Малое предпринимательство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной «реставрации» общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. В странах с развитой рыночной экономикой место и роль малого предпринимательства определяется его функциями и вкладом в общественное развитие.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………..….4
Глава 1. Понятие малого предпринимательства и его сущность …………..........6

Государственная регистрация предприятия………………………………….11
Ликвидация и реорганизация предприятия…………………………………..12
Глава 2. Состояние малого предпринимательства в России………..………..16
Глава 3 Проблемы малого предпринимательства…………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………46

Список литературы….……………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

курсовая эк-ка.doc

— 869.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…...……………………………………………………………………..….4  
Глава 1. Понятие малого предпринимательства и его сущность …………..........6

    1. Государственная регистрация предприятия………………………………….11
    2. Ликвидация и реорганизация предприятия…………………………………..12

Глава 2. Состояние малого предпринимательства в России………..………..16 
Глава 3 Проблемы малого предпринимательства…………………………….33 
Заключение …………………………………………………………………………46

Список  литературы….……………………………………………………………..49 

 

ВВЕДЕНИЕ

России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной «реставрации» общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. В странах с развитой рыночной экономикой место и роль малого предпринимательства определяется его функциями и вкладом в общественное развитие.

Высокий уровень развития малого предпринимательства  выступает необходимым слагаемым  современной модели рыночно-конкурентного  хозяйства, поскольку именно малый бизнес во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный класс предпринимателей и средний слой. Но акцент в моей работе делается на роль малого предпринимательства в развитии экономики, что сказывается в существенном влиянии на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем и, самое главное, увеличение численности занятости.

Несмотря  на трудности и неудачи, малое  предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Анализ экономической литературы и  фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Все вышесказанное  подтверждает актуальность проблемы развития и поддержки малого предпринимательства, и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.

 

Глава 1.

Понятие малого предпринимательства и его  роль в экономике

Как следует  из самого определения, “малое предпринимательство” - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным  показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

численность персонала;

размер  уставного капитала;

величина  активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под  субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 чел;

в строительстве - 100 чел;

на транспорте - 100 чел;

в сельском хозяйстве - 60 чел;

в научно-технической  сфере - 60 чел;

в оптовой  торговле - 50 чел;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии с законодательством средняя  за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

Целями  создания малых предприятий, или  предприятий малого бизнеса, являются:

активизация структурной перестройки экономики;

насыщение потребительского рынка товарами;

преодоление отраслевого и регионального  монополизма;

расширение  конкуренции;

создание  материальной основы для трудоустройства  работников, высвобождающихся с действующих  предприятий.

укрепление  экономической базы местных органов власти.

Развитие  сел, небольших городов

Возрождение художественных промыслов.

Сейчас  еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя на лицо положительна динамика развития малого бизнеса.

Говоря  о роли малого предпринимательства  в экономике, во-первых, необходимо отметить, что малое предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), оно создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкое  предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в  результате изменения количества субъектов  рынка, повышения квалификации и степени привлечения все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Одним из самых существенных факторов, сдерживающих развитие отечественного предпринимательства и экономический рост России в целом, является слабая востребованность бизнесом инновационных ресурсов, технологий и решений.

Способствовать  созданию благоприятных условий  для реализации перспективных предпринимательских  проектов, нацеленных на обеспечение  ускоренного развития национальной экономики на инновационной основе, призван Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», вступивший в силу в августе 2005 года. Ожидается, что определенные в данном законе меры способны стимулировать выпуск новых видов конкурентоспособной продукции, осуществление структурной перестройки промышленности, развитие транспортной инфраструктуры.

Сегодня, в условиях изменения приоритетов  социально-экономической политики государства, наметившегося перехода от преимущественно антикризисной и экстенсивной модели развития страны к модели, ориентированной на стимулирование роста экономики посредством внедрения современных технологий и активизации человеческого капитала, особенно заметными выглядят отрицательные последствия отсутствия у России долгосрочной стратегии, в которой были бы четко определены основные цели государства и научно обоснованные способы их решения. Жизнь доказала низкую эффективность экономических сценариев, рассчитанных на короткий, 2-3 летний период и полную несостоятельность упований на «невидимую руку» рынка.

Симптомом неблагополучия в развитии малого бизнеса  является неверие предпринимателей законным способом отстоять свои права, свой бизнес, – лишь 2 процента опрошенных не ставят под сомнение возможность  получить защиту в судебных инстанциях. При этом, по мнению предпринимателей, они имеют меньше всего шансов на справедливое решение в том случае, если оппонентами бизнесменов в суде выступают региональные власти. Примечательно, что с противоправными действиями чиновников опрошенные предприниматели встречаются чаще, чем с «наездами» криминальных группировок.

 

1.1. Государственная регистрация предприятия.

Регистрация малого предприятия может быть осуществлена исполнительным органом по месту  нахождения, а при его отсутствии - по месту нахождения другого органа или лица, которые имеют право на осуществление деятельности от имени регистрируемого юридического лица без наличия доверенности. На сегодняшний день государственная регистрация малых предприятий осуществляется налоговыми органами, поэтому для регистрации любого субъекта предпринимательства следует обращаться в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения регистрируемого предприятия. Индивидуальные предприниматели должны регистрировать свою деятельность по месту прописки.

При смене  юридического адреса субъект предпринимательства  должен в трехдневный срок сообщить об изменениях орган регистрации  для внесения их в сведения о юридическом  лице. Орган регистрации юридических  лиц вносит соответствующую пометку в государственный реестр и отправляет юридическое дело предприятия в орган регистрации по его новому адресу.

В соответствии с Законом «О государственной  регистрации», в регистрирующий орган  необходимо представить следующие  документы:

Информация о работе Малое предпринимательство России