Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования: анализ современного состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации. 
Предметом курсовой работы является малый бизнес. 
 В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого предпринимательства;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития малого бизнеса;
- рассмотреть мероприятия в поддержку малого предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………	3
1.	Теоретические аспекты малого бизнеса ……………………………..	5
1.1.	Место и роль малого бизнеса в экономике …………………….	5
1.2.	Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………	11
2.	Тенденции развития малого бизнеса в России……………………….	14
2.1.	Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе ………………………………………………………………	14
2.2.	Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства...18
2.3.	Роль государства в регулировании малого бизнеса ……………	23
Заключение…………………………………………………………………	36
Библиографический список……………………………………………….	38
Приложение ………………………………………………………………..	40
- развитие мелкого бизнеса 
- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
- малый бизнес отличается от 
среднего и крупного бизнеса, 
прежде всего, гибкостью и 
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
- в снижении уровня безработицы;
- в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
- в улучшении качества 
- в более высокой 
- в формировании среднего 
- в формировании 
- в снижении забастовок и 
социальной напряженности в 
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды [16; с.21].
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро 
труда отмечается, что малые и 
средние предприятия 
Собственники малых 
Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют [12; с.173]:
На неудачах малого бизнеса сказывается 
невысокая квалификация предпринимателей. 
Предприниматели, уже накопившие опыт 
ведения дел в маленьких 
 
2. Тенденции развития малого бизнеса в России
2.1. Анализ особенностей развития малого бизнеса на современном этапе
В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.
По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.
Динамика развития малого предпринимательства за последние годы в России представлена в табл. 1,2.
Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности малых предприятий
   | 
  Период  | |||||
2003 г.  | 
  2004 г.  | 
  2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | |
Число малых предприятий    | 
  882,3  | 
  893,0  | 
  953,1  | 
  979,3  | 
  1 032,8  | 
  1137,4  | 
Число малых предприятий    | 
  61  | 
  62  | 
  66  | 
  69  | 
  73  | 
  80  | 
Среднесписочная            | 
  7 220,3  | 
  7 458,9  | 
  7 815,1  | 
  8 045,2  | 
  8 582,8  | 
  9239,2  | 
Средняя численность внешних совместителей, тыс. чел.  | 
     | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  640,2  | 
Средняя численность        | 
  252,9  | 
  249,0  | 
  243,5  | 
  258,1  | 
  229,3  | 
  277,9  | 
Оборот малых               | 
  ...  | 
  ...  | 
  ...  | 
  9 612,6  | 
  12 099,2  | 
  15468,9  | 
Инвестиции в основной      | 
  51,0  | 
  67,3  | 
  99,2  | 
  120,5  | 
  171,3  | 
  259,1  | 
Таблица 2 - Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %
   | 
  Период  | |||||
2003 г.  | 
  2004 г.  | 
  2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | |
Среднесписочная            | 
     | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
   
 18,9  | 
Средняя численность        | 
  34,4  | 
  36,6  | 
  38,7  | 
  39,6  | 
  40,5  | 
  39,5  | 
Средняя численность        | 
     | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
   
