Конкурсное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 01:41, реферат

Описание работы

Продажа имущества должника - ключевой момент любой процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности (банкротстве). В конечном итоге именно она, порядок и условия ее проведения обеспечивают реализацию основных целей банкротства на этапе конкурса - наиболее соразмерное и максимально возможное удовлетворение требований кредитора несостоятельного должника (ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..3

1. Понятие, цели и сроки процедуры конкурсного производства……..5

2. Основания и последствия открытия конкурсного производства…....8

3. Полномочия конкурсного управляющего……………………………13

Заключение………………………………………………………………..21

Список использованных источников……………………………...…….23

Работа содержит 1 файл

10. Конкурсное производство.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     С даты принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

     Руководитель  должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

     В случае уклонения от указанной обязанности  руководитель должника, а также временный  управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также  учредителей (участников) должника в  ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. 

     3. Полномочия  конкурсного управляющего 

            По ходатайству конкурсного управляющего, одобренного собранием кредиторов  или комитетом кредиторов, арбитражным  судом может быть назначено  несколько конкурсных управляющих.  Суд распределяет обязанности между управляющими в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, определяет пределы каждого из них. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.

     Суд утверждает конкурсного управляющего (действует до завершения конкурсного производства). Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», конкурсному управляющему.

     С даты принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов  управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника (п.2 ст.126 Закона).

     С момента принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Обращение налогового органа в суд с иском о взыскании недоимки по налогам с налогоплательщика, признанного банкротом, выходит за рамки конкурсного производства, а следовательно, отказ в принятии искового заявления правомерен2.

     С момента назначения конкурсного  управляющего к нему переходят все  полномочия по управления делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. В случае если решение о признание должника банкротом принимаются по окончании наблюдения, то полномочия органов управления должника и полномочия собственника имущества должника – унитарного предприятия прекращаются. Органы управления должника в течение трёх дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

     Конкурсный управляющий организует всю работу по достижению цели внешнего управления, для чего он наделён соответствующими полномочиями, в части:

    • анализирует финансовое состояние должника;
    • передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;
    • уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде.

       Конкурсный управляющий обязан  использовать только один счёт  должника в банке или иной  кредитной организации – основной  счёт должника. Другие счета должника подлежат закрытию. Остатки средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счёт должника.

     В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Bce имущество  должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Поэтому главную суть обязанностей конкурсного управляющего составляют обязанности по формированию конкурсной массы. Именно из конкурсной массы покрываются долги, восстанавливается подчас пошатнувшееся экономическое положение кредиторов, создаются благоприятные дополнительные условия для продолжения предпринимательской деятельности.

     Конкурсная  масса состоит из двух относительно обособленных частей. Первая – имущество, находящееся в собственности должника на момент открытия конкурсного производства. Вторая часть  - имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Рассмотрим каждую из них.

     Начинается  формирование конкурсной массы с инвентаризации и оценки наличного имущества должника. Для этого управляющий вправе привлекать оценщиков, аудиторов, бухгалтеров и д.р. Из конкурсной массы исключаются имущество, изъятое из оборота, и имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определённых видов деятельности.

     В конкурсную массу предприятия не включают жилищный фонд социального  использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие – должник. Они подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты. Обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

     Конкурсный  управляющий принимает меры к  сохранению наличного имущества  должника, недопущению необоснованного  его уменьшения. Так, в установленном порядке он заявляет возражения по предъявленным к должнику  требованьям кредиторов и отказы  от выполнения не выполненных договоров, предъявляет иски о расторжении убыточных для должника договоров.

     Значительно большей активности и инициативы от конкурсного управляющего требует поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, иные акции по увеличению конкурсной массы за счёт ценностей, которых нет в наличии у должника на момент открытия конкурсного производства. Особое значение имеют полномочия конкурсного управляющего, которые дают ему возможность поставить вопрос о признании недействительными действия должника,  совершённые до признания его банкротом. Поскольку банкротство для самого должника, как правило, не  бывает полной неожиданностью. И не редко в подготовку к грядущему «часу Х» входит заблаговременное укрытие, под видом сделок, имущества могущего впоследствии войти в конкурсную массу. Такие действия могут быть признаны не действительными арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Он также может подать в суд иск об истребование имущества должника у третьих лиц.

