Малое предпрнимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Малое предприятие, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.
Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов.

Содержание

1. ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
2. АНАЛИЗ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

2445 - малое предпринимательство.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ

2. АНАЛИЗ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ

3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В БЕЛАРУСИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ

Малое предприятие, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.

Успешность  деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит  от количества клиентов. Если в булочную не придут покупатели, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента товара и их рекламе. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей и привлечению новых, а в итоге - обеспечивают рост прибыли

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет  раскрыть творческий потенциал, реализовать  активность и трудоспособность миллионов  граждан, наполнить рынок нужными  товарами и услугами.

Малое предприятие  имеет ряд особенностей:

    • работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;
    • в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь
    • высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;
    • нововведения руководителя быстро реализуется.

К преимуществам деятельности малых  предприятий относятся:

    • возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);
    • возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
    • создание новых рабочих мест;
    • небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы;
    • возрождение подсобных производств и народных ремесел;
    • содействие экономическому и социальному развитию малых предприятий и небольших населенных пунктов.

Все малые предприятия можно  разделить на две группы:

1. «помощники» крупного предприятия;

2. самостоятельные, ориентирующиеся  на индивидуальные услуги.

Предприятие - «помощник» крупного завода может изготавливать конкретную деталь и узел, осуществлять (при  необходимости) ремонт оборудования, быть посредником при продаже продукции. Успехи такого малого предприятия зависят  от достижений обслуживаемого завода. Автомобильный завод имеет более 1000 партнеров - малых предприятий.

Субъекты  малого предпринимательства - это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В зависимости от рода деятельности этих организаций максимальная численность персонала ограничена: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек; в оптовой торговле - 50; в промышленности - 100; в сельском хозяйстве - 60; на транспорте - 100; в научно-технической сфере - 60; в других видах деятельности - 50 человек.

Субъектами  малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

С учетом особенностей работы малых предприятий можно  разделить на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются «проводником» нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.

При учреждении малого предприятия используют одну из перечисленных форм:

    • полное товарищество;
    • товарищество на вере;
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • общество с дополнительной ответственностью.

Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата. К сертифицируемым товарам и услугам относятся: автомобили, телерадиоаппаратура, бытовая техника, продукты питания, посуда, товары для детей, ремонт автомобилей и мотоциклов, выпуск ваты, бинтов, медицинских приборов и др. Сертификация производится специальными организациями на основе соответствующих испытаний и лабораторных исследований. Предприятие, сертифицирующее свою продукцию, обязано маркировать соответствующим знаком тару, упаковку и товарно-сопроводительную документацию

 

Гарантийный фонд для поддержки малого предпринимательства создается в Минске, сообщил заместитель председателя комитета экономики Мингорисполкома - начальник управления предпринимательства Александр Калиновский. 

Уже проведены предварительные переговоры с руководителями представительств Международной финансовой корпорации, ЕБРР на предмет софинансирования этого проекта и оказания технической помощи. Специалисты также выясняют, нужно ли вносить дополнения и изменения в действующее законодательство, чтобы обеспечить устойчивую работу фонда как инструмента поддержки частной инициативы. 

"Зачастую доступ к кредитным ресурсам субъектов малого предпринимательства сдерживается отсутствием или недостатком у них залогового обеспечения. Чтобы исправить ситуацию, ведется работа по созданию в городе гарантийного фонда", - сказал Александр Калиновский. 
 
Он отметил, что в столице реализуется комплекс мер по развитию предпринимательства, работают центры поддержки предпринимательства. Создан реестр малых предприятий города, включающий в себя более 25 тыс. организаций, в том числе более 3 тыс. промышленных предприятий. Сформирована база экспортеров. Продолжается работа по льготному кредитованию субъектов хозяйствования, особенно в промышленной сфере и сфере оказания услуг. С 27 апреля на базе "Белгазпромбанка" начата отработка механизмов льготного микрокредитования микроорганизаций численностью до 15 человек, ИП, их коммерческих проектов с размером суммы до 1 тысячи базовых величин (35 миллионов рублей). Уже выдано 9 микрокредитов на 170 миллионов рублей.

 

2. АНАЛИЗ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ

Министерство экономики Беларуси подготовило итоговый документ "О внешнеторговой деятельности субъектов малого предпринимательства в 1 полугодии 2009 года".

По итогам 1 полугодия 2009 года объем экспорта товаров субъектами малого предпринимательства  составил 680,1 млн. долларов США, что  составило 87,3 процента к уровню аналогичного периода 2008 года.

На протяжении нескольких последних лет первую позицию среди экспортных партнеров  республики занимает Российская Федерация. За 1 полугодие 2009 года доля экспорта в  Россию составила 35,1% в общем объеме экспорта субъектов малого предпринимательства (за аналогичный период 2008 года - 48,1%). За 1 полугодие 2009 года объем экспорта в эту страну снизился на 36,3 процента и составил 238,6 млн. долларов США.

Вторую  позицию занимает Латвия (26,7 процента от общего объема экспорта), третью – Нидерланды (11,5 процента). Следует отметить, что экспорт в Нидерланды вырос за 1 полугодие 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 94,3 процента.

При сохранении незначительного удельного веса в общем объеме экспорта субъектов малого предпринимательства (от 0,2 до 1 процента) значительно увеличился объем экспорта в Венесуэлу (в 11 раз), в Китай (в 4,9 раза), в Турцию (в 3,6 раза).