 
 22,4  | 
Валовой внутренний продукт  | 
  ...  | 
  9,0  | 
  12,7  | 
  12,5  | 
  ...  | 
  ...  | 
Оборот организаций  | 
  ...  | 
  ...  | 
  ...  | 
  26,4  | 
  25,8  | 
  26,6  | 
Инвестиции в основной      | 
  2,8  | 
  3,1  | 
  3,5  | 
  3,3  | 
  3,7  | 
  3,9  | 
Начиная с 2003 г. число малых предприятий растет. За шесть лет число малых предприятий выросло на 255 тыс. Оборот малых предприятий увеличился на 5,8 млрд руб. и в 2008 г. составил 15 468,9 млрд руб., что составляет 26% от общего оборота всех предприятий. Показатель занятости на малых предприятиях увеличивается от года к году. Сегодня доля занятых на малых предприятиях достигло 18% от общего числа работающего населения, это доля без внешних совместителей. На конец 2008 г. число работающих в сфере малого бизнеса достигла 9,2 млн человек, прирост численности за пять анализируемых лет составил 32%. Данные цифры подтверждают тот факт, что молодым специалистам проще устроится работать на предприятие с незначительными объемами производства продукции или оказанием услуг, нежели на крупное промышленное предприятие, где вознаграждение за труд чаще всего уступает заработной плате, получаемой на малом предприятии. В дальнейшем рост данного показателя не снизится. Другое дело, насколько люди, работающие в сфере малого бизнеса, профессиональны как менеджеры и управленцы. Ведь от этого зависит, по какому пути пойдет тот или иной субъект малого предпринимательства. Будет ли предприятие динамично развиваться, совершенствовать производственный процесс, вносить свой вклад в экономику государства или "застрянет" на этапе развития и становления.
Важным элементом развития малого бизнеса служат инвестиции. Данные табл. 2 показывают долю инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства, который составляет всего 3,9%.
Рассмотрим структуру малых предприятий по видам экономической деятельности, что позволит определить меняющиеся предпочтения начинающих предпринимателей и проанализировать состояние различных видов деятельности по отношению к малому бизнесу (Приложение 1). Из данных, приведенных в табл., следует, что доля малого бизнеса в общем числе предприятий составляет 23,9% в 2008 г. Наблюдается увеличение доли малого бизнеса по сравнению с 2007г.
Число малых предприятий по видам экономической деятельности достаточно незначительное, при этом показатели сильно разбросаны: от 0,05% от общего числа предприятий в рыболовстве и рыбоводстве до 10,7% в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий.
Рост малых предприятий 
Соотношение доли прибыльных и убыточных организаций по видам экономической деятельности (таблица 3) позволяет сделать вывод о низкой эффективности предпринимательской деятельности. Доля убыточных предприятий в сфере малого бизнеса в 2005 г. достигла 36%. Наибольшая доля убыточных предприятий в 2005 г. в сфере малого бизнеса приходилась на рыболовство и рыбоводство - 51% от общего числа малых предприятий. Данные показатели свидетельствуют о том, что половина из всех организаций данной отрасли убыточна.
Таблица 3 - Удельный вес убыточных малых предприятий в общем числе малых предприятий по видам экономической деятельности, %
2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | |
Всего  | 
  35,4  | 
  31,4  | 
  29,8  | 
  28,3  | 
Сельское  хозяйство, 
  охота и лесное           | 
  48,8  | 
  40,2  | 
  42,2  | 
  34,8  | 
Рыболовство, рыбоводство  | 
  52,4  | 
  49,2  | 
  48,5  | 
  44,2  | 
Добыча полезных ископаемых  | 
  51,3  | 
  48,2  | 
  47,3  | 
  45,4  | 
Обрабатывающие производства  | 
  38,8  | 
  34,2  | 
  32,7  | 
  30,4  | 
Производство и распределение    | 
  40,9  | 
  36,5  | 
  36,8  | 
  33,8  | 
Строительство  | 
  36  | 
  32,6  | 
  29,9  | 
  28,7  | 
Оптовая и розничная 
  торговля; ремонт   | 
  32,4  | 
  28,52  | 
  26,2  | 
  24,8  | 
Гостиницы и рестораны  | 
  41,1  | 
  37,1  | 
  36,3  | 
  29,9  | 
Транспорт и связь  | 
  40,7  | 
  37,2  | 
  35,7  | 
  33,8  | 
Финансовая деятельность  | 
  37,7  | 
  34,7  | 
  34,3  | 
  33,9  | 
Операции  с недвижимым 
  имуществом,        | 
  36,1  | 
  34  | 
  33,4  | 
  32,8  | 
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное соц. обеспечение  | 
  33  | 
  23,7  | 
  18,2  | 
  16,2  | 
Образование  | 
  38,9  | 
  34  | 
  29,3  | 
  29,6  | 
Здравоохранение и предоставление   | 
  40  | 
  32,5  | 
  33,1  | 
  31,6  | 
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг  | 
  37,2  | 
  33,8  | 
  33,1  | 
  33,8  | 
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития