проявили высшую жизнеспособность (вследствие объединения капиталов, коллективного ведения предпринимательской деятельности и др.). В промышленности в 1998 г. малые коллективные предприятия изготовили почти 80% продукции, частные - 17, государственные - 2,5%.

Приведенное высшее определение характеризует лишь важнейшие признаки малого предпринимательства, его внутреннюю сущность. Полнее или  комплексно такая сущность раскрывается в выполняемых им функциях, объединении  положительных и отрицательных  сторон.

Положительными  чертами малых предприятий есть:

1) гибкость и  мобильность в управлении и  организации производства;

2) полнен использование  рабочей силы и оборудование, меньший уровень запасов (тогда  как на крупных предприятиях  остаются незагруженными в среднем  75% производственных мощностей);

3) рациональная  организационная структура предприятия;

4) быстрая адаптация  к конъюнктуре рынка, местных  условий, запросов потребителей, оперативное обновление ассортиментов  продукции;

5) возможность  быстрого внедрения значительной  доли новых идей, проектов и  создание новых образцов продукции;

6) невысокие  эксплуатационные расходы;

7) относительно  небольшой капитал для создания  таких предприятий;

8) возможность  уменьшения расходов производства  за счет узкой специализации,  экономии на управленческих расходах  и др.;

9) высокие шансы  на успех;

10) значительная  роль в создании новых рабочих  мест;

11) большое значение  в формировании среднего класса  населения;

12) создание конкурентной  среды как важной движущей  силы экономического прогресса;

13) формирование  предпринимательства как фактора  социально-экономического прогресса.

Основными недостатками деятельности малых предприятий  есть:

1) низшая производительность  работы (в большинстве случаев)  сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность  внедрять важные капиталоемкие  достижения науки и техники  в производство;

3) высшая интенсивность  работы за счет более длительного рабочего дня, использование семейной работы;

4) экономия на  условиях работы и технике  безопасности;

5) ограниченей возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

6) значительные  трудности с финансированием,  получением кредитов, недостаточность  оборотных средств, задолженность  и т.п.;

7) отсутствие  профсоюзов, а итак тех прав  в управлении производством, которые  завоевали нанимаемые работники  на крупных предприятиях;

8) ограниченность  во внедрении прогресивнейших форм и методов организации производства;

9) формирование  совокупностью малых предприятий  вообще стихийного характера  развития немонополизированного  сектора экономики, лишь частично  подчиненного действия закона  планомерного развития (той мерой,  которой эти предприятия втянутые  в контрактные отношения с  крупными компаниями и государством).

Даже простое  сопоставление положительных и  отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует  о доминировании положительных  черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

Если сущность такого предпринимательства анализировать  комплексно, со стороны выполняемых  им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых  предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательско-конструкторских разработок).

Тем не менее в процессе реализации организационной функции предпринимательства (внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др.) их роль незначительная.

Большое значение малых предприятий в процессе реализации хозяйственной функции  предпринимательства (т.е. эффективном  использовании большинства трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функции (изготовлении товаров и услуг, необходимых  обществу, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения  и т.п.). Но наисущественнее роль (даже сравнительно с крупными фирмами) сыграют малые предприятия в реализации личностной функции предпринимательства (т.е. самореализации собственной цели предпринимателя, получении им удовлетворение от своей деятельности).

Чтобы усилить  положительные и ослабить отрицательные  стороны деятельности предприятий, необходимая всесторонняя поддержка  государством их деятельности.

Информация о работе Экономическая сущность малых предприятий