Из общего объема экспорта основных видов товаров  субъектами малого бизнеса наибольший удельный вес в 1 полугодии 2009 года приходился на:

растворители  и разбавители сложные органические – 27,6 процента, при этом их экспорт  в физическом выражении увеличился в 4,5 раза, а в стоимостном –  на 65,2 процента;

нефтепродукты и сжиженный газ – 18,1 процента;

изделия из древесины (мебель, изделия столярные  строительные, тара, прочие изделия) – 4,8 процента.

В 1 полугодии 2009 года при сохранении незначительного удельного веса (1-2 процента) в 7,8 раз (в количественном выражении) вырос объем экспорта молока, сливок сгущенных и сухих, масла сливочного – в 7,8 раза, сыров  и творога - в 2,5 раза. Анализ структуры экспорта указывает на наличие большой доли товаров с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией.

Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 1 полугодие 2009 года составил 2499,1 млн. долларов США, что к уровню 2008 года за аналогичный период составило 69,1 процента.

В общем объеме импорта на долю Российской Федерации приходится 38,1 процента (952,3 млн. долларов США), к уровню аналогичного периода 2008 года импорт из Российской Федерации уменьшился на 32,7 процента. Вторую позицию занимает Германия – 9,5 процента от общего объема импорта (снижение на 22,8 процента), третью – Китай (8,9 процентов и снижение на 20,7 процента).

Основу импорта субъектов малого бизнеса составляют: нефть и нефтепродукты (8,3 процента от общего объема импорта, при этом объем импорта нефтепродуктов увеличился в 3,9 раза), трубы и трубки из черных металлов, прокат плоский, специальные профили из нелегированной стали (4,7 процента), автомобили легковые и грузовые, запчасти к ним и тракторам (2,6 процента), лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи (2,2 процента).

Необходимо отметить, что в 1 полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года снизился импорт дорожной и строительной техники (в физическом выражении – на 50,7 процента), холодильников, морозильников и холодильного оборудования (в физическом выражении – на 47,3 процента), телевизоров, мониторов, проекторов (в физическом выражении – на 41,1 процента). Увеличился импорт масла подсолнечного (в физическом выражении - в 1,6 раза), цитрусовых плодов (в физическом выражении - в 1,2 раза), шин (в физическом выражении – на 16,4 процента).

Доля экспорта и импорта субъектов  малого предпринимательства в общем  объеме экспорта-импорта значительно  отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,7 процента, импорта – 71,9 процента.

 

3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ

 

1. Программа поддержки малого предпринимательства города Гомеля на 2007 - 2010 годы (далее - Программа) разработана на основании Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., N 34, ст. 607) Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. N 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 21, ст. 514) в соответствии с Программой социального экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006г. N 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2006 г., N 92, 1/7667), в целях развития и дополнительной стимулирования малого предпринимательства города Гомеля и предусматривает реализацию основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства.  
2. Целью настоящей Программы является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства посредством совершенствования форм и методов его государственной поддержки, а также признание малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.  
3. Основными задачами настоящей Программы являются:  
принятие организационных мер к достижению прогнозных параметров развития малого предпринимательства;  
совершенствование нормативной правовой базы;  
совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства;  
активизация процессов взаимодействия с общественными организациями (объединениями) предпринимателей;  
развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;  
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.  
4. Реализация мероприятий настоящей Программы согласно приложению осуществляется по следующим основным направлениям:  
4.1. принятие организационных мер по достижению прогнозных параметров развития малого предпринимательства.  
Мероприятия направлены на разработку основных показателей прогноза развития малого предпринимательства города Гомеля, утверждение параметров развития малого предпринимательства;  
4.2. совершенствование нормативной правовой базы.  
Мероприятия направлены на создание благоприятной правовой среды и устранение административных барьеров, препятствующих эффективному функционированию субъектов малого предпринимательства;  
4.3. совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства.  
Мероприятия направлены на дальнейшее совершенствование информационной поддержки предпринимательства посредством предоставления информационных и консультационных услуг; распространение информационно-аналитических материалов о развитии малого бизнеса в городе Гомеле, в том числе через центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, освещение в средствах массовой информации, проведение конкурса "Лучший предприниматель года" в целях популяризации и формирования позитивного имиджа предпринимателя;  
4.4. активизация процессов взаимодействия с общественными организациями (объединениями) предпринимателей.  
Мероприятия направлены на взаимодействие с общественными организациями (объединениями) предпринимателей при подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам осуществления и регулирования предпринимательской деятельности, а также совместное участие в проведении конференций, семинаров, круглых столов, деловых клубов;  
4.5. развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства.  
Мероприятия направлены на расширение сотрудничества соответствующими организациями в странах Содружества Независимых Государств, ближнего и дальнего зарубежья. Участие в научно-практических конференциях, выставках, ярмарках, семинарах будет способствовать налаживанию партнерских связей, изучению передовых технологий;  
4.6. совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.  
Мероприятия направлены на обучение предпринимательству посредством совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров как для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства, так и действующих, в том числе с использованием для этих целей потенциала высших учебных учреждений.  
5. Осуществление мероприятий по реализации Программы будет способствовать устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого предпринимательства, совершенствованию его государственной поддержки, что позволит повысить эффективность работы субъектов малого предпринимательства, активизировать их производственную, инновационную и инвестиционную деятельность, повысить роль данного сектора в экономическом и социальном развитии города.  
Выполнение настоящей Программы позволит вовлечь в предпринимательскую деятельность широкие слои населения.

Информация о работе Малое предпрнимательство