Либерализации цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

Казахстан находился на начальном этапе перехода к рыночной экономике. Этот переход начался во время перестройки в конце 80-х годов, когда физическим лицам разрешили создавать собственные предприятия, получившие название кооперативов. Такие предприятия, ставшие пионерами предпринимательской деятельности, начали активно привлекать квалифицированные кадры из государственного сектора.

Работа содержит 1 файл

ПП.docx

— 24.85 Кб (Скачать)

Казахстан находился на начальном этапе  перехода к рыночной экономике. Этот переход начался во время перестройки  в конце 80-х годов, когда физическим лицам разрешили создавать собственные  предприятия, получившие название кооперативов. Такие предприятия, ставшие пионерами  предпринимательской деятельности, начали активно привлекать квалифицированные  кадры из государственного сектора.

     В период перестройки малые предприятия развивались в форме кооперативов. Кооперативом называют предприятие, находящееся в коллективной собственности и занимающееся производством или распределением товаров и услуг, и управляемое его членами на взаимовыгодной основе. Это дало толчок для принятия в 1988 году «Закона о кооперации в СССР» открыло массу новых возможностей. Люди получили возможность работать «по совместительству», выполняя при этом обязанности по месту основной работы на госпредприятии, либо работать только в кооперативе. Кооперативы имели официальные статус хозяйствующих субъектов и регистрировались местными администрациями. Этот сектор экономики стал привлекательным для многих квалифицированных кадров, которые ушли с государственных предприятий в поисках более выгодной работы. Многие кооперативы производили высококачественные товары при меньших затратах за счет более эффективного использования персонала и оборудования.

     Этот закон подготовил почву для развития частного сектора после 1991 года. Хотя малые и средние предприятия испытывали значительные трудности социального, административного и политического характера, что замедляло их рост. Правительство Казахстана прилагает усилия к развитию национальной экономики и сектора предпринимательства. Естественным решением руководства страны было введение либерализации цен.  

     Первый  этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0% от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составила 7,0% от валового внутреннего продукта страны. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан. Этот форум способствовал принятию единого кодифицированного Закона "О Предпринимательстве в Республике Казахстан". Форум показал, что в республике сформировался слой предпринимателей, всемерно поддерживающий проводимый Президентом Республики Казахстан курс экономических реформ.

     Второй  этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). В целом ситуация 1993-95 г. может быть охарактеризована общепринятым термином «грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по Казахстану в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходом от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько принятием новых законов связанных с предпринимательством. Изданы были Закон Республики Казахстан от 31.08.1995 N 2444"О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", Закон республики Казахстан от 24.04.1995 N 2235 
"О Налогах и других обязательных платежах в бюджет (впоследствии утратил силу),
Закон Республики Казахстан от 22.04.1998 N 220-I "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (Внесены изменения - документ в стадии обработки), Закон Республики Казахстан от 05.10.1995 N 2486 "О производственном кооперативе". На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным.

     Третий  этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был приняты указы Президента. Первым был издан Указ президента № 3036 от 18 июля 1996 г. «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности» был крайне необходим. Указ предоставил гражданам дополнительные гарантии поддержки либерального курса и предпринимательской деятельности, а также меры защиты от  бюрократического произвола. И все же, для обеспечения полномасштабного развития необходимо принять комплексную стратегию поддержки малого и среднего бизнеса. А этот  «Указ президента» повлиял на открытие V форума предпринимателей. Форум имел цель осветить ход выполнения указа Президента РК "О мерах по усилению государственной поддержки малого предпринимательства" от 6. 03. 1997 г. Во исполнение этого Указа в Республике субъектам малого предпринимательства продано 1520 пустующих объектов и сооружений, передано в аренду - 1334 объекта. По выбору предпринимателей, для использования в производственных целях, передано в доверительное управление 571, на безвозмездной основе - 204 объекта. На перепланировку квартир нижних этажей жилых строений под магазины, кафе, аптеки и другие объекты было получено 5664 разрешений. Увеличилось число проданных в рассрочку и переданных по актам на землевладение земельных участков. Многие отрасли в период «дикой» приватизации навсегда умерли, и лишь некоторые из них возрождаются только сегодня. Частично и с опозданием прошла приватизация наиболее социально-ориентированных предприятий, лишенных централизованного управления, в связи с ликвидацией бывших республиканских министерств. До перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательство явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства. За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе. Достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

     Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. На этом этапе малый бизнес развивался быстрыми темпами, благодаря усовершенствованию и изданию новых законов и указов, таких как Закон Республики Казахстан от 22.04.1998 N 220-I "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", Закон Республики Казахстан от 31.03.1998 N 214-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Внесены изменения - документ в стадии обработки), Закон Республики Казахстан от 09.07.1998 N 272-I "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (Внесены изменения - документ в стадии обработки), Закон Республики Казахстан от 13.07.1999 N 421-I "Об антидемпинговых мерах" (Внесены изменения - документ в стадии обработки), Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 N 456-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса. Показательным в этом отношении является невыполнение Государственной программы развития и поддержки предпринимательства на 1999-2000 годы. «В ней, как и в прежних законодательных и программных документах, предусматривалось осуществить мероприятия, направленные на решение имеющих место проблем в области кредитования, налогообложения, обучения кадров и развития соответствующей инфраструктуры для СМП. Согласно целевым установкам данной программы, к концу 2000 года ожидалось довести количество субъектов малого предпринимательства до 500 тысяч, численность занятых - до 2 миллионов человек.

     Пятый этап (2001- и до наших дней). Экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. За последние десятилетие было издано множество Законов, которые помогают предпринимателям. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности. Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы. Постановление Правительства от 16.09.2008 N 852 "Об утверждении типовых уставов юридических лиц, являющихся субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства", Постановление Правительства от 03.03.2009 N 238 "Об утверждении Правил ценообразования на регулируемых рынках", Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 12.01.2009 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве", Постановление Правительства от 07.02.2008 N 121 "Об Утверждении Правил Размещения Объектов Наружной (Визуальной) Рекламы В Населенных Пунктах", Постановление Правительства от 26.11.2009 N 1942 "Об утверждении Правил лицензирования деятельности в сфере товарных бирж и квалификационных требований к деятельности товарных бирж, биржевых брокеров и биржевых дилеров", Постановление Правительства от 01.09.2009 N 1293 "Об утверждении перечня инвестиционных стратегических проектов", Постановление Правительства от 12.03.2009 N 292 "Об утверждении Перечня официально признанных источников информации о рыночных ценах", Постановление Правительства от 12.03.2009 N 293 "Об утверждении Перечня товаров (работ, услуг), международные деловые операции по которым подлежат мониторингу сделок", Постановление Правительства от 09.11.2007 N 1063 "Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, за исключением деятельности в организациях образования", постановление правительства от 31.01.2008 n 80 "об утверждении правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации юридическими лицами лома и отходов цветных и черных металлов",постановление правительства от 19.03.2008 n 270 "об утверждении правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к лицензируемым видам деятельности в сфере использования атомной энергии" и множество других. Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Резюмируя все вышесказанное, остается отметить, что необходим равноправный союз между экономическими изменениями и законодательной базой, и именно это равноправие поможет сделать Казахстан экономически развитой страной с большими перспективами развития.

Информация о работе Либерализации цен