Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет.

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 53.54 Кб (Скачать)

1. Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над  другой может быть оценено в том  случае, когда обе фирмы удовлетворяют  идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам  рынка. При этом фирмы находятся  примерно в одних и тех же фазах  жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение  будет некорректным.

 

2. Конкурентоспособность предприятия определяется, с одной стороны,   факторами конкурентной среды, с другой  – факторами базирования. Каждый     из  указанных блоков факторов, в свою очередь, имеет весьма сложный состав и структуру.

Факторы базирования и  факторы конкурентной среды находятся  между собой в тесном диалектическом   единстве. Оказывая постоянное влияние друг на друга, вытекая один из другого, рассматриваемые блоки факторов формируют       два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия:          операционную эффективность и стратегическое позиционирование.

Операционная эффективность означает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. Она включает оценку эффективности выполнения тех или иных видов деятельности, а также ряд других мероприятий, позволяющих предприятию интенсифицировать использование имеющихся факторов производства, например, за счет снижения брака продукции или более быстрой разработки новых продуктов.

Напротив, стратегическое позиционирование предприятия означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования          можно сформулировать как  осуществление видов деятельности, которые     обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости.   Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.

Можно утверждать, что операционная эффективность обеспечивает получение      прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости, а стратегическое   позиционирование, создавая, поддерживая и расширяя рынки сбыта, – саму возможность этого процесса.

 

3. Наиболее важный критерий классификации - базовое условие, определяющее характер источника конкурентного преимущества. К данной группе относятся 10 основных видов конкурентных преимуществ.

1. Конкурентные  преимущества, основанные на экономических  факторах, определяются:

1) лучшим общеэкономическим  состоянием рынков, на которых  действует предприятие, выражающимся  в высокой среднеотраслевой норме  прибыли, небольших сроках окупаемости  капитальных вложений, благоприятной  динамике цен, высоком уровне  располагаемого дохода на душу  населения, отсутствии неплатежей, инфляционных процессов и пр.;

2) стимулирующей политикой  правительства в области объемов  инвестиций, кредитных, налоговых  и таможенных ставок в анализируемой  товарной сфере;

3) объективными факторами,  стимулирующими спрос: большая  и растущая емкость рынка, невысокая  чувствительность потребителей  к изменению цен, слабая цикличность  и сезонность спроса, отсутствие  товаров-заменителей и пр.;

 4) эффектом масштаба, который проявляется в том, что предприятия, имеющие большие объемы производства, могут рассчитывать на существенно более низкие удельные затраты, чем предприятия с единичным, мелко- и среднесерийным типами производства, что позволяет им успешно конкурировать по цене предложения;

5) эффектом опыта, который  выражается в большей эффективности  производства вследствие специализаций  по видам и методам работы, технологических инноваций в  производственных процессах, оптимальной  загрузки оборудования, более полного  использования ресурсов, внедрения  новых концепций товаров. Согласно  расчетам, издержки на единицу  продукции под действием данных  факторов уменьшаются на 20% при  каждом удвоении объема выпускаемой  продукции;

6) экономическим потенциалом  предприятия;

7) возможностью изыскания  и эффективного использования  источников финансирования.

2. Конкурентные  преимущества, основанные на нормативно-правовых  актах, существуют в силу законов,  постановлений, особых привилегий  и других решений органов власти  и управления.

3. Конкурентные  преимущества структурного характера  определяются главным образом: высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети. В рамках интегрированных структур создаются потенциальные возможности для заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников групп (как горизонтальных, так и вертикальных), в том числе с органами государственной власти.

4. Конкурентные  преимущества, вызванные административными  мерами, связаны с наличием ограничений  деятельности производителей (поставщиков), которые не всем удается преодолеть. К их числу относятся ограничения со стороны органов государственной и муниципальной власти в выдаче патентов и лицензий, квотирование, усложненный порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещений и т.п.

5. Преимущества, определяемые уровнем развития  инфраструктуры рынка, возникают в результате разной степени:

1) развития необходимых  средств коммуникации (транспорта, связи);

2) организованности и  открытости рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий;

3) развития дистрибуторской сети, в том числе розничной, оптовой, фьючерсной торговли; служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг;

4) развития межфирменной  кооперации.

6. Технические  (технологические) конкурентные  преимущества определяются высоким  уровнем развития прикладной  науки и техники в отрасли; специальными техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве товаров; техническими параметрами продукции.

7. Конкурентные  преимущества, определяемые хорошей  информированностью, базируются на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка. Отсутствие, недостаточность или недостоверность информации является серьезным препятствием для ведения конкурентной борьбы.

