Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:46, реферат
Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда , обувь и т.д. и т.п.
Коэффициент дисперсии отраслевых структур в малом бизнесе на средних и крупных предприятиях был все время достаточно высоким и не имел ярко выраженной тенденции к изменению . Данный коэффициент отражает уровень различий между отраслевыми структурами двух секторов ,поэтому его стабильность означает , что тенденции к их сближению нет и , следовательно, малый бизнес развивался довольно автономно , по своим собственным законам .Такой вывод представляется довольно неожиданным ,так как более логичным было бы предположить , что малые предприятия должны активно подстраиваться под средний и крупный бизнес. Между тем они продемонстрировали высокую «самостоятельность» в формировании своей отраслевой структуры и не старались адаптироваться к действиям более крупных производств. Пик в структурной независимости малого бизнеса был достигнут в 1995 году , после чего данный сектор стал все меньше реагировать на макроэкономические потребности .Такой факт предопределил не очень высокий, но довольно устойчивый трансформационный потенциал малого бизнеса , оказывавшего постоянное и весомое структурное давление на средние и крупные предприятия , навязывая им свои отраслевые приоритеты .Таким образом, структурообразующее воздействие было достаточно заметным.
Таблица 3.
   Относительная 
производительность труда малых 
предприятий по экономическим регионам. 
 
 
                              
| 1998год | 1999год | |
|    Северный
   Северо –Западный Центральный Волго-Вятский Центрально-Черноземный Поволжский Северо-Кавказский Уральский Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный Калининградская область В среднем по малому бизнесу  | 
      
  73,3
   64,4 53,6 57,2 49,9 72,8 31,6 64,2 75,4 48,8 69,1 58,2 58,1  | 
     96,4
   45,1 54,7 32,7 37,3 53,6 43,4 58,9 69,0 41,7 78,3 64,9 53,9  | 
Еще одним аспектом анализа сферы малого предпринимательства является выяснение его региональной специфики .Основная цель заключается в определении географических зон , в которых развитие малых форм хозяйствования наиболее перспективно. Важно учитывать ,что позитивные экономические факторы , заложенные в малом бизнесе , не могут быть тотальными и , как правило , распространяются только на конкретные сферы производства.
Методологический подход , лежащий в основе такого анализа ,состоит в выявлении региональной дифференциации уровней относительной производительности труда малых предприятий . Если региональная производительность труда выше средней по экономике страны, то район благоприятен для малого бизнеса , в противном же случае- малоперспективен. Такой подход вполне обоснован , так как искусственно насаждать малое предпринимательство там ,где оно заведомо неэффективно , нет смысла; и наоборот , там где имеет высокую отдачу , целесообразно стимулировать его расширенное воспроизводство.
   Результаты 
расчетов относительной 
   Из 
таблицы 3 видно , что малый бизнес 
наиболее успешен в Северном, Дальневостосточном 
и Западно-Сибирском 
В Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах малый бизнес не занял достойной ниши. В Волго-Вятском районе его эффективность на 21,2% ниже среднерегиональной величины . В зонах традиционного бизнеса чрезвычайно сильна конкуренция со стороны средних и крупных фирм , которые вытесняют малые структуры в сферы с низкой рентабельностью и высокой трудоемкостью. Остальные регионы не имеют ярко выраженной тенденции в отношении малого бизнеса.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
      
Поэтому одним из решающих условий 
углубления проводимых в России экономических 
реформ, способных вывести страну из кризиса, 
обеспечить ослабление монополизма, добиться 
эффективного функционирования производства 
и сферы услуг, является развитие  малого  
предпринимательства. Этот сектор экономики 
создает необходимую атмосферу  конкуренции, 
способен быстро реагировать на любые 
изменения рыночной конъюнктуры, заполнять 
образующиеся ниши в потребительской 
сфере, создает дополнительные рабочие 
места, является основным источником формирования 
среднего класса, то есть расширяет социальную 
базу проводимых реформ. 
Таблица 4
   Основные 
проблемы частного предпринимательства 
в России. 
| Порядок значимости по мере упоминания | Основные проблемы | 
| 1 | Налоги | 
| 2 | Законодательство | 
| 3 | Инфляция | 
| 4 | Экономическая ситуация в целом | 
| 5 | Поставки, дефицит | 
| 6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит | 
| 7 | Неплатежеспособность партнеров, клиентов | 
| 8 | Несовершенство банковской системы | 
| 9 | Политическая ситуация | 
| 10 | Бюрократия | 
| 11 | Недостаток производственных площадей, офисов | 
| 12 | Действия правительства, властей | 
| 13 | Коррупция, взятки | 
| 14 | Недостаток материальной базы | 
| 15 | Финансовая политика государства, действия ЦБ | 
| 16 | Сбыт, поиск клиентов, потребителей | 
| 17 | Высокие цены на сырье и материалы | 
| 18 | Монополия государства, госпредприятий | 
| 19 | Трудности с арендой | 
| 20 | Разрыв экономических связей | 
| 21 | Недостаток информации | 
| 22 | Недостаток культуры, опыта | 
| 23 | Необязательность партнеров | 
| 24 | Проблемы собственности | 
| 25 | Кадровые проблемы | 
| 26 | Недостаток собственных средств | 
| 27 | Невыгодность производства | 
| 28 | Большая, громоздкая отчетность | 
| 29 | Нет льгот | 
| 30 | Рэкет | 
| 31 | Невыгодность инвестиций' и | 
| 32 | Конкуренция | 
| 33 | Несовершенство рынка | 
| 34 | Недоверие западных партнеров | 
| 35 | Отрицательное отношение к предпринимателям | 
   По 
материалам: Малое предпринимательство 
в контексте российских реформ и мировой 
опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). 
РНИСиНП, Центр социально-экономических 
проблем,М.,1995. 
      
Потеря административного 
      
Анализ развития 
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
      
Но главная  причина 
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
      
Все это приводит к тому, что 
только часть 
      
Как показывает изучение 
      
Весьма остра  проблема 
      
К настоящему времени сделаны 
только самые первые шаги в правовом 
и организационном  обеспечении  
формирования  малого предпринимательства 
в качестве особого сектора экономики 
России.  Действенной системы стимулирования 
образования малых предприятий не существует, 
как нет и хозяйственного механизма их 
поддержки. Не разработана государственная 
программа развития малых предприятий. 
 
      
По моему мнению, комплекс первоочередных 
мер по развитию малого