Контрольная работа по "Коммерческому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. При этом конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Содержание

Понятие монополистической деятельности……………….……….3

Способы рассмотрения споров между сторонами внешнеэкономического контракта………………………………....6

Задача. Решение ……………………………………………………10

Список используемой литературы………………………………...11

Работа содержит 1 файл

коммерческое право_контрольная работа.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 

     Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

     «Санкт-Петербургский  государственный

     инженерно-экономический  университет» 
 

     Кафедра предпринимательского права и экономической  безопасности

     Контрольная работа по дисциплине

     КОММЕРЧЕСКОЕ  ПРАВО

 
 
     
      
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2010

      Содержание 

    1. Понятие монополистической  деятельности……………….……….3
 
    1. Способы рассмотрения споров между сторонами внешнеэкономического контракта………………………………....6
 
    1. Задача. Решение ……………………………………………………10
 
    1. Список  используемой литературы………………………………...11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие монополистической деятельности 

      Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей1.

      Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. При этом конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

      Законодательством закреплены правомерные виды монополистической  деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

      Государственная монополия – это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

      Естественная  монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

      Чрезвычайная  монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

      Монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта хозяйствования направленные на:

      - создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;

      - изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

        - установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

       - заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

      - заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

      -   заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

      -  применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

      -  согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

      - осуществление иных действий (бездействие), приводящих к указанным результатам.

      Монополистическая деятельность также может осуществляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйствующих субъектов, которые ведут к ограничению конкуренции, что проявляется в виде коллективной монополистической деятельности.

      Согласно  п.4 ст.6 Закона о монополистической  деятельности, субъекты хозяйствования намеревающиеся заключить соглашение, имеющие такие признаки, вправе запросить заключение Антимонопольного органа о соответствии данного соглашения антимонопольному законодательству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Способы рассмотрения споров между сторонами внешнеэкономического контракта 

      Основные  судебные учреждения, разрешающие внешнеэкономические споры в России и в иностранных государствах, - это государственные и третейские суды. В иностранных государствах подобными государственными судами являются обычно так называемые "коммерческие суды", а в России - "государственные арбитражные суды" (данный термин, предусмотренный, к сожалению, законом, крайне неудачен, поскольку он постоянно вводит в заблуждение российских и иностранных предпринимателей, которые под термином "арбитражный суд" понимают "арбитраж", т.е. "третейский суд". Пора бы законодателю покончить с этой правовой неразберихой).

      Деятельность  государственных судов регламентирована в России Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а в иностранных государствах - гражданским процессуальным законодательством.

      Что касается третейских судов, то их деятельность регулируется законодательством соответствующей  страны и регламентами третейских судов.

      Однако  в предпринимательской деятельности стороны контрактов зачастую используют для разрешения споров не указанную систему государственных или третейских судов, а так называемые "альтернативные" способы, которые не входят в эту систему. Некоторые из них в какой-то мере стоят скорее ближе к третейскому производству, хотя и являются самостоятельными.

      Законодательство  и международно-правовая практика выработали систему "альтернативных", т.е. дополнительных способов урегулирования споров во внешнеэкономической деятельности, и стороны их используют.

      В качестве "альтернативных" способов в законодательстве и в международно-правовой практике применяются, в частности, следующие:

      - примирительное производство;

      - посредничество (медиация);

      - доарбитражное производство;

      - мини - процесс (трибунал должностных  лиц). 

      К "альтернативным" способам спорящие стороны обычно обращаются в следующих случаях:

      1. Когда они обоюдно стремятся  урегулировать спор мирным путем.

      2. Когда они хотят определить  свое правовое положение в  споре, поскольку при его рассмотрении  и сами стороны, и посредники  выдвигают друг другу аргументы  и их оценка позволяет зачастую определить сторонам сильные и слабые моменты, чтобы принять решение - согласиться ли на урегулирование спора на данном этапе или же обратиться в арбитраж и добиваться обязывающего решения третейского суда. 

      ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ  ПРОИЗВОДСТВО 

      Этот  способ урегулирования споров используется как во внешней торговле, так и в сфере инвестиционной деятельности.

      Примирительное  производство регулируется специальным "Регламентом о добровольном примирительном производстве" (Rules of optional conciliation). Цель примирения - содействие сторонам для достижения мирового соглашения. 

      ДОАРБИТРАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 

      В международной коммерческой практике часто возникают обстоятельства, когда в ходе исполнения контрактов возникают трудности и с целью  их устранения необходимо принять срочные меры временного характера. Для этого стороны могут обращаться к третьему лицу. Чтобы разрешить такие вопросы, Международная торговая палата разработала "Доарбитражное производство с участием Рефери Международной торговой палаты" (МТП), действующее с 1 января 1990 года (ICC Prearbitral Referee Procedure).

      Это производство применяется только при  наличии письменного соглашения сторон, которое может быть частью контракта или заключено впоследствии отдельно. Решение о срочных мерах  принимает "Рефери" (Referee). Он избирается сторонами или назначается Председателем Международного арбитражного суда МТП. Рефери предоставляются широкие полномочия для принятия решений (приказов - orders), носящих хотя и временный, но обязательный характер. 

      МЕДИАЦИЯ  и   МИНИ - ПРОЦЕСС 

      Эти способы урегулирования коммерческих споров применяются в ряде стран  довольно часто, поскольку они позволяют  сторонам достигнуть соглашения без  обращения в суд или арбитраж, в короткие сроки и с наименьшими  затратами.

      Страной, активно использующей указанные способы, является, например, Англия, где были созданы соответствующие центры "Альтернативных способов урегулирования споров" (АСУС) - (ADR centres - Alternative Dispute Resolution centres).

      Эти центры обеспечивают выделение квалифицированного персонала для урегулирования споров в основном до начала судебного или третейского производства.

      Медиация (Mediation). Сам термин "Медиация" означает "Посредничество". "Медиация - это  консультативная функция, а арбитраж - судебная функция.

      Мини - процесс (Mini - trial). "Так зачастую именуется Трибунал (Суд), состоящий из руководящих должностных лиц компаний (спорящих сторон) - Senior executives и Нейтрального советника (Neutral Adviser). Трибунал называется "The Executive Tribunal".

      Цель  этой процедуры - дать возможность Трибуналу, куда передан спор сторон, оценить сильные и слабые моменты в споре и возможность его разрешения на реальной коммерческой основе.

      Важным  моментом в мини - процессе является тот факт, что ответственные должностные  лица спорящих сторон должны участвовать в деле, имея необходимые полномочия для разрешения спора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Задача 

      Страховщик  ООО «Красная лента», уплативший страхователю возмещение по договору страхования  предпринимательского риска, обратился  в арбитражный суд с иском к контрагенту страхователя (подрядчику)  - ЗАО «Золотко» как к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, в порядке суброгации.

      Возражая  против иска, ответчик указывал, что  договор подряда предусматривает  необходимость получения его сторонами согласия на уступку прав требования третьим лицам, а он такого согласия не давал.

      Приобретает ли страховщик права на возмещение убытков в порядке суброгации при страховании риска убытков, причиненных контрагентами страхователя?  
 

Информация о работе Контрольная работа по "Коммерческому праву"