     Необходимо  помнить, что часть 2 п.3 ст. 56 ГК содержит следующую норму: «если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвано учредителями, собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для данного юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам »

     Исходя  из приведённого положения, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что  конкурсный управляющий вправе предъявлять  требования к третьим лицам, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.

     Следует иметь в виду, что положения  п. 3 ст. 56 ГКРФ не применяются в отношении  полного товарищества и товарищества на вере, участники которых во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (п. 1 ст.75,  п. 2 ст. 82 ГКРФ). Члены производственного кооператива также несут субсидиарную ответственность в соответствии с законом и уставом кооператива (п. 2 ст. 107 ГКРФ).

     При этом, из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

     В соответствии со ст.134 Закона вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

     - судебные расходы должника, в  том числе расходы на опубликование  сообщений;

     - расходы, связанные с выплатой  вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

     - текущие коммунальные и эксплуатационные  платежи, необходимые для осуществления  деятельности должника и др.

     Налоги  и другие обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, обязанность  по уплате которых возникает после  открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди. Пени по таким налогам носят компенсационный характер в случае неуплаты в установленный срок налога и неотъемлемо связаны с самим налогом, поэтому они также относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования предприятия-должника, и должны покрываться вне очереди3.

     Расчеты с кредиторами осуществляются в  порядке очередности на основании  Реестра требований кредиторов. Подчеркнем, что кредитор (залогодержатель) вправе в одностороннем порядке произвести зачет взаимных требований к должнику, признанному банкротом, не нарушая порядка (очередности) удовлетворения имущественных требований4.

     В Законе отсутствует прямое указание на ограничение срока подачи требований и в период конкурсного производства. Однако п.1 ст. 142 Закона устанавливает, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Дата закрытия реестра требований кредиторов должна быть опубликована конкурсным управляющим (п. 2 ст. 128 Закона).

     При применении норм ст. 142 Закона возникает  вопрос о единстве судебной практики по вопросу включения в реестр кредиторов требований, заявленных после закрытия реестра, поскольку просрочка заявления требований в конкурсном производстве влияет не только на конечный результат - реальное погашение требований, но и на реализацию права конкурсного кредитора на участие в собрании кредиторов. Представляется необходимым включать в реестр кредиторов требования, заявленные после закрытия реестра, т. к. по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов (п. п. 4-6 ст. 100 Закона). Факт заявления требований после закрытия реестра кредиторов не является основанием для отказа во включении в реестр этих требований. Это соответствует и понятию конкурсного кредитора, приведенному в ст. 2 Закона, поскольку перед таким кредитором имеется денежное обязательство. Кроме того, расчеты с кредиторами производятся конкурсным управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов. Законодатель в нормах п. п. 4 и 5 ст. 142 Закона намеренно установил порядок удовлетворения требований кредиторов, заявленных после закрытия реестра.

     Не  реже одного раза в месяц конкурсный управляющий представляет отчёт  комитету (собранию) кредиторов о финансовом состоянии должника. Он также обязан предоставить арбитражному суду, по его требованию, всю информацию касающуюся конкурсного производства. В случае ненадлежащего исполнения  конкурсным управляющим своих обязанностей  арбитражный суд, по требованию комитета (собрания) кредиторов, вправе назначить нового конкурсного управляющего.

     После проведения инвентаризации и оценки имущества, одобрения собранием  кредиторов порядка и сроков, конкурсный управляющий приступает к продаже  имущества должника на открытых торгах (если собрание кредиторов не установит иной порядок продажи). Имущество ограниченного оборота реализуется на закрытых торгах.

Информация о работе Конкурсное производство