Методы обеспечения конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 07:08, реферат

Описание работы

Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ФАКТОРЫ…….3
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации………...3
1.2. Факторы конкурентоспособности организации………………………....5
1.3. Этапы оценки конкурентоспособности организации…………………...8
1.4. Методы оценки конкурентоспособности организации…………………8
1.4.1. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя……………………………………………………...9
1.4.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке……………………………….…………10
1.4.3. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке……………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ООО "САММИТ" (ТУРФИРМА «СОЛВЕКС ТРЭВЭЛ»)……..12
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….12
2.2. Исследование конкурентоспособности «Солвекс Трэвэл»……………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

методы оценки конкур.docx

— 367.25 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ФАКТОРЫ…….3

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации………...3

1.2. Факторы конкурентоспособности  организации………………………....5

1.3. Этапы оценки  конкурентоспособности организации…………………...8

1.4. Методы оценки  конкурентоспособности организации…………………8

1.4.1. Метод оценки  конкурентоспособности организации  на основе интегрального показателя……………………………………………………...9

1.4.2. Метод оценки  конкурентоспособности организации  на основе сравнения показателей  конкурентоспособности конкретных  товаров предприятий на конкретном  рынке……………………………….…………10

1.4.3. Метод оценки  конкурентоспособности организации  на основе сравнения соотношений  конкурентоспособности товаров  предприятия и доли его на  рынке……………………………………………………………..10

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ  И УСЛУГ ООО "САММИТ" (ТУРФИРМА «СОЛВЕКС ТРЭВЭЛ»)……..12

2.1 Общая характеристика  организации…………………………………….12

2.2. Исследование  конкурентоспособности «Солвекс  Трэвэл»……………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20

Список использованных источников………………………………………...21 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Один  из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция  товаропроизводителей.

     Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

     Фактор  конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя  под угрозой вытеснения с рынка  непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

     Актуальность  рассмотрения темы данной провести работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. А для этого необходимо провести оценку конкурентоспособности организации, использую один из методов, о которых будет говориться далее. Это, в свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а, следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке товаров и услуг.

      ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ФАКТОРЫ

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации

     Понятие "конкурентоспособность организации" является рыночным, многофакторным и  междисциплинарным. Оно исходит  из конкуренции и проявляется  в конкурентных преимуществах предприятия.

      Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

     Конкуренция выполняет следующие важнейшие  функции:

    1. утверждение суверенитета потребителей;
    2. постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
    3. стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
    4. обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
    5. саморегулирование товаропроизводителей;
    6. дифференциация товаропроизводителей;
    7. распределение ресурсов среди товаропроизводителей.

     Реализация  функций конкуренции приводит к  необходимости создания в экономике  конкурентной среды как в интересах  товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции  конкуренции с конкурентными  преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.

     Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке, которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках, где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы.

     Конкурентное  преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".

     Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

      1.2. Факторы конкурентоспособности организации

     Повышение конкурентоспособности предприятия  предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.

     Факторы конкурентоспособности предприятия так же делятся на внутренние и внешние.

   К внешним факторам конкурентоспособности предприятия относят:

  1. конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;
  2. характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
  3. развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
  4. случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
  5. экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

     К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

     Внутренние  факторы конкурентоспособности  предприятия можно подразделить на следующие группы.

     1) Структурные: 

     - прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

     - миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

     - совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

     - уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

     - уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

     - уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

     - совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

     - сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

     2) Ресурсные: 

     - уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

     - сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

     - доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

     3) Технические: 

     - удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

     - уровень качества изготовления товаров.

     4) Управленческие:

     - уровень конкурентной стратегии предприятия;

     - уровень конкурентоспособности менеджмента;

     - уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

     - уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

     - уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

     - уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

     5) Экономические: 

     - показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

     - скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

     - финансовая устойчивость функционирования предприятия;

     - доля экспорта наукоемких товаров.  

     1.3. Этапы оценки конкурентоспособности организации

     Конкурентоспособность  является одним из основных показателей состояния предприятия как хозяйственной системы, которая определяет перспективы дальнейшего развития, возможность достижения стратегических целей и заданий. Поддержание и увеличение конкурентоспособности может рассматриваться и как одна из функциональных стратегических целей предприятия.

     Оценка  конкурентоспособности предприятия предполагает проведение такой работы:

Таблица 1-Этапы оценки конкурентоспособности

Определение круга предприятий конкурентов.
Сбор  информации по деятельности предприятий.
Формирование  системы оценивающих показателей.
Обработка информации и получение общей  оценки конкурентоспособности.

Информация о работе Методы обеспечения конкурентоспособности предприятия