Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:44, шпаргалка

Описание работы

Вопросы:
1. Сущность и содержание предпринимательского права.
2. Предмет, метод и принципы предпринимательского права.
3. Система источников предпринимательского права.

Работа содержит 1 файл

Лекции по Савёлову.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

Однако свобода предпринимательства  может быть ограничена за-

коном в целях защиты основ конституционного строя, нравственнос-

ти, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод

других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства,

защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопу-

щения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недо-

бросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К

числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные

условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у граж-

данина или коммерческой организации  гражданской правосубъектно-

сти, государственная регистрация  субъектов предпринимательства  и

получение специального разрешения (лицензии) на осуществление

отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках пред-

принимательства.

Вслучае осуществления предпринимательской  деятельности граж-

данином без регистрации, либо без  лицензии (если получение лицен-

зии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта

деятельность считаетсянезаконным предпринимательством, гражданин

может быть привлечен к уголовной  ответственности, если в результате

такой деятельности причинен крупный  ущерб иным лицам или госу-

дарству или получен доход в  крупном размере (ст.171 УК РФ).

Право на занятие предпринимательской деятельностью является

составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ).

Правоспособность — это возможность  иметь гражданские права и

нести обязанности. Гражданское право  содержит также категорию

дееспособности, означающую, что способностью своими действиями

осуществлять гражданские права  и исполнять обязанности обладает

только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособ-

ный гражданин может самостоятельно осуществлять предприниматель-

скую деятельность.

Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содер-

жаться только в законе, могут  осуществляться предпринимателями

исключительно на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление

предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в

ней условиях. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют спе-

циальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обес-

печение общественных интересов в  сфере обороны страны,

производства военной техники, коммунального хозяйства или они тре-

буют более тщательного контроля со стороны государства в целях  за-

щиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено

как в отношении собственно предпринимательской  деятельности, но-

сящей продолжительный характер (нотариальная деятельность), так и

отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование).

2. Субъекты предпринимательского  права

Предпринимательское право регулирует деятельность различных

субъектов, вовлеченных в сферу  предпринимательской деятельности,

причем не все из них подлежат государственной регистрации или  ли-

цензированию. Субъектом предпринимательской  деятельности яв-

ляется любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно

направлена на получение предпринимательского дохода и правовой

статус которого регулируется предпринимательским  правом. Таким

образом, круг таких лиц чрезвычайно  широк.

Субъектами предпринимательства  могут быть:

1) физические лица (резиденты и  нерезиденты);

2) юридические лица (коммерческие  и некоммерческие организации),

в том числе иностранные;

3) РоссийскаяФедерация, ее субъекты  или муниципальные образова-

ния;

4) иностранные государства;

5) международные организации.

Наиболее распространенными являются коммерческие организа-

ции и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важ-

ную роль в объединении и использовании  капитала и иных видов

материальных ресурсов. Именно поэтому  они в соответствии с зако-

ном подлежат государственной регистрации, обладают гражданской

правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в

экономическом обороте.

К субъектам предпринимательства  можно отнести любого граж-

данина, который даже без регистрации  оказывает услуги, производит

товары, выполняет работы или использует иным образом свое имуще-

ство самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохо-

да, поскольку суд может применить  к сделкам такого лица правила  об

обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской

деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Вместе с тем существуют и такие субъекты предпринимательской

деятельности (некоммерческие организации), основная задача которых

— ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Для дос-

тижения своих целей они могут  заниматься предпринимательством, но

правосубъектность таких лиц строго ограничена целями, ради кото-

рых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК). Предпринимательские  интересы та-

ких организаций обычно ограничены лишь более полным

использованием принадлежащей  им собственности и получением до-

хода, поскольку они не заинтересованы в расширении производства,

максимизации чистой прибыли или  увеличении доли своего товара на

рынке, что характерно для коммерческих организаций. Если неком-

мерческая организация начинает проявлять  указанные интересы, она

должна быть ликвидирована в силу осуществления деятельности, про-

тиворечащей своим уставным целям.

Государственная регистрация. Требование государственной ре-

гистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и

на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная  регистрация необ-

ходима для ведения учета  предпринимателей, контроля за их деятель-

ностью и обеспечения интересов  их кредиторов.

Регистрирующим органом является управомоченный федераль-

ный орган исполнительной власти (Федеральная  налоговая служба

Министерства финансов РФ, Министерствоюстиции РФ и др.).

При создании коммерческой организации  государственная регис-

трация осуществляется по месту  нахождения постоянно действующе-

го исполнительного органа коммерческой организации на основании

решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учре-

дительного собрания и/или договора о создании), учредительных до-

кументов и заявления о регистрации. Государственная регистрация

осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления  ука-

занных документов и уплаты государственной пошлины.

Такая процедура государственной  регистрации представляет со-

бой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного

способа созданияюридического лица, олицетворяющий собой не только

отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны госу-

дарства. Акт государственной регистрации  означает, таким образом,

не делегирование частным лицам  полномочий по занятию бизнесом, а

лишь факт внесения определенных сведений о коммерческой органи-

зации в государственный реестр.

В пользу данного вывода свидетельствует  содержание заявления

о регистрации, приведенное в ст.12 Закона о регистрации. Так, в ука-

занном заявлении, поданном от имени  регистрируемой коммерческой

организации, должны содержаться заверения  регистрирующему орга-

ну по трем пунктам, гарантирующие, что:

1) учредительные документы соответствуют  требованиям законодатель-

ства;

2) сведения, содержащиеся в представленных  на регистрацию доку-

ментах, достоверны;

3) соблюден установленный законодательством  порядок учреждения

коммерческой организации (включая  вопросы оплаты уставного

капитала и согласования с уполномоченными  органами власти).

Таким образом, Закон о регистрации  юридических лиц освобож-

дает регистрирующий орган от необходимости  проверять факты соот-

ветствия учредительных документов требованиям законодательства и

соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Сле-

довательно, и отказ в регистрации  в соответствии со ст.23 указанного

Закона возможен лишь в случае непредставления  необходимых доку-

ментов. В соответствии с этой позицией законодателя ст. 51 ГК РФ в

новой редакции от 21 марта 2002г. уже  не указывает, как раньше, на

то, что нарушение установленного законом порядка образованияюри-

дического лица или несоответствие его учредительных документов

закону влечет отказ в государственной  регистрации. Принцип закон-

ности, лежавший в основе указанной  нормы ГК, предполагал экспер-

тизу учредительных документов и проверку порядка создания

коммерческой организации со стороны  регистрирующего органа. За-

конность означала контроль со стороны  регистрирующего органа за

соблюдением законодательства при  создании предприятия. Таким об-

разом, коммерческая организация считалась  созданной законно, а ее

учредительные документы — соответствующими законодательству,

только если это было подтверждено регистрирующим органом, кото-

рый выполнял функцию гаранта законности. Сейчас эта функция по

указанным причинам снята с регистрирующего  органа. Закон о регис-

трации не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязан-

ность по его соблюдению на этапе  регистрации при создании

коммерческой организации на ее учредителей, а не на регистрирую-

щий орган.

Изменившаяся концепция правового  содержания государствен-

ной регистрации не отменяет принцип  последующего контроля за со-

блюдением законности. Так, регистрирующий орган вправе обратиться

в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в слу-

чае нарушения при создании организации  требований нормативных

актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных

либо грубых нарушений законов  или иных правовых актов (п.2 ст.25

названного Закона и п.2 ст.61 ГК РФ).

Несмотря на положение о возможности  отказа в регистрации в

случае нарушения порядка образования  коммерческой организации (п.1

ст.51 ГК РФ) как важного элемента принципа законности судебная

практика пошла по пути признания  недействительной уже совершен-

ной регистрации юридического лица. В связи с этим, как следствие

принятия такого рода судебных решений, на практике возник вопрос о

действительности сделок, заключенных от имени такого лица. Данный

вопрос имеет важное значение для  кредиторов такого лица, которым

было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания не-

действительности государственной  регистрации. Возникающие разно-

гласия между кредиторами и  должниками были разрешены

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"