8. Конкурентные  преимущества, основанные на географических  факторах, связаны с возможностью экономичного преодоления географических границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых),а также выгодным географическим расположением предприятия. Кроме того, географическим барьером входа на рынок для потенциальных конкурентов является невозможность (или затрудненность) перемещения товаров между территориями вследствие:

- недоступности транспортных  средств для перемещения товаров;

- значительных дополнительных  издержек на пересечение границ  рынка;

- потери уровня качества  и потребительских свойств товара  в процессе его транспортировки.

9. Конкурентные  преимущества, основанные на демографических  факторах, формируются в результате демографических изменений в целевом сегменте рынка и их положительного влияния на объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию, а увеличения численности целевой группы населения, изменение его половозрастного состава, миграции населения, а также изменения образовательного и профессионального уровня.

10. Конкурентные преимущества неправового характера, достигаемые в результате:

1)недобросовестной конкуренции;

2) криминальных действий: рэкета, контрабандного ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными структурами.

Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и  краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и  т.д.

4. К внешней среде, внутри которой осуществляются сопоставления предпринимательских фирм по различным критериям, относятся другие самостоятельные субъекты бизнеса, связанные с рассматриваемым конкурентом специфическими деловыми коммуникациями. Таковыми являются соответственно: - клиенты фирмы являющиеся непосредственными потребителями;

- результатов деятельности данной  фирмы;

- контрагенты предпринимательской  фирмы, являющиеся поставщиками    товаров и услуг данной фирме, либо гарантами по сделкам, в которых участвует указанная   фирма, либо посредниками, обеспечивающими возможность и надлежащие условия заключения и выполнения сделок, либо партнерами по совместной деятельности;

- конкуренты фирмы, претендующие  на потребительское и партнерское внимание со стороны тех же самых клиентов и контрагентов;

- общественность, включая органы государственной власти и управления.

Между всеми названными выше субъектами отношений и рассматриваемой      предпринимательской фирмой постоянно происходит конфликтное     соперничество, в ходе которого каждая из сторон стремится навязать другой свои жизненные интересы.

Разница в характере  соперничества между отдельными представителями и   внешней    (конкурентной)     среды    по  отношению     к  нашей    фирме   состоит    в следующем.       Одни   из  них   непосредственно      соперничают      с  ней  за  условия производства      и  каналы   сбыта,   и  потому   их  правомерно      называть   прямыми конкурентами,   другие   соперничают  только   за   каналы   сбыта   (условно-прямые конкуренты),   а   третьи   (клиенты,   контрагенты,   общественность)   соперничают лишь за вынесение оценки ее деятельности, и потому их правомерно называть косвенными конкурентами. Прямыми в   предпринимательском бизнесе являются конкуренты,      продукты      которых      удовлетворяют одинаковые идентичные потребности, условно-прямыми – конкуренты, продукты которых удовлетворяют разные потребности одних и тех же клиентов. Поскольку деятельность субъектов     предпринимательского бизнеса направлена на производство и сбыт товаров, оказание услуг и выполнение работ,  конкурентные преимущества в соперничестве между ними имеют      результирующее значение в части оценки их достижений в производственной и сбытовой деятельности.

Конкурентные преимущества проявляются в  следующих основных результатах деловой деятельности:

-  содержание (степень     полезности)  товаров, услуг, работ, способность   удовлетворять   потребительские   ожидания   по   своему составу;

- степень ассортиментного разнообразия (дифференциации) товаров, услуг,      работ, способность этих товаров изменять, дифференцировать, утончать потребности;

- уровень качества указанных товаров, услуг, работ, их способность соответствовать   или  превосходить   потребительские   ожидания   по различным              элементам эффекта потребления (красота, надежность, комфортность, приятный вкус, т.п.), а также развивать соответствующие потребности;

-  количество указанных  товаров, которое должно быть,  как минимум, достаточным для потребителей;

-  технологии  доставки  товаров потребителям, уровень предпродажного и   послепродажного   сервиса   при   сбыте   товаров   и оказании услуг;

-  уровень цен на  товары, услуги, работы;

-  уровень  и  состав  скидок,   премий, предлагаемых  в процессе реализации товаров, услуг, работ;

-  степень надежности  предпринимательской фирмы как  партнера по сделкам;   

- степень    гибкости    предпринимательской         фирмы     при подготовке сделки и ведении переговоров, ее способность идти на компромисс и находить взаимоприемлемые решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

- степень общественной значимости деловой деятельности субъекта предпринимательского бизнеса.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия