Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 01:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного законодательства в области лицензирования предпринимательской деятельности и ответственности в сфере лицензирования.

Содержание

Введение

1.Лицензирующие органы……………………………………….5
2.Требования о лицензировании…………..……………….……8
3.Лицензирование отдельных видов деятельности…………….13
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

     Содержание: 

     Введение

  1. Лицензирующие органы……………………………………….5
  2. Требования о лицензировании…………..……………….……8
  3. Лицензирование отдельных видов деятельности…………….13

     Заключение

     Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Лицензирование  представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением контроля в сфере частноправовой деятельности, а также методами налогового регулирования.

     Под источниками лицензионного права  традиционно понимаются нормативные  правовые акты, содержащие нормы лицензионного  права. Система источников лицензионного  права весьма обширна. В нее входят Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время источники лицензионного права начинают напоминать действительно определенную систему, что связано, прежде всего, с принятием Закона о лицензировании.

     Принятие  Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» устранил многие пробелы в лицензионном законодательстве практически полностью завершив построение системы лицензирования предпринимательской деятельности.

     На  сегодняшний момент в систему  источников лицензионного права  входят в качестве основополагающих, общих, прежде всего, нормы Конституции РФ, которая, с одной стороны, в ст.71 относит установление правовых основ единого рынка (а следовательно, и основных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности) к предметам исключительного ведения Российской Федерации, а с другой, – в ст.72 определяет совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в отношении административного и административно-процессуального законодательства. В связи с этим притязания властных органов субъектов Российской Федерации на самостоятельное введение разрешительного регулирования и осуществление лицензионной деятельности могли бы быть вполне обоснованными, однако, думается, отнесение определенных предметов к исключительному ведению Российской Федерации предполагает невмешательство ее субъектов в определение форм и средств, в том числе административно-правового регулирования, в указанные области общественных отношений.1

     Кроме того, к общим источникам лицензионного  права относятся Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», определяющий порядок осуществления лицензионной деятельности, ее субъектов, круг общественных отношений, входящих в сферу влияния лицензионного механизма, и т.д., а также одноименное Постановление Правительства Российской Федерации. К общим также можно отнести нормы лицензионного законодательства, закрепленные в источниках других отраслей и подотраслей права. Это и нормы ГК РФ, определяющие роль лицензии в правоспособности субъекта гражданских правоотношений, и нормы УК РФ, закрепляющие уголовную ответственность в сфере лицензирования, и нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающие административную ответственность.

     Целью данной работы является анализ современного законодательства в области лицензирования предпринимательской деятельности и ответственности в сфере лицензирования. 
 
 
 
 

     1.Лицензирующие органы 

     Лицензия  выдается соответствующими государственными органами. Например, лицензирование розничной торговли алкогольной продукцией в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 1999 г. осуществляется органами местного самоуправления на территории, которых производится торговля этой продукцией.

     Лицензирующие органы - федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством  о лицензировании осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.

     Вообще, круг органов, осуществляющих функции  лицензирующих весьма широк. Законодателем  закреплены соответствующие функции  и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

     Примерно  обозначу круг лицензирующих органов. Как уже отмечалось выше сюда, включаются и органы федеральной государственной власти, и другие государственные органы, вплоть до органов местного самоуправления.

     Это следующие органы:

     Министерство  топлива и энергетики Российской Федерации; Министерство здравоохранения  и медицинской промышленности Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по атомной энергии; Министерство экономики Российской Федерации; Министерство образования Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство социальной защиты населения Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство строительства Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности; Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму; Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр; Комитет Российской Федерации по рыболовству; Российское космическое агентство; Федеральная авиационная служба России; Федеральная дорожная служба России; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Федеральная миграционная служба России; Федеральная служба геодезии и картографии России; Федеральная служба лесного хозяйства России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; Государственная архивная служба России; Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации; Комиссия по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации; Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     За  каждым из перечисленных выше органов, законодатель закрепил виды деятельности, лицензирование которой они осуществляют.

     Так, например, за Министерством юстиции  Российской Федерации, закреплены:

       платные юридические¨ услуги.

     А за Министерством внутренних дел  Российской Федерации:

       деятельность в области¨ пожарной безопасности;

       производство¨ регистрационных знаков, водительских удостоверений и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении;

       установка и¨ обслуживание технических средств организации дорожного движения.

     В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были включены следующие виды лицензионной деятельности:

       сбор и реализация сырья§ из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);

       медицинская§ деятельность;

       фармацевтическая§ деятельность;

       деятельность ломбардов;§

       эксплуатация инженерных§ систем городов и населенных пунктов;

       деятельность по§ оказанию ритуальных услуг;

       организация и§ проведение местных лотерей и другие виды деятельности.

     На  мой взгляд, полномочия органов субъектов, весьма широки.

     Кроме деятельности по лицензированию, большинство из перечисленных выше органов участвуют в разработке проектов о лицензировании отдельных видов деятельности.   

 

      2.Требования о лицензировании 

     Лицензия - разрешение (право) на осуществление  лицензируемого вида деятельности при  обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

     Законодатель  говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с  законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия.

     К обязательным лицензионным требованиям  и условиям при осуществлении  лицензиатами лицензируемых видов  деятельности законодатель относит: 

     соблюдение  законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

     Так, например, в соответствии с федеральным  законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно статьей 40 "Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека", говорится, что отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При чем обязательным условием для принятия такого решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности (работ, услуг). Законодатель относит в том числе к видам деятельности представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности: производство и реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.

     Как уже отмечалось выше, кроме обязательных требований законодатель предусмотрел и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

     В отношении лицензируемых видов  деятельности, требующих специальных  условий для их осуществления, в  лицензионные требования и условия  могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

     Перечень  дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

     Действие  лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а  также деятельностью, на которую  получена лицензия.

       Лицензия выдается· отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

     Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться  только получившим лицензию